2020: итоги работы правительства Мишустина
Вначале новое правительство обязано было сосредоточиться на реализации нацпроектов, но вмешалась эпидемия. Фото Reuters
ГЛАВНЫЙ ВЕКТОР ЗАДАЛ КОРОНАВИРУС
Диана Каплинская
Вначале новое правительство собиралось фокусироваться на реализации нацпроектов, но главный вектор его деятельности в прошлом году обусловил коронакризис – пришлось оперативно реагировать на быстро ухудшающуюся экономическую ситуацию.
Для бизнеса
В части поддержки бизнеса одной из более важных мер стала выдача беспроцентных кредитов на выплату заработных плат. Средства предоставлялись банками-агентами при поддержке Банка Рф в 1-ые 6 месяцев, а ставка составила 0%, при всем этом гарантии по кредитам обеспечивались поручительством ВЭБ.РФ (до 75%).
Также была запущена программка поддержки занятости компаний из пострадавших отраслей, ставка по которой составила 2%. При всем этом компаниям, которые сохранят не наименее 90% служащих к 1 апреля 2021 года, кредит будет списан вкупе с процентами. Выполнялось льготное кредитование МСП по ставке 8,5%. Производилось кредитование на поддержание обратных средств и сохранение рабочих мест для системообразующих компаний, были существенно смягчены условия предоставления кредитов.
МСП были предоставлены кредитные и налоговые каникулы, а выплаты малому бизнесу из пострадавших отраслей выполнялись из расчета 12 130 руб. на сотрудника. В 2020 году аэропортам и организациям были предоставлены субсидии из бюджета за счет средств Запасного фонда РФ в размере 10,9 миллиардов руб., а в критериях пандемии было принято решение оказать поддержку авиакомпаниям в 23,4 миллиардов руб.
Строительный сектор получил значимую поддержку в виде программки льготной ипотеки, которая стимулировала спрос, доведя размер выдачи ипотечных кредитов до рекордного. Были предоставлены ипотечные каникулы заемщикам, а для проектов с низким уровнем реализации проектное финансирование обеспечивал «Банк ДОМ.РФ». Выполнялось субсидирование процентных ставок по кредитам застройщиков, предоставлялось льготное кредитование застройщиков, относящихся к МСП. Были отменены санкции за неисполнение сроков ввода и оказаны доп меры поддержки застройщикам – системообразующим компаниям.
Сразу с сиим ажиотажный спрос привел к подорожанию недвижимости в отдельных регионах. В рамках реализации нацпроекта «Жилище и городская среда» были перевыполнены плановые характеристики по расселению аварийного жилища и стимулированию регионального жилищного строительства.
Обозначенные меры дозволили ограничить рост безработицы в стране и сохранить рост настоящих заработных плат. Не считая того, удалось избежать негативных тенденций в корпоративном кредитовании. Реализация мер поддержки также содействовала сохранению банковского кредитного ранца на размеренном уровне, а к концу 2020 года в рисковом секторе МСП было зафиксировано понижение толики просроченной задолженности по кредитам. Приметное улучшение ситуации наблюдалось и в отраслях, в большей степени пострадавших от пандемии.
Нехорошим последствием кризиса сделалось понижение числа ИП на 134 тыс., а числа юридических лиц – на 189 тыс. Очередной неувязкой стал возросший риск формирования ипотечного пузыря из-за выданных 3,74 трлн руб. ипотечных кредитов. В части продовольственного рынка на фоне пандемии обострилась неувязка незащищенности русского пользователя от резких конфигураций конъюнктуры глобальных рынков товаров питания и сельскохозяйственного сырья. Не считая того, текущие решения правительства РФ по ограничению экспорта сельхозтоваров в среднесрочной перспективе могут стать предпосылкой еще одного витка цен на базисные продукты АПК из-за сокращения их производства.
Для людей
В части поддержки людей более важными мерами стали выплаты пособий на малышей в возрасте от 3-х до 7 лет включительно, единовременные выплаты в размере 10 тыс. руб. на всякого малыша в возрасте от 3 до 16 лет, каждомесячные выплаты в течение апреля–июня 2020 года семьям с детками до 3-х лет, доборная выплата на всякого малыша в возрасте до восьми лет по 5 тыс. руб. и повышение размера пособий по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет вдвое – до 6752 руб.
Кроме этого выполнялась поддержка людей, потерявших работу. Так, был увеличен наибольший размер пособия по безработице – до 12 130 руб., малый размер – до 4500 руб., а в случае наличия несовершеннолетних малышей пособие выплачивалось в завышенном размере. Осуществлялись выплаты мед работникам и работникам соц служб, волонтерам. Была снижена долговая перегрузка на людей, которые имели ипотечный либо потребительский кредит. Они могли пользоваться кредитными каникулами на срок до 6 месяцев в случае понижения доходов на 30% и наиболее.
Обозначенные меры смогли ограничить понижение доходов населения и, как следует, поддержать потребительский спрос. Настоящие располагаемые валютные доходы населения замедлили темпы падения в 3-ем квартале 2020 года до 4,8% в годичном выражении опосля падения на 8,4% во 2-м квартале, а падение оборота розничной торговли по итогам 11 месяцев 2020 года сократилось до 4,1% в годичном выражении при сопоставлении с падением на 6,1% за 1-ое полугодие.
В части поддержки выполнения бюджетов субъектов РФ более важными мерами поддержки стали выделение доп размера денежной помощи регионам в размере 300 миллиардов руб., повышение сроков и лимитов на предоставление казначейских кредитов и их рефинансирование. Также была осуществлена реструктуризация федеральных экономных кредитов, а обозначенные меры посодействовали вовремя повысить сбалансированность выполнения консолидированных бюджетов субъектов РФ, также заместить банковские кредиты.
В целом темп восстановления русской экономики в критериях все еще сохраняющихся рисков пандемии и необходимости соблюдения ряда ограничений почти во всем зависит от предстоящей реализации мер поддержки как бизнеса, так и людей, занятости, региональных бюджетов, которые будут испытывать завышенную нагрузку еще пару лет. Принципиально учесть, что почти все из реализованных мер поддержки лишь отложили необходимость выплат и могут востребовать продления в случае наиболее неспешного, чем ожидается, восстановления экономической активности.
Диана Ивановна Каплинская – вице-президент Центра стратегических разработок
ЭКЗАМЕН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПРИДЕТСЯ СДАВАТЬ В 2021 ГОДУ
Никита Масленников
В правительственном календаре 2021 года январь отмечен первой круглой датой – сзади 1-ые 12 месяцев напряженной работы в обстоятельствах по-настоящему исключительных. Экономический кризис, спровоцированный эпидемией COVID-19 и карантинными ограничениями, серьезные тесты для денежной стабильности, выстраивание с колес мер поддержки населения и бизнеса, организация борьбы с коронавирусной заразой, планирование следующего восстановления русского хозяйства с исцелением его аритмии и ориентацией на достижение наццелей – уже этого довольно, чтоб засчитывать исполнившийся срок с коэффициентами, обычно используемыми к службе в критериях боевых действий.
Подготовительные макроитоги тоже имеют значение. Без антикризисных усилий экономика свалилась бы поглубже как минимум на 2 п.п. Наиболее выраженными оказались бы и сокращение настоящих располагаемых доходов населения, и рост безработицы, и повышение бедности. Количественный расклад результатов-2020 (в скором времени он будет представлен Росстатом), безусловн, важен и существенен. Меж тем еще примечательнее, пожалуй, высококачественная сторона управленческих решений и действий, им поспособствовавших.
У всякого человека в нраве постоянно есть мощные и слабенькие стороны. То же характерно и правительствам, что отражается на стиле их деятельности и коммуникаций. В этом смысле сегодняшний кабинет министров в течение года полностью ясно нашел несколько приметных черт.
Во-1-х, очень приметно возросла скорость принятия и выполнения регулятивных решений вкупе с адекватностью осознания болевых точек, жать на которые нужно для сохранения жизнеспособности экономики и социальной сферы. Во-2-х, таковая акупунктура очевидно тяготеет к системности, складываясь в итоге в восстановительное и наццелевое планирование как жив процесс, корректируемый способностями наращивания социальной отдачи от динамики ВВП. В-3-х, налицо твердая увязка прогрессирующей социализации экономического роста с преодолением его структурных ограничений. Под сиим углом зрения вся правительственная повестка по возвращению экономики на докризисный предел по количественным макропоказателям оказывается собственного рода ключом на старт убыстрению формирования новейшей модели развития. Аспект фуррора тоже понятен и, к слову, определен самим же кабинетом министров – двукратный выход за границы инерционной макродинамики в 1,5–2% годичного роста ВВП на базе его новейших источников: пуска вкладывательного цикла, активной роли малого и среднего бизнеса, роста несырьевого неэнергетического экспорта и, естественно же, увеличения совокупной факторной производительности труда, неосуществимого без обновления институциональной оснастки экономики, ее инфраструктуры, гибкой организации рынка труда и технологических прорывов, одним из которых является повсевременно остающаяся на слуху цифровизация.
Еще одна стилевая изюминка истекшего правительственного года – на порядок возросшая интенсивность коммуникаций с делом и обществом, содействующая большей доказательности проводимого курса. Резервов на этом поприще много. Часто деяния приметно опережают их объяснения. Тем не наименее на очах финансовая политика из «потока ордонансов» сверху вниз преобразуется в систему неизменных отношений меж предпринимательским классом и гражданами и государством по поводу принятия и выполнения его решений, касающихся деловой жизни и ее соц проекций. На то, что коммуникации далековато не односторонни, показывает и история с принятием закона о соглашениях по защите и поощрению финансовложений, включая поправки к нему, учитывающие реакцию бизнес-объединений, и корректировки по ходу административной реформы, прямо отражающие предложения экспертного общества, и почти все остальные «кейсы» такового рода.
Содержательные перемены в деятельности правительства, на мой взор, решающим образом стали вероятны благодаря поправкам к Конституции РФ, касающимся организации системы общественной власти. По большенному счету их можно сопоставить с вакцинацией госуправления от иммунодефицита эффективности. Мощные стороны в работе кабинета министров в прошлом году разрешают представить, что исцеление может принести плоды. Тем не наименее листья для лавровых венков еще не распустились. При этом положительные подвижки могут перейти в свою противоположность, если деяния, обещающие доброкачественный экономический итог с высочайшей социальной отдачей, будут приостановлены либо совсем свернуты. Непоследовательность правительств и их медленная реакция на тривиальные недостатки экономической структуры по опыту прошедших лет никак не содействовали устойчивому развитию.
В этом смысле чуть ли не самый принципный вызов-2021 – как не попасть в ловушку-2022, когда восстановление экономики в ее сегодняшней структуре (с теми же толиками в ВВП секторов услуг, малого и среднего бизнеса и т.п.) определит возвращение к темпам роста в рамках потенциального выпуска в интервале 1,5–2,5%. При этом верхняя граница достижима только при суперкомфортных наружных критериях.
Как уклониться от последовательности «свалились–отжались–расслабились» – вопросец в принципе риторический. Ответ – по гамбургскому счету – сложился в антикризисной практике 2020 года и планах на среднесрочную перспективу с упором на обновление критерий ведения бизнеса и гарантии их стабильности. В то же время уверенность людей в реализации такового рода сценария все еще не очень высока. Индекс экономической надежды по итогам крайнего опроса Gallup International (проводился в ноябре-декабре прошедшего года сразу в 41 стране) у россиян оказался в два раза ниже, чем в среднем в мире. Это значит, что расслабляться заблаговременно. С зачетной сессией – 2020 правительство совладало, впереди, но, экзаменационная –2021.
Никита Иванович Масленников – экономический эксперт.
ЧТО СТОИТ ЗА НАЛОГОВЫМИ НОВАЦИЯМИ ПО НДФЛ В ПЕРИОД КОРОНАКРИЗИСА
Вадим Засько
В кризисном 2020 году было принято несколько маленьких, но очень принципиальных инициатив развития налоговой политики в части налогообложения доходов людей. Выделим три из их: введение налогообложения доходов по вкладам; введение ставки 15% на доходы, превосходящие 5 млн руб. в год; введение облегченного порядка доказательства налоговых вычетов по НДФЛ, внесенное правительством РФ в Госдуму.
С одной стороны, вектор завышенного внимания к налогообложению людей обоснован несколькими беспристрастными факторами: дефицитностью региональных бюджетов, в то время как НДФЛ является одним из главных их источников; высочайшим уровнем публичного запроса на социализацию НДФЛ; низкой социальной эффективностью налоговой политики в сфере налоговых вычетов по НДФЛ; снижающимся, но все еще высочайшим уровнем теневых доходов людей.
И если тема легализации налоговой базы по НДФЛ не сходит с повестки в протяжении всей новой налоговой истории, то расширение налоговой базы за счет введения новейших объектов налогообложения – это довольно редчайшее и, естественно, непопулярное решение.
Полностью понятно рвение купировать делему сжатия доходной базы региональных бюджетов за счет введения новейшего объекта налогообложения – доходов, приобретенных по банковским вкладам. Но давайте разглядим это решение как с фискальной точки зрения, так и социально-экономической.
Если глядеть под углом заботы о наполнении региональных бюджетов, то сначала нужно было бы направить внимание на региональную структуру формирования налоговой базы по доходам от вкладов. Даже неискушенному мещанину будет разумеется, что больший экономный эффект будут получать обычно и так обеспеченные налоговыми доходами регионы, просто в силу того, что размер огромных вкладов, доходы по которым будут превосходить несчастный миллион рублей, сосредоточен практически в нескольких городках. А главный массив регионов так и остается за чертой доп источника доходов.
Вместе с сиим понижение доходности по вкладам может оказать косвенное воздействие на отток сбережений в спекулятивный сектор экономики, что, в свою очередь, может оказать негативное воздействие как на банковскую ликвидность, так и на сокращение кредитных ресурсов банков со всеми вытекающими отсюда последствиями. Другими словами и без того низкие ставки просто отобьют у части вкладчиков желание сохранять свои сбережения в банках, а означает, снизится и возможная налогооблагаемая база.
Признавая в целом необходимость развития института налогообложения доходов людей, в том числе и в части расширения объектов, вызывают колебание глубина проработки принятого решения, необходимость его принятия в текущем году.
Вдогонку к новенькому объекту налогообложения принимается решение и о внедрении завышенной ставки (15%) для доходов, превосходящих 5 млн руб. в год. Непременно, гласить о сколь-нибудь важном объеме доп поступлений в экономную систему не приходится. Напомним, по оценкам Минфина, годичный размер доп поступлений оценивается в границах 60 миллиардов руб., что составляет порядка 1,5% от суммарного размера НДФЛ.
Но данное решение носит никак не фискальный нрав, хотя бы в силу того, что завышенная ставка будет носить «окрашенный» нрав, а сборы по ней направляться на финансирование отдельных направлений в части детского здравоохранения. Непременно, это решение следует разглядывать только с социальной точки зрения – «богатые должны больше финансово участвовать в решении муниципальных задач».
При всей неоднозначности заслуги цели по формированию справедливого подхода к налоговым изъятиям зависимо от уровня дохода следует признать, что данное решение является, на самом деле, компромиссным и довольно взвешенным меж сохранением единой плоской шкалы и введением настоящего прогрессивного налогообложения доходов. Почти всеми профессионалами оно воспринимается как предварительная площадка для предстоящего развития прогрессии в системе налогообложения доходов людей.
Совместно с тем перспективы существенного увеличения социальной функции НДФЛ довольно широки и находятся в плоскости не управления налоговой ставкой, а управления налоговыми вычетами. А именно, издавна назрел вопросец инвентаризации обычных налоговых вычетов, пересмотра пороговых значений по вычетам, исходя из фактических реалий нынешнего денька. Ну и основное поле социализации НДФЛ – это, непременно, внедрение в Рф передовых глобальных практик налогового администрирования доходов людей в части установления необлагаемого минимума. Более многообещающим в этом смысле представляется реализация внедрения необлагаемого дохода через установление обычных налоговых вычетов в размере, сопоставимом с кратными размерами малого размера оплаты труда (МРОТ).
Естественно, лобовой прямолинейный расчет указывает, что внедрение подобного рода обычных налоговых вычетов по НДФЛ может привести к очень значимым выпадающим доходам региональных бюджетов. Что и является главный неувязкой реализации практики внедрения обычных налоговых вычетов для малозарабатывающих людей.
И в связи с сиим увлекательной смотрится правительственная инициатива значимого упрощения процедур получения гражданами налоговых вычетов по НДФЛ. Отмечу, владея неповторимыми информационными массивами и технологиями, нынешняя Федеральная налоговая служба в системе контроля за обоснованностью внедрения гражданами налоговых вычетов полностью может обойтись заявительным порядком волеизъявления гражданина на получение того либо другого вычета. Но, невзирая на это, для того чтоб получить этот же материальный вычет при покупке квартиры, гражданину как и раньше необходимо заполнять декларацию, прикладывать документы, ожидать больше 3-х месяцев возврата ранее уплаченного НДФЛ.
Фактически, конкретно на это – внедрение заявительного порядка на получение вычета по НДФЛ – и ориентирована еще одна инициатива властей в ушедшем году. Проект соответственного закона был внесен в Госдуму 17 декабря.
Беря во внимание значимость данной правительственной инициативы, все есть основания считать, что получится избежать волокиты и законопроект будет принят до пришествия декларационной кампании в 2021 году. Пока же, согласно подготовительному плану работы Госдумы, законопроект быть может рассмотрен в первом чтении до конца января 2021 года.
Вадим Николаевич Засько – декан факультета налогов, аудита, бизнес-анализа Денежного института при правительстве РФ, доктор экономических наук.
Источник: