Авторынок вырос за год, но упал за месяц
Китайские автомобили широко представлены в российских автосалонах. Фото Reuters
Продажи легковых машин в РФ в апреле 2024 года сократились по сравнению с предыдущим месяцем почти на 7%. Правда, по отношению к прошлому году российский рынок легковых автомобилей показал солидный рост. Продажи новых легковых машин за первые четыре месяца 2024 года выросли на 71% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Одновременно обновляет рекорды и ввоз автомобилей по параллельному импорту.
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в России в апреле 2024 года выросли в годовом выражении почти в 1,8 раза (на 76,4%), почти до 148 тыс. штук. По сравнению с мартом текущего года авторынок замедлился за счет сокращения продаж легковых автомобилей почти на 7%, сообщил Минпромторг со ссылкой на данные «Паспорта промышленного консалтинга» – совместного предприятия «Автостата» и оператора «Электронный паспорт».
Совокупные продажи новой автотехники всех типов в РФ за четыре месяца 2024 года выросли на 71% и составили 553 тыс. штук. В частности, рынок легковых автомобилей и LCV с начала года показал рост на 81,3%, до 505 тыс. штук.
Продажи автотехники всех типов в РФ в прошлом месяце увеличились на 66% по отношению к апрелю 2023 года. Помимо легковых автомобилей и LCV в этот показатель также входят грузовики и автобусы. Грузовиков за апрель реализовано 111 тыс., автобусов – 2,2 тыс.
Лидером российского легкового авторынка по итогам января–апреля 2024 года оставалась Lada Granta, продажи которой составили 59 171 шт. В пятерку наиболее популярных моделей также вошли автовазовские Lada Vesta (37 060 шт.) и Lada Niva (17 632 шт.). На третьем и пятом месте по популярности соответственно были локально выпускаемые в РФ модели Haval Jolion (21 885 шт.) китайского происхождения и китайские Geely Monjaro (16 751 шт.).
В LCV-сегменте лидерами по объему продаж с начала года остались машины Горьковского автозавода (продано 19 077 шт.) и Ульяновского автозавода (7553 шт.).
На российском рынке тяжелых грузовиков (HCV) увеличивается доля китайской продукции, которая вытесняет марки МАЗ и КАМАЗ. На долю китайцев в прошлом году приходилось 66% рынка тяжелых грузовиков, сообщает агентство «Автостат». При этом российские и белорусские предприятия сохраняют за собой около 72% среднетоннажных грузовиков. Доля китайских производителей на этом сегменте составляет 21%.
Продажи ввезенных в РФ по параллельному импорту автомобилей в марте обновили рекорд. По данным исследования банка «Открытие» и компании «Автомаркетолог», около 15% реализации машин в марте 2024 года приходилось на автомобили, которые были ввезены по параллельным каналам импорта.
Предыдущий рекорд был поставлен в феврале, когда было зарегистрировано 105,7 тыс. новых транспортных средств, из них 16% – ввезенные по параллельным каналам машины.
«У продавцов было несколько месяцев до вступления в силу новых правил, регламентирующих такой ввоз, чтобы максимально насытить рынок «параллельными» машинами. Кроме этого, показатели параллельного импорта логично выросли в абсолютных значениях на фоне заметного роста общих объемов продаж на рынке», – объяснил гендиректор компании «Автомаркетолог» Олег Мосеев. По его словам, в ближайшие месяцы ожидается снижение регистраций транспортных средств, ввозимых по параллельному импорту.
В марте лидерами в структуре параллельного импорта среди марок удержали китайские Li Xiang и Geely. На эти марки пришлось 15% и 11% от всего объема зарегистрированных «параллельных» транспортных средств. На третьем месте с долей в 10% расположилась японская Toyota. Четвертое и пятое место досталось корейским Hyundai (8%) и Kia (7%). «В первый весенний месяц года 37% машин в рамках параллельного импорта пришлось на китайские бренды. На втором месте японские (23%), на третьем – немецкие марки (16%)», – добавили эксперты.
В ближайшее время рост авторынка в РФ может замедлиться из-за ужесточения правил выдачи автокредитов, с помощью которых приобретается в РФ около 70% автомобилей.
Примерно 70% новых автомобилей в России в 2024 году могут быть проданы в кредит, а доля кредитных сделок в текущем году вырастет на 8 процентных пунктов (п.п.), до 24%, прогнозируют в Банке ВТБ. Драйверами для поддержки автокредитования выступят господдержка и совместные программы банков и автопроизводителей. Рост произойдет и на фоне увеличения ассортимента машин, который стимулирует заемщиков возвращаться к ранее отложенным сделкам. На рынке авто с пробегом, по оценке ВТБ, доля кредитных продаж за год возрастет примерно на 3 п.п., до 13%. Такой рост обеспечит увеличение числа банковских программ для покупки подержанных машин, а также количества дилеров, реализующих авто с пробегом.
В первые месяцы 2024 года число получателей автокредитов выросло в 4,4 раза по сравнению с тем же периодом прошлого года. При этом суммарный объем выданных автокредитов в 2024 году увеличился в 4,8 раза по сравнению с тем же периодом прошлого года.
На фоне роста цен на автомобили продолжает увеличиваться и средняя сумма одного автокредита. По итогам марта 2024 года на первичном рынке она составила 1,4 млн руб. (+ 5,2% к результату февраля), а на рынке авто с пробегом средний размер автокредита достиг 1,55 млн руб., увеличившись за месяц на 7%, подсчитали в ВТБ.
Руководство ЦБ отреагировало на рост автокредитования планами его сдерживания.
Центробанк повышает с 1 июля 2024 года надбавки к коэффициентам риска по необеспеченным потребительским кредитам и устанавливает надбавки по автокредитам. Мера направлена на ограничение долговой нагрузки граждан, а также на повышение устойчивости банков в случае роста потерь по потребительским кредитам.
Автокредитование растет высокими темпами, отмечают чиновники ЦБ. Рост задолженности по автокредитам составил к началу апреля 2024 года 53% по отношению к тому же периоду прошлого года. Более 60% новых автокредитов было выдано банками в первом квартале 2024 года заемщикам с показателем долговой нагрузки более 50% (то есть более 50% своих доходов эти заемщики тратят на обслуживание уже взятых кредитов).
Вводимые Центробанком надбавки позволят к концу 2024 года сформировать буфер капитала в размере около 3% портфеля по автокредитам. Увеличение надбавок будет способствовать снижению доли рискованных кредитов и повышению устойчивости банков в случае роста потерь по таким кредитам, обещают чиновники ЦБ.
Источник: