Алиев замыслил воссоединиться с Нахичеванью
Иллюстрация «НГ»
Активные боевые деяния в зоне карабахского конфликта длятся. Судя по публикациям в соцсетях и официальным сообщениям, более активные бои в зоне конфликта проходили на южном и северном направлениях. Почти все оперативно-стратегические цели наступающих и обороняющихся войск неясны профессионалам, наблюдателям и СМИ. О том, как идут боевые деяния и о их перспективах обозревателю «НГ» Владимиру МУХИНУ сказал генерал-лейтенант припаса Юрий НЕТКАЧЕВ, который в 90-е годы прошедшего столетия был заместителем командующего Группы русских войск в Закавказье, по долгу службы не раз бывал в Армении и Нагорном Карабахе (НК) и отлично понимает этот театр военных действий.
– Юрий Максимович, каковой, на ваш взор, план азербайджанских войск? Основная их стратегическая цель – занять местность НК. Но каким образом они это пробуют создать, не весьма понятно. Почему Баку наносит удары по собственному противнику в главном с юга и с севера?
– Сосредоточение огромных группировок и пришествие с этих направлений обоснованы военно-политическими целями Баку и Анкары, которые еще до конца не озвучены. План пришествия азербайджанской армии на севере, на тертерском направлении понятен – занять местность и перекрыть северные пути, ведущие в Степанакерт из Армении. Для этого нужно будет завладеть главным городом Мардакерт и перекрыть несколько горных перевалов на дороге, идущей в НК от озера Севан. Ни одной таковой задачки азербайджанские войска пока там не выполнили.
– А что на юге, какой план у Баку там?
– Вот здесь начинается самое увлекательное. Большая азербайджанская группировка, в которую заходит, по моим данным, несколько общевойсковых объединений, при поддержке авиации наступает вдоль равнины реки Аракс, по которой проходит граница с Ираном. Из главного городка Джебраила, размещенного чуток севернее Аракса, оттуда на север тоже есть пути на Степанакерт. Но наступать по сиим путям, которые напоминают козьи тропки, большим военным группировкам на физическом уровне нереально. Дороги горные, проходят в ущельях и по перевалам, передвигающиеся по ним военные колонны – это красивые цели для противника…
Джебраил, по моим данным, карабахские военные до сего времени задерживают. И острие собственного головного удара на южном фланге азербайджанская армия направляет вдоль Аракса в западном направлении.
– И почему это делается?
– На этом направлении Баку и Анкара вынашивают планы отрезать Карабах от снабжения не столько со стороны Армении, сколько со стороны Ирана. В Тегеране весьма недовольны войной, которую затеял их южный сосед. 16 миллионов иранских азербайджанцев будут поддерживать деяния собственных сограждан. А снаряды летят из зоны конфликта в Иран. Даже обычное население недовольно. И оно в главном недовольно действиями армянской стороны, хотя почти всегда в Иран летят азербайджанские снаряды. Не случаем президент Ирана Хасан Рухани высказал опасение, что «война меж Арменией и Азербайджаном может вырасти в региональный конфликт». Президент боится способности вовлечения Тегерана в конфликт.
И если иранские азербайджанцы будут реально поддерживать одну из сторон в карабахском конфликте, на Тегеран сходу же полетят шишки из Израиля и США. Несколько годов назад СМИ уже обсуждали вариант удара Израиля по Ирану со стороны Азербайджана и Афганистана. И выходит вот таковой антагонизм: Израиль и Турция вроде бы неприятели, но они – самые близкие на данный момент союзники Баку. Прицельно уничтожают карабахские цели конкретно израильские дроны, которые производит и сам Азербайджан.
– Аракс течет далее на запад. Во времена СССР вдоль данной реки была не только лишь авто, да и же лезная дорога в этом направлении. Пришествие наикрупнейшей в Закавказье группировки идет также в этом направлении. Может быть ли предстоящее пришествие азербайджанской армии по этому пути?
– Эта внегласная цель и находится, видимо, у Баку и Анкары. Тут есть одно «но», и его пока сторонники Турции не разглашают. У Алиева и Эрдогана находится настоящая цель – соединить Азербайджан с Нахичеванью через так именуемый Мегринский коридор. И они очищают коридор, чтоб это создать…
– Но это будет уже оккупация местности Армении? Баку и Анкара отважутся на это?
– Это вопросец не военный, а политический. В Мегри есть российско-армянская погранзастава. Ее будет тяжело обойти. Я пока не желаю созодать прогнозов, но скажу, что озабоченность Москвы выражена на данный момент, на мой взор, тем, что протурецкие формирования ведут войну на карабахском фронте. Я длительно задумывался: для чего они там? И вот один из вариантов, по-моему, связан с тем, что туркоманы и остальные сирийские протурецкие боевики необходимы на данный момент в Карабахе для того, чтоб ассимилировать их на захваченных землях. А мы уже смотрим, можно сказать, массовый финал армянских семей из зоны конфликта…
– Почему, на ваш взор, активное пришествие азербайджанских войск не ведется с агдамского направления вдоль бывшей дороги Баку–Степанакерт? Ведь это кратчайший путь из Азербайджана к столице Нагорного Карабаха, там относительно ровненькая местность, что комфортно для пришествия.
– Это направление, судя по имеющимся данным, азербайджанской стороной употребляется в главном для нанесения действенных ударов из реактивных систем залпового огня и, может быть, – с самолетов. Но в сухопутном плане наступать азербайджанским войскам там будет трудно, потому что, уверен, эта открытая местность отлично оборудована в военно-инженерном плане.
К наступлению в лоб азербайджанские силы, думается, возвратятся, когда возьмут Мегринский коридор. Но хоть какое военно-дипломатическое и военное решение таковой описанный мной сценарий может поменять…
– Вероятен ли подрыв противниками Азербайджана трубопровода Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД)?
– Мне, как военному, на это ответить нетрудно – естественно, вероятен. Это нанесет урон не только лишь потенциалу Азербайджана, да и почти всех остальных государств. Но решение на применение орудия против БТД – политическое. И воспримут ли его противники Азербайджана – вопросец.
Источник: