Активисты уповают возродить ядерную программку Европы
Одна из крайних 6 еще работающих АЭС Германии. Фото Reuters
Германская финансовая газета Handelsblatt опубликовала статью о начавшихся в Германии демонстрациях в поддержку ядерной энергетики. Если опосля событий на японской АЭС «Фукусима-1», где произошла в марте 2011 года большая радиационная трагедия наибольшего, 7-го уровня по Интернациональной шкале ядерных событий (INES), которая привела к окончательному решению германского Бундестага о закрытии германских АЭС (был принят соответственный закон), толпы протестующих добивались закрытия АЭС, то на данный момент картина поменялась. Сначала сентября прошли митинги приверженцев возобновления работы германских АЭС поначалу в Брокдорфе (земля Шлезвиг-Гольштайн), а позже перед воротами АЭС в Лингене и Гронде в земле Нижняя Саксония. За ними последовали демонстрации около баварских АЭС «Изар-1» и «Гундремминг». А сначала октября демонстранты вышли с протестами против закрытия АЭС «Неккарвестхайм» в земле Баден-Вюртемберг. Основным содержанием девизов протестующих против закрытия АЭС было требование… защиты атмосферного климата. «Мы выступаем за наши атомные станции, вольные от выбросов двуокиси углерода», – звучали лозунги протестующих. Демонстранты интенсивно употребляли лозунги бойцов за сохранение атмосферного климата и в ряде всевозможных случаев объединялись со сторонниками движения Fridays for Future. Напомним читателям, что это общее движение, известное как «Школьная стачка за климат» либо «Пятница ради грядущего», было основано шведской школьницей Гретой Тунберг в 2018 году и содержит в себе в главном школьников и студентов.
Сторонники использования ядерной энергетики для заслуги погодных целей, как понятно, поддерживаются таковым влиятельным и известным менеджером, как Билл Гейтс. Handelsblatt приводит текст открытого письма Гейтса своим служащим от 2018 года. В нем он показывает, что «воспрепятствовать изменениям атмосферного климата недозволено, и в этом плане ядерная энергетика является эталоном для производства электроэнергии. Это соединено с тем, что это единственный на сто процентов вольный от эмиссии двуокиси углерода масштабируемый источник энергии, который доступен все 24 часа. Задачи же современных реакторов, связанные с возможностью аварий, могут быть решены за счет нововведений». Сам Гейтс, как понятно с его собственных слов, инвестировал 1 миллиардов долл. в свою фирму Terra Power, которая занимается исследованием реакторов. В научном журнальчике Science, подчеркивает газета, отказ от ядерной энергетики именуется «тяжеленной ошибкой», которая приведет к повышению эмиссии парниковых газов.
Организационные базы протеста
Демонстрации, отмечает газета, были организованы объединением Nuklearia. Эта организация возникла в 2013 году и официально зарегистрирована властями. В нее входят в том числе и бессчетные работники закрытых и закрываемых АЭС, предприниматели, в том числе связанные с атомной энергетикой, ученые и политики. Ее предшественницей была так именуемая Партия пиратов, которая представляла собой политическую партию, сделанную в 2006 году в Берлине по эталону шведской Piratpartiet как партия постиндустриального общества. В ее программке – содействие вольному распространению познаний и вольной культуре, реформа законов о авторском праве, борьба за сохранение штатских прав и свобод в вебе (а именно – противодействие электрической слежке и цензуре). Опосля начальных фурроров в 2011 и 2012 годах на земляных выборах «пираты» уступили пространство в политическом ландшафте Германии остальным протестным партиям: Зеленоватым, Левой партии и «Кандидатуре для Германии».
Программка для Германии
Согласно решению правительства ФРГ, крайний ядерный энергоблок должен быть остановлен в 2022 году. Но, как считает газета, конкретно развернувшаяся в крайнее время в Европе борьба против потепления и достижение поставленных Парижским совещанием по климату целей воскресило движение приверженцев ядерной энергетики. Они ставят впереди себя цель пересмотра принятого в 2011 году закона о отказе от ядерной энергетики. В среднесрочном плане они хотят достигнуть того, чтоб конторы – производители ядерной энергии (а это Eon, RWE, EnBW и Vattenfall) начали инвестировать свои средства в стройку реакторов поколения 3 плюс. Напомним, что в Рф уже действует три инноваторских энергоблока поколения 3 плюс. Крайний из их, ВВЭР-1200, был запущен в 2019 году на Нововоронежской АЭС-2. 1-ый вошел в строй в 2016 году на той же электростанции, а 2-ой – на Ленинградской АЭС в 2017 году. Для реакторов этого типа свойственны сочетания активных и пассивных систем сохранности. Считается, что они делают реакторы очень устойчивыми к наружным и внутренним действиям.
А в длительном плане программка Nuklearia предугадывает работы над созданием реакторов 4-го поколения. Идет речь о реакторах-размножителях на стремительных нейтронах и ториевых реакторах.
Глава объединения Nuklearia Райнер Клуте (к слову, физик по образованию) весьма просто растолковал журналистам Handelsblatt позицию собственных приверженцев. Что касается отходов ядерного производства, из-за которых на данный момент в Германии происходят главные акции врагов ядерной энергетики, то, по воззрению Клуте, «время для нахождения решения по их утилизации есть еще. А вот климат ожидать не будет».
Исходя из убеждений приверженцев ядерной энергетики, решения правительства Германии по одновременному отказу от ядерной и угольной энергетики в пользу возобновляемых источников энергии при всестороннем развитии электротранспорта и воспрещении движков внутреннего сгорания приведет страну к энергетическому коллапсу. А климатические цели германского правительства? Могут ли они быть достигнуты при сегодняшней политике правительства? Еще в прошедшем году, анализируя цели и средства для их заслуги, специалисты Второго канала германского телевидения ZDF отвечали на этот вопросец негативно. Как понятно, Германия поставила цель достигнуть сокращения эмиссии парниковых газов в текущем году на 40% по сопоставлению с 1990 годом. В наилучшем случае, считают тележурналисты, получится уменьшить на 32%. В решении правительства окончательная цель обозначена как понижение выбросов парниковых газов к 2050 году на 80–95% от уровня 1990 года.
В Германии в пользу ядерной энергетики высказываются не только лишь сторонники Nuklearia, да и ряд узнаваемых предпринимателей. К ним относится глава авто концерна Volkswagen Герберт Диесс. Гамбургской газете Zeit он, а именно, заявил, что выступает против отказа от ядерной энергетики, так как технологии использования возобновляемых источников энергии еще недостаточно разработаны. Это мировоззрение, считает газета, делится почти всеми представителями германского бизнеса, хотя не все из их имеют мужество открыто о этом заявить. Вправду, пишет Handelsblatt, в случае, если б оставшиеся 6 германских АЭС оставались присоединенными к энергосистеме страны до 2040 года, это позволило бы Германии сберечь 50 млн т выбросов двуокиси углерода.
Нидерланды приняли решение о возвращении
к строительству атомных электростанций.
Премьер страны Марк Рютте официально
объявил о этом с трибуны парламента.
Фото Reuters
Нидерландский опыт
Крайнее решение, принятое в Нидерландах, поддерживает германских приверженцев возобновления использования ядерной энергетики. Как понятно, практически некоторое количество дней тому вспять правительство данной для нас страны приняло решение изучить возможность строительства новейшей АЭС. Пока, как понятно, в Нидерландах имеется одна-единственная не отключенная от сети АЭС. Идет речь о АЭС «Борселе» (нидерл. Kernenergiecentrale Borssele), которая, в свою очередь, состоит из единственного блока с реактором PWR (водо-водяного), сданного в эксплуатацию 26 октября 1973 года. Решение нидерландского правительства соединено как раз с необходимостью заслуги погодных целей по сокращению выбросов парниковых газов. По воззрению нидерланского премьер-министра Марка Рютте, конкретно атомная энергия дозволит Нидерландам внести собственный вклад в понижение уровня потепления атмосферного климата и сразу будет гарантировать надежность электроснабжения страны. При всем этом он опирается на анализ, изготовленный консалтинговой компанией Enco. В данной для нас связи нидерландский министр экономики Эрик Вибес в собственном послании нидерландскому парламенту отметил, что «анализ Enco обосновывает рентабельность использования ядерной энергетики для периода опосля 2030 года для вольного от эмиссии двуокиси углерода грядущего энергоснабжения страны». Правда, замечает Handelsblatt, конкретно Enco долгие годы консультировало Международную компанию по атомной энергетике. Потому, дескать, ее специалисты не полностью свободны в собственных суждениях. Видимо, газета таковым образом пробовала кинуть тень на объективность консалтинговой конторы.
Воздействует ли это решение на германское правительство, пока сказать тяжело, отмечает Handelsblatt. Сразу газета показывает на то, что в таковых странах, как Швеция и Франция, ядерная энергетика издавна рассматривается в качестве средства для преодоления переходного периода к эпохе возобновляемой энергетики.
Проект ИТЕР
Естественно, в данном контексте недозволено не напомнить о проекте ИТЕР. Как отмечает в связи с сиим японская газета NHK, в атомном исследовательском центре «Кадараш» на юге Франции стартовал процесс сборки первого в истории термоядерного реактора ИТЕР – интернационального экспериментального термоядерного реактора (International Thermonuclear Experimental Reactor). Он будет на Земле повторять процессы, происходящие на звездах (в том числе и на Солнце), когда при сверхвысоких температурах и давлении соединяются ядра изотопов водорода, выделяя колоссальную энергию.
13 годов назад тут началось воплощение потрясающего интернационального проекта, который может навечно высвободить нашу планетку от выбросов углекислого газа и остальных вредных веществ, безизбежно выделяющихся при производстве энергии из ископаемых ее источников. Ядерный синтез может обеспечить население земли неисчерпаемыми энергоресурсами, поэтому что «топливом» для работы термоядерных реакторов будет являться вода, в том числе и находящаяся в Мировом океане.
В проекте ИТЕР участвуют все страны ЕС (выступают как единый участник), также США, Наша родина, Китай, Япония, Индия и Республика Корея.
28 июля бессчетная интернациональная команда ученых и инженеров приступила к сборке «сердца» будущей термоядерной энергетической установки – термоядерного реактора. По этому случаю на строительной площадке головного объекта проекта ИТЕР свершилась праздничная церемония.
В собственном приветствии президент Франции Эмманюэль Макрон произнес: «ИТЕР является выдающимся интернациональным проектом, обещающим нашей планетке мир. Общие усилия его участников неоднократно превосходят свой потенциал каждой из государств проекта, что является убедительным подтверждением большого значения интернационального сотрудничества».
Приветствие премьер-министра Стране восходящего солнца Синдзо Абэ прочитал министр науки и образования Коити Хагюта. В нем японский фаворит заявил: «На данный момент население земли стоит перед таковыми экзистенциальными вызовами, как изменение атмосферного климата, парниковый эффект и страшные выбросы углекислого газа в атмосферу Земли. Нам нужны прорывные, революционные инновации. Охото пожелать восхитительному проекту ИТЕР устойчивого продвижения вперед, невзирая ни на какие трудности, в том числе и поразившую планетку пандемию коронавируса». Япония отвечает за разработку и создание в том числе сверхмощных магнитных катушек, устанавливаемых в магнитной системе ИТЕР (так именуемом токомаке) и обеспечивающих контроль за плазменным полем. Представлявший российскую сторону генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев прочитал участникам мероприятия приветственное воззвание президента Рф Владимира Путина, где отмечалось, что «ИТЕР представляет собой броский пример действенного и взаимовыгодного многостороннего сотрудничества».
По имеющимся расчетам, сборка термоядерного реактора востребует около 4 с половиной лет. Это неповторимые по собственной трудности работы. А сам процесс масштабного термоядерного синтеза предполагается запустить в 2035 году.
Упущенные способности
Как все эти процессы, происходящие в мировой энергетике, воздействую на германское правительство, сказать тяжело. Ясно одно – что возвращение утраченных в атомной индустрии позиций будет сложным. Как отмечает в связи с сиим Handelsblatt, дело в том, что атомные концерны Германии уже перестроили собственный бизнес. Гуидо Кнотт, глава конторы Preussen Elektra, которая является составной частью концерна Eon и отвечает как раз за эксплуатацию АЭС, замечает, что «политики из узнаваемых суждений приняли решение о резвом отказе от атомной энергетики». «Мы подчиняемся этому решению», – гласит Кнотт. «Потому продление работы АЭС не является для конторы больше какой-нибудь опцией», – считает он. В таковой же мере и обладатели RWE, EnBW и Vattenfall, отмечает газета, не проявляют энтузиазма к ренессансу ядерной энергетики в Германии. Дело в том, что по договоренностям с правительством они уже получили внушительную компенсацию за отказ от продления работы принадлежавших им АЭС. Согласно сиим договоренностям, конторы несут ответственность за остановку АЭС, а правительство берет на себя делему ядерных отходов с их. Для этого был сотворен особый фонд, который и брал на себя заботу о утилизации отключенных АЭС.
Бывшие обладатели АЭС уже перенаправили свои инвестиции в остальные сферы. Так, Eon в 2017 году закрыл и все принадлежавшие ему угольные и газовые электростанции и хочет в дальнейшем заниматься лишь сбытовой и сетевой деятельностью. Preussen Elektra больше не занимается эксплуатацией АЭС, утилизацией оставшихся атомных электростанций и переключается на сто процентов на сбыт электроэнергии. Правда, E.ON Ruhrgas остается наикрупнейшим в Германии дистрибьютором газа.
Даже наикрупнейший германский производитель электроэнергии RWE решил инвестировать в возобновляемые источники энергии (ВИЭ). Хотя справедливости ради стоит указать, что концерн как и раньше занимается добычей бурого угля в Германии и имеет в собственном распоряжении угольные и газовые электростанции. Он реализует по всей Европе энергоресурсы, в том числе газ. Как раз добыча бурого угля, выработка и продажа электроэнергии на термических, атомных и ВИЭ-электростанциях, торговля и снабжение потребителей природным газом являются на сей день главными направлениями его деятельности. А развитием ВИЭ занимается лишь одно из восьми подразделений концерна RWE Innogy.
Источник: