1. Реформа «Золотой маски» завершена
Экспериментам в новой «Золотой маске» не место.
Фото агентства «Москва»
В декабре секретариат Союза театральных деятелей утвердил новое положение Российской национальной театральной премии «Золотая маска»: выработаны новые принципы определения номинантов и лауреатов. Фестиваль переходного периода состоялся, но в усеченном режиме. Жюри смотрело спектакли-номинанты на родных сценах. Уже в этом сезоне дирекция «Золотой маски» обещает вернуть фестиваль в Москву. Если говорить коротко, то перезагрузка «Маски» пошла по двум линиям: подключилась идеологическая составляющая и сформулирован новый подход к результатам театральной работы.
Среди критериев оценки заявленных на премию работ указано на воплощение в спектаклях традиционных духовно-нравственных ценностей. Также в новом положении говорится об обязанности учредителя и всех участников мероприятий премии и фестиваля следовать этическим нормам и принципам, изложенным Константином Сергеевичем Станиславским в труде «Этика». Отметим, что Станиславский в своей работе обращался прежде всего к артисту, в новой же «Золотой маске» важность артиста нивелирована до участника коллективной работы (впрочем, об этом тоже говорится в «Этике»).
Отныне «Золотая маска» будет присуждаться спектаклю. Частные номинации упразднены: статусом лауреата «Золотой маски» будут обладать режиссеры, художники и другие участники постановочной команды, а также артисты, занятые в двух премьерных составах спектаклей-победителей. Стоит ли говорить о том, что ценность «Золотой маски» для участников процесса девальвируется? С учетом того что среди победителей может быть названо от одного до пяти спектаклей в каждой из категорий, лауреатов «Маски» уже после первого сезона по новым правилам будет пруд пруди.
По сути, «Маска» стала директорской. Неудивительно, ведь руководитель премии, ее вице-президент – директор Театра им. Вахтангова Кирилл Крок. Он уже высказывал в своих интервью мысль о неправильной схеме, когда театр вкладывается в постановку, а «Маску» увозит приглашенный режиссер. К разговору об этике: президент «Золотой маски» Владимир Машков руководит двумя театрами, вице-президент Кирилл Крок – еще одним, патронирует фестиваль администрация президента, чей сотрудник Сергей Новиков, как раз ответственный за перезагрузку (присутствовал на ключевых заседаниях), ставит оперные спектакли. Противники старой «Золотой маски», которые сейчас как раз у руля, не раз говорили о том, что эксперты и жюри находились в зависимом положении, ведь директор фестиваля Мария Ревякина возглавляла и Театр наций. Сейчас ситуация выглядит так же.
Итак, премию за лучший спектакль (до пяти лауреатов) будут вручать в следующих категориях: «Драматический театр» (здесь есть деление на большую и малую формы), «Опера, оперетта/мюзикл», «Классический балет», «Современный балет», «Современный танец», «Театр кукол», «Лучший спектакль для детей». Исключены специальные премии жюри и номинация «Эксперимент».
Работа экспертных советов стала открытой: если раньше интрига сохранялась до объявления номинантов, то сейчас процесс отбора спектаклей афишируется, по публикациям в соцсетях можно легко определить, какие спектакли дошли до статуса «соискатель» (эти постановки эксперты смотрят вживую, остальные проходят отбор по видео), от которого до номинанта один шаг. В номинацию могут попасть от двух до десяти спектаклей, в лауреаты – от одного до пяти.
Источник: