Автопром США может парализовать крупная забастовка
В профсоюзе уверены, что автогиганты Детройта должны делиться прибылью с рабочим классом. Фото Reuters
Профсоюз рабочих автомобильных заводов, один из самых влиятельных в США, поставил ультиматум трем автогигантам Детройта. В случае если работодатели не пойдут на уступки, в стране произойдет очень крупная забастовка, способная сказаться на экономике страны. Трения между рабочим классом и бизнесом могут нанести удар не только по экономике США, но и по рейтингу президента страны Джозефа Байдена. Его репутация дружественного профсоюзам политика, умеющего договориться по сложным вопросам, пострадает.
Суть ультиматума проста: либо до четверга промышленники удовлетворяют целый ряд требований, среди которых сокращение рабочей недели с 40 до 32 часов и одновременное повышение заработной платы на 46% в течение четырех последующих лет, либо до 146 тыс. работников предприятий объявят забастовку и производство остановится. Профсоюзные лидеры не успокаиваются в своих попытках добиться крупных льгот работникам предприятий Ford, General Motors и Stellantis. Последняя является транснациональной корпорацией, осуществившей слияние итальянско-американской Fiat Chrysler с французской Groupe PSA.
Не останавливает защитников прав рабочих даже то, что, по данным телеканала PBS, с учетом льгот рабочий на американском предприятии получает 60 долл. в час, а американец, работающий на азиатских производителей в США, лишь 45 долл. Впрочем, работающие на конвейере получают 32 долл. за час, а начинающие – и вовсе 17. А прибыль автопроизводителей за последние годы серьезно увеличилась: за последние 10 лет она составила 164 млрд долл., за 2022 год – 20 млрд долл. На большой тройке не сильно сказалась даже пандемия. И защитники прав рабочих уверены, что прибылью бизнес обязан делиться. Представителей профсоюзов возмущает то, что, несмотря на крупные вложения в постройку заводов по производству электромобилей со стороны правительства, рабочие на этих промышленных объектах будут получать практически такие же зарплаты, как и раньше.
Чего профсоюзы уже с высокой долей вероятности добились, так это права защищать в дальнейшем интересы работников на строящихся, в основном совместно с Южной Кореей, 10 предприятиях по производству электромобилей. Но и здесь у них есть дополнительные требования. Профсоюзы добиваются того, чтобы работники автопрома заранее получили материальную компенсацию из-за возможной потери рабочего места, вызванного переходом на производство электромобилей. Также они настаивают на возвращение пенсионной системы накоплений, которая имелась до 2007 года.
Руководители компаний Большой тройки заявили, что требования профсоюзов невыполнимы. Они готовы к повышению зарплат лишь на 10–15%. Особенно их возмутило требование сокращенной рабочей недели.
Издание Politico в этой связи напоминает слова Байдена. Он на заре своего президентства говорил о том, что стачек рабочих автомобильных заводов не допустит. Белый дом действительно стремился избежать конфликта в важной производственной сфере экономики. Летом правительство попыталось подтолкнуть рабочих и бизнес к компромиссам, но не преуспело.
В случае если стороны не договорятся, забастовки могут начаться в четверг вечером.
Директор Фонда изучения США им. Франклина Рузвельта при МГУ им. М.В. Ломоносова Юрий Рогулев в разговоре с «НГ» подчеркнул, что спустя десятилетия после бума автомобильной промышленности профсоюзы автомобильных рабочих (UAW) потеряли немалую часть своего влияния, не говоря уже о том, что производство со временем стало сосредоточиваться в меньшей степени в самом Детройте.
«Сейчас после активного применения автоматизации в цехах работает уже не так много людей. Со временем лишь 11% рабочей силы США остались в профсоюзах. В 80-е годы производители ставили условие: сохранение рабочего места при сокращении заработной платы. И приходилось соглашаться. А зачем рабочему состоять в профсоюзе, если его зарплата и так упадет? А тем, кто занимается квалифицированным трудом, профсоюзы тоже уже оказались не нужны. Поэтому остается под вопросом степень влияния UAW, несмотря на то что он исторически был многочисленным и самым боевым в стране», – поясняет эксперт.
Он добавил, что успех профсоюзов зависит и от того, насколько они будут консолидированы со своими коллегами из Канады, и особенно из Мексики.
«На юге страны изначально не было профсоюзов, поэтому производство и стало переноситься именно туда, а Детройт в итоге начал терять свое влияние и приобрел не лучшую репутацию», – напоминает Рогулев.
Источник: