21 июня 1965 года родился 1-ый тайкунавт Китая – Ян ЛИВЭЙ
Ян Ливэй родился в городке Хулудао, уезда Суйчжун на северо-востоке провинции Ляонин, в семье сельского бухгалтера и учительницы. Не считая него, в семье были также старшая сестра и младший брат. Будущий тайкунавт рос активным и пытливым, увлекался спортивным плаванием и катанием на коньках, в школе больше всего обожал четкие науки.
В 1983 году Ян Ливэй закончил среднюю школу в окружении Сэчон, являвшуюся наилучшей в уезде Суйчжун. Еще в старших классах Ян Ливэй грезил о профессии военного летчика, и прошел для этого надлежащие обследования и испытания.
В осеннюю пору 1983 года Ян Ливэй был зачислен во Вторую школу подготовительной подготовки летчиков ВВС (Военно-воздушные силы (флот) (ВВС, ВВФ) — вид Вооруженных сил государства, в функции которого входит борьба с противником, находящимся в космосе, воздушном пространстве, на земле, на поверхности моря и под водой, а также транспортировка десанта, доставка имущества и вооружения, воздушная разведка, разведка погоды при помощи летательных аппаратов) Народно-освободительной армии Китая (НОАК) в городке Баодин. Позднее он был переведен в Восьмое летное училище в Синьцзяне. В 1987 году Ян Ливэй удачно стал летчиком-истребителем. Военную службу он проходил в авиационных частях в провинциях Шэньси и Сычуань. За время службы Ян Ливэй налетал 1350 часов.
Предыстория китайской галлактической программки
На годы военной карьеры Ян Ливэя пришлось финишное становление Китая, как галлактической державы. К этому званию страна шла долгим и сложным методом.
Существует легенда, что узнав о запуске Первого искусственного Земли в 1957 году, Мао Цзэдун горько воскрикнул: «А Китай не способен выслать в космос даже картофелину!». Вообщем, уже через полторы недельки опосля этого исторического действия два ведущих коммунистических страны мира подписали контракт о оказании помощи в области ракетно-космической техники. СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) по этому договору передал КНР (Китайская Народная Республика — государство в Восточной Азии. Крупнейшее по численности населения государство мира) несколько 10-ов баллистических ракет. За считанные годы китайцы стопроцентно исследовали их и наладили создание собственных подобных образцов. Отныне страна взяла курс на самостоятельное покорение вселенной.
Но скоро дела меж фаворитами 2-ух государств испортились. Мао Цзэдун не выслал Н. С. Хрущеву официального поздравления в связи с полетом Юрия Гагарина, а 1-ый астронавт никогда не был приглашен в Китай. Эта холодная пауза затянулась практически на 30 лет. Невзирая на то, что в следующем китайцы в целом следовали по эталону русской астронавтики, самый 1-ый проект пилотируемого галлактического комплекса «Шугуан» («Рассвет») был быстрее попыткой скопировать южноамериканские корабли «Меркурий» и «Джемини». Четкие данные и вероятные фото этого китайского корабля или засекречены, или утрачены. О сходстве с южноамериканскими аппаратами можно судить по уцелевшим чертам и мотивированным задачкам. Программка «Шугуан» была начата в 1966 году и закрыта через 6 лет, оставшись незаконченной, невзирая на то, что в 1970 году проводился 1-ый набор будущих китайских астронавтов. Неудачной оказалась и попытка сделать корабль, по конструкции и предназначению близкому к кораблям «Восток» либо «Восход».
В предстоящем Китай сосредоточился на развитии орбитальных спутников, и о пилотируемом освоении вселенной на некое время не вспоминали. Прямо до конца 1980-х годов временами появлялась информация о наборах астронавтов, в широкий доступ попадали фото и имена вероятных кандидатов. Но четкой инфы нет.
Лишь в мае 1984 года президент США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) Р. Рейган, во время визита в Китай, высказал идею полета гражданина КНР (Китайская Народная Республика — государство в Восточной Азии. Крупнейшее по численности населения государство мира) на южноамериканском шаттле в качестве спеца полета. Сейчас нет четких данных, велись ли меж Китаем и США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) наиболее подробные переговоры по этому вопросцу, но прямо до катастрофы «Челленджера» и опосля неё ни один китайский гражданин на подготовку в Америку так и не прибыл.
В 1986 году в сообщениях СМИ (Средства массовой информации, масс-медиа — периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы) возникла информация, что в Китае опять начат набор астронавтов, и готовится свой пилотируемый корабль для полета в космос. Но к 1989 году сведений о каких-то успехах китайской пилотируемой программки все еще не было. М. С. Горбачев, находясь тогда с визитом в Пекине, заявил тогда о этом: «Я бы приветствовал полёт китайского астронавта на станцию «Мир», я не вижу никаких препятствий. В определенном плане мы этот вопросец не обсуждали, потому что пока такового воззвания не было».
Воззвания так и не поступило – к тому моменту управление Китая совсем избрало самостоятельный путь в развитии пилотируемой астронавтики. 21 сентября 1992 года управление Компартии Китая утвердило пилотируемую программку Китая, состоявшую из 3-х шагов. По сиим планам собственные ракета-носитель и галлактический корабль должны были быть готовы к пилотируемым полетам к 2002 году. Планы предугадывали последовательное получение опыта автономных полетов в космос, опосля что планировалось создание китайской галлактической станции. Программка получила заглавие «Проект 921.1».
Макет корабля «Шэньчжоу»
В январе 1993 года начались работы над кораблем, получившим имя «Шэньчжоу» («Священный челнок»). Его ранешний проект был представлен мировой общественности на конгрессе Интернациональной Федерации космонавтики в 1992 году. Конструктивно и снаружи корабль напоминал корабль «Альянс». Конкретно при его разработке использовались технологии корабля «Альянс Т». Тем не наименее, китайцы занесли ряд собственных улучшений, конфигураций и доработок. Значимой является и толика девайсов западного эталона, до этого всего, электроники. По технологии, аналогичному российскому спасательному скафандру «Сокол-КВ2» изготавливались и китайские скафандры.
Корабль разрабатывался и изготавливался в Китайской исследовательской академии галлактической технологии и Шанхайской исследовательской академией галлактической техники. Сборка и тесты КК проходили в новеньком, самом большом в КНР (Китайская Народная Республика — государство в Восточной Азии. Крупнейшее по численности населения государство мира) Пекинском исследовательском и экспериментальном центре аэрокосмической техники, известном также как «Аэрокосмический город». Управление полетами был должен производить Пекинский аэрокосмический центр управления и контроля с внедрением наземных станций в КНР (Китайская Народная Республика — государство в Восточной Азии. Крупнейшее по численности населения государство мира) и за рубежом, также кораблей слежения. В разработке, изготовлении и испытаниях корабля приняли роль надлежащие отделения Академии КНР (Китайская Народная Республика — государство в Восточной Азии. Крупнейшее по численности населения государство мира) и Министерства информационной индустрии. Генеральный конструктор корабля Ци Фажэнь в 1957 году закончил Пекинский институт аэронавтики и космонавтики и участвовал в разработке первого китайского спутника «Дунфанхун-1», запущенного в 1970 году. Иной генеральный конструктор программки Ван Юнчжи, ответственный за все технические вопросцы, получил высшее образование в МАИ имени С. Орджоникидзе.
Схематичный набросок ракеты-носителя «Чанчжэн-2F»
Сразу шли разработки ракеты-носителя «Чанчжен-2F» либо «Величавый поход». Стартовые комплексы возводились на космодроме Цзюцюань. Для подготовки и проживания будущих астронавтов в округах Пекина строились Центр управления полетом, Центр подготовки и Галлактический городок, почти во всем подобные русским образчикам.
В разгар работ над техникой и созданием наземной галлактической инфраструктуры, начался и набор будущих астронавтов, либо как их стали именовать на китайский манер – тайкунавтов («тайкун», по-китайски «величавая пустота» либо «космос»).
Подготовительный шаг стартовал в октябре 1995 года. Кандидаты должны были соответствовать последующим требованиям: возраст до 35 лет, рост не наиболее 170 см, вес не наиболее 70 кг и не наименее 600 часов налета на самолетах. По сиим данным были отобраны практически полторы тыщи военных летчиков НОАК. По мере прохождения мед обследований и разных тестирований, их количество к лету 1996 года сократилось до 60 человек. Они прошли углубленные обследования в Главном лазарете ВВС (Военно-воздушные силы (флот) (ВВС, ВВФ) — вид Вооруженных сил государства, в функции которого входит борьба с противником, находящимся в космосе, воздушном пространстве, на земле, на поверхности моря и под водой, а также транспортировка десанта, доставка имущества и вооружения, воздушная разведка, разведка погоды при помощи летательных аппаратов) в Пекине. По их итогам была сформирована 1-ая группа из 14 человек: Чэнь Цюань, Дэн Цинмин, Фэй Цзюньлун, Цзин Хайпен, Ли Цинлун, Лю Бомин, Лю Ван, Не Хайшен, Пань Чжаньчунь, У Цзе, Ян Ливэй, Чжай Чжиган, Чжан Сяогуан и Чжао Чуаньдун. Информация о этом попала в широкий доступ лишь в мае 2003 года. Сама подготовка началась в январе 1998 года.
1-ый набор китайских тайкунавтов
Еще до окончания набора двое отобранных кандидатов, У Цзе и Ли Цинлун, 11 ноября 1996 года были командированы на подготовку в РГНИИ ЦПК имени Ю. А. Гагарина. В течение года китайцы изучали российский язык и проходили по программке общекосмической подготовки русских астронавтов. Опосля окончания подготовки, У Цзе был сертифицирован как командир корабля «Альянс ТМ» и орбитальной станции «Мир», а Ли Цинлун – как бортинженер соответственно. По возвращении в Китай, они занялись подготовкой собственных товарищей как инструкторы.
Меж тем, сведения о первых тайкунавтах, месте и режиме их занятий и иная информация по данной нам теме содержалась строжайшей тайне. Позже Ян Ливэй так вспоминал о 5 годах галлактической подготовки: «Тренировки и курс подготовки астронавтов было еще серьезнее и тяжелее, чем в институте и в ВВС (Военно-воздушные силы (флот) (ВВС, ВВФ) — вид Вооруженных сил государства, в функции которого входит борьба с противником, находящимся в космосе, воздушном пространстве, на земле, на поверхности моря и под водой, а также транспортировка десанта, доставка имущества и вооружения, воздушная разведка, разведка погоды при помощи летательных аппаратов). Но мы как 1-ые китайские астронавты страстно стремились как можно быстрее выполнить давнишнюю мечту китайского народа о успешном полете в космос. Потому я постоянно считал, что дело, которым я занимаюсь, для меня совсем не тяжелое».
Пока шла подготовка тайкунавтов, длилось тесты ракеты «Чанчжэн-2F» и корабля «Шэньчжоу». 20 ноября 1999 года состоялся удачный старт «Шэньчжоу-1». В течение 20 часов корабль выполнил 14 витков по орбите высотой 200х334 км. 21 ноября спускаемый аппарат «Шэньчжоу-1» удачно приземлился в данном районе автономной области Внутренняя Монголия. Следующие три испытательных полета в 2001 – 2002 годах также были признаны успешными, любой длился по 6 суток и 18 часов, выполнив по 108 витков.
В 2003 году в прессу стали поступать 1-ые сведения о первом пилотируемом полете китайского тайкунавта. Первыми их выпустили СМИ (Средства массовой информации, масс-медиа — периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы) Гонконга. Согласно им, полет планировался на октябрь 2003 года. Центральное телевидение КНР (Китайская Народная Республика — государство в Восточной Азии. Крупнейшее по численности населения государство мира) сказало о полете за недельку до него, 15 октября.
Ян Ливэй надевает скафандр перед стартом
8 октября галлактический корабль «Шэньчжоу-5» был вывезен на стартовую позицию космодрома. Официальные китайские СМИ (Средства массовой информации, масс-медиа — периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы) сказали о высоте орбиты, длительности полета и расчетное пространство приземления. 10 октября сделалось понятно имя основного кандидата на полет – 38-летний подполковник ВВС (Военно-воздушные силы (флот) (ВВС, ВВФ) — вид Вооруженных сил государства, в функции которого входит борьба с противником, находящимся в космосе, воздушном пространстве, на земле, на поверхности моря и под водой, а также транспортировка десанта, доставка имущества и вооружения, воздушная разведка, разведка погоды при помощи летательных аппаратов) Ян Ливэй. 14 октября объявили имена дублера и запасного тайкунавта – Чжай Чжиган и Не Хайшен соответственно. В этот же денек на космодром прибыл Генеральный секретарь ЦК КПК и Председатель КНР (Китайская Народная Республика — государство в Восточной Азии. Крупнейшее по численности населения государство мира) Ху Цзиньтао. Вкупе с управлением Компартии и галлактической программки, он повстречался со всеми 3-мя тайкунавтами.
Днем 15 октября 2003 года, перед стартом «Шэньчжоу-5» Ян Ливэй обратился к гражданам Китая: «Я не разочарую весь китайский люд и Родину. Я буду созодать каждое движение с полной концентрацией. И я принесу славу армии и китайскому народу…».
В 9:03 по пекинскому времени ракета-носитель «Чанчжэн-2F» с кораблем «Шэньчжоу-5» и пилотом-тайкунавтом Ян Ливэем удачно стартовала. Через 9,5 минут галлактический корабль удачно вышел на околоземную орбиту, высотой 192 км в перигее и 331 км в апогее. Через полчаса опосля старта Ян Ливэй доложил доктору Ли Юнчжи, что ощущает себя отлично.
В 11:08 тайкунавт в первый раз пообедал в мироздании. В меню были включены куриное филе в кисло-сладком соусе, сладкий рис с цукатами и зеленоватый чай. Опосля обеда Ян Ливэй три часа сумел подремать в спальном мешке.
Ян Ливэй во время полета
На 7 часу полета Ян Ливэй выполнил корректировку орбиты, её новейшие характеристики составили 329х338 км. На шестом витке на связь с кораблем вышел министр обороны КНР (Китайская Народная Республика — государство в Восточной Азии. Крупнейшее по численности населения государство мира) Цао Ганчуань.
На 9 часу и 40 минутке полета Ян Ливэй обратился с борта «Шэньчжоу-5» к народам всего мира и в символ дружелюбной политики Китая развернул в кабине корабля флаги КНР (Китайская Народная Республика — государство в Восточной Азии. Крупнейшее по численности населения государство мира) и ООН. Позднее Ян Ливэй передал флаг ООН в штаб-квартиру организации в Нью-Йорке. Кроме их, в рамках памятных мероприятий в честь первого полета китайца в космос, Ян Ливэй брал с собой флаг с символом летних Олимпийских игр-2008, главные купюры китайской валюты, памятные марки и конверт, также семечки разных сельскохозяйственных культур от научных институтов КНР (Китайская Народная Республика — государство в Восточной Азии. Крупнейшее по численности населения государство мира) и Тайваня.
Опосля этого сеанса связи тайкунавт сумел также пообщаться со своими супругой и отпрыском. На этом большая часть полетного плана была выполнена, и Ян Ливэй сумел несколько часов подремать.
Ян Ливэй опосля эвакуации из спускаемого аппарата
Рано с утра 16 октября пекинский ЦУП отдал разрешение на спуск с орбиты и приземление. В 05:38 по пекинскому времени, когда «Шэньчжоу-5» пролетал над западными берегами Африки, был выдан тормозной импульс. В 06:22 спускаемый аппарат удачно приземлился в расчетном районе Внутренней Монголии. Ян Ливэя немедля эвакуировали прибывшие спасатели. О выполнении полета прямо с места высадки 1-ый тайкунавт доложил по телефону премьеру Муниципального совета КНР (Китайская Народная Республика — государство в Восточной Азии. Крупнейшее по численности населения государство мира) Вэнь Цзябао. В 07:40 на вертолете Ян Ливэя выслали в ближний аэропорт, а оттуда самолетом в Пекин. Там его встречали руководители страны и семья. «Галлактический корабль работал отлично, – доложил Ян Ливэй. – Я чувствую себя весьма отлично, и я горжусь собственной Родиной».
Вечерком такого же денька свершилась пресс-конференция с журналистами Центрального телевидения КНР (Китайская Народная Республика — государство в Восточной Азии. Крупнейшее по численности населения государство мира). Ян Ливэй отметил красоту Земли из вселенной, добавив, что не сумел узреть Величавую китайскую стенку. 7 ноября на праздничном собрании в Пекине Ян Ливэй, за проявленные мужество и героизм, был награжден медалью «За заслуги в мироздании», ему были присвоены звания полковника и «космонавта-героя».
Ян Ливэй стал 434-м человеком и первым гражданином КНР (Китайская Народная Республика — государство в Восточной Азии. Крупнейшее по численности населения государство мира), побывавшим в мироздании. Его полет сделал Китай, вместе с Россией и США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке), третьей галлактической державой, имеющей возможность отправлять людей в космос. Длительность полета Ян Ливэя составила 21 час и 23 минутки.
Не умаляя подвига Китая, необходимо отметить, что Ян Ливэй не является первым этническим китайцем в мироздании. За восемнадцать лет ранее им стал космонавт NASA Тейлор Уэнг, совершивший один галлактический полет на шаттле «Челленджер». Не считая того, уроженцами Китая были и остальные космонавты, а именно один из первых людей, летавших к Луне – родившийся в Гонконге пилот «Аполлона-8» Уильям Андерс. Также, в Шанхае родилась космонавт Шеннон Лусид, а на момент полета «Шэньчжоу-5» на борту Интернациональной галлактической станции работал этнический китаец Эдвард Лу.
Генерал-майор ВВС (Военно-воздушные силы (флот) (ВВС, ВВФ) — вид Вооруженных сил государства, в функции которого входит борьба с противником, находящимся в космосе, воздушном пространстве, на земле, на поверхности моря и под водой, а также транспортировка десанта, доставка имущества и вооружения, воздушная разведка, разведка погоды при помощи летательных аппаратов) НОАК Ян Ливэй
Тем не наименее, Ян Ливэй опосля полета в космос по праву стал «китайским Гагариным». Он вошел в состав управления Компартии и галлактической программки Китая – поочередно занимал должности директора Китайского центра исследовательских работ и подготовки тайкунавтов, заместителя директора Канцелярии пилотируемой программки КНР (Китайская Народная Республика — государство в Восточной Азии. Крупнейшее по численности населения государство мира) и начальника Центра подготовки тайкунавтов. В 2008 году Ян Ливэю было присвоено звание генерал-майора ВВС (Военно-воздушные силы (флот) (ВВС, ВВФ) — вид Вооруженных сил государства, в функции которого входит борьба с противником, находящимся в космосе, воздушном пространстве, на земле, на поверхности моря и под водой, а также транспортировка десанта, доставка имущества и вооружения, воздушная разведка, разведка погоды при помощи летательных аппаратов). Свои мемуары о галлактическом полете 1-ый тайкунавт тщательно обрисовал в автобиографической книжке «Девять ступеней меж землёй и небом». Именованием Ян Ливэя названы его родная школа и астероид.
© Арсений Котовский для общества «Твой сектор вселенной», 2020
Источник: vk.com
Источник: