Бахрейн удивит российских туристов
Королевство Бахрейн — самое маленькое арабское государство, расположенное на одноименном архипелаге и еще 33 плоских островах Арабского залива (в России его принято называть Персидским). Страна находится на перекрестке торговых путей, сохраняет свою древнюю историю и культуру и стремительно развивается, превращаясь в важный финансовый и деловой центр всего региона.
О сферах, сближающих наши государства, первый заместитель главного редактора «Мира новостей» Андрей Авдонин побеседовал с чрезвычайным и полномочным послом Королевства Бахрейн в России Ахмадом аль-Саати.
— Наши читатели пока немного знают о Королевстве Бахрейн. Не приоткроете для них наиболее интересные факты о вашей стране, уважаемый Ахмад аль-Саати?
— История Королевства Бахрейн насчитывает более 7 тыс. лет. Тогда это была цивилизация Дильмун, которая в шумерской мифологии считалась страной богов, была мощной торговой империей и имела тесные связи с цивилизацией ассирийцев.
В современной истории Бахрейн долгое время находился под протекторатом Британии, которая использовала остров как свой форпост. Ведя колониальную политику, Британия вместе с тем помогала стране развиваться. Благодаря своему стратегическому положению остров стал основным торгово-транзитным центром в заливе. С давних пор Бахрейн является крупным центром ловли морского жемчуга. Сейчас масштабы его добычи не так велики, как раньше, но знаменитый бахрейнский жемчуг и сегодня можно купить на специализированных фермах или аукционах.
В 1932 году на архипелаге забил первый в заливе нефтяной фонтан и был построен нефтеперерабатывающий завод.
Основные отрасли, которые сегодня активно развиваются, — нефтяная промышленность, производство алюминия, торговля и туризм. Мы также добились больших успехов в образовательной сфере — среди стран региона лидируем в этой области.
Если говорить о политической жизни, то среди стран Арабского залива именно в нашей стране в 1928 году состоялись первые муниципальные выборы. Когда Его Величество Хамад ибн Иса Аль Халифа вступил на престол в 1999 году, став высшей нашей властью, он сразу запустил проект политических реформ, поэтому у нас есть парламент, свободная пресса, открытое общество и некоммерческие организации.
— Бахрейн — это еще и финансовый центр Ближнего Востока?
— У нас действует более 600 банков разных стран. Это стало возможным с принятием офшорного законодательства, не предполагающего налоги на доходы юридических и физических лиц и неограниченный вывоз прибыли и капитала. Что немаловажно, у нас развит рынок исламского банкинга.
— Чем он отличается от банков в классическом понимании?
— Многие думают, что исламский банк служит связующим звеном только между предпринимателями из исламских стран. Это не так. Ряд американских, европейских и китайских банков открывают филиалы, работа которых строится на принципах исламского банка. Его цель — финансирование проектов, которые могут быть осуществлены при поддержке исламских финансов. Но финансируются любые виды деятельности, кроме запрещенных исламской религией (экспорт оружия, торговля наркотиками и пр.).
— Вы сказали, у вас выборные органы власти. Такой демократический подход дал импульс к успешному развитию страны?
— Любое политическое решение не может находиться в руках только главы государства. Все решения в обязательном порядке должны пройти через наш парламент, избираемый народом. Парламент, в свою очередь, издает законы, помогающие решать стране проблемы и исправлять недочеты.
— Женщины принимают участие в политической жизни?
— Его Величество король Бахрейна считает, что женщины должны занимать немаловажное место в жизни страны, и помогает их продвижению на руководящие должности. У нас есть женщины-депутаты, министры, послы и судьи. Бахрейн не создает преград ни для кого. Под эгидой короля осуществляется политика свободы вероисповедания. Вместе с нами в мире и согласии живут христиане, евреи, буддисты, бехаисты, действует 14 церквей различных религий. Мы гордимся тем, что являемся образцом открытого общества в арабском мире.
— Это еще отличный фундамент и для развития туризма?
— Ежегодно мы принимаем 10 млн туристов. Пока это в основном приезжие из стран — членов Совета сотрудничества стран Арабского залива, но мы активно работаем над тем, чтобы привлечь к нам и россиян. Многим из вас представляется, что расстояние между Россией и Бахрейном большое, но авиакомпания Gulf air уже делает четыре прямых перелета в неделю, который занимает всего 4,5 часа. Если не рассматривать жаркие летние месяцы, в остальное время года наш климат для туристов очень комфортен. Россиянам хорошо известен отдых в Эмиратах, но у нас примерно те же услуги, которые предлагаются гостям на Аравийском полуострове, обойдутся в два раза дешевле.
— Значит, вы можете составить конкуренцию Египту?
— Не исключаю. Сейчас мы работаем с российскими бизнесменами и туроператорами над организацией чартерных рейсов в Бахрейн. Надеюсь, уже зимой 2017 года турпоток из вашей страны в нашу оживится. Добавлю, что российские туристы могут получать двухнедельную визу в аэропорту.
— Такой шаг позволит пополнить вашу казну, которая наверняка похудела из-за снизившихся мировых цен на нефть…
— Не буду скрывать, 80% наших поступлений в бюджет раньше складывались из доходов от продажи нефти, но, как только цены на нее пошли вниз, мы стали использовать потенциал таких секторов, как торговля, туризм, сфера обслуживания, промышленность и экспорт продукции в другие страны залива. Сейчас доля нефти в доходах государства занимает лишь 40%.
— В чем вы видите перспективы сотрудничества наших стран?
— Отличительная черта отношений Бахрейна и России — хорошие отношения между королем Бахрейна Хамадом II и президентом Владимиром Путиным. Его Величество посетил вашу страну четыре раза за последние шесть лет. Во время официальных визитов было подписано множество соглашений по торгово-экономическому, научно-техническому, военно-техническому и культурному сотрудничеству. Была также организована и уже работает комиссия по созданию в Москве российско-бахрейнского банка. Мы надеемся извлечь пользу из российского опыта в добыче нефти и газа на территории Бахрейна и продолжить взаимодействие в развитии нашей алюминиевой промышленности. Отмечу также, что существует, я бы сказал, амбициозный проект по экспорту российского газа в Бахрейн и сбыту его другим странам залива.
— Но как ваш сосед и один из крупнейших добытчиков газа Катар посмотрит на это?
— Здесь нет противоречий. Приоритет мы отдаем Катару, но у него нет такого количества излишков газа, которые он мог бы поставлять нам в тех объемах, в которых мы нуждаемся.
— Не могу не затронуть тему кризиса на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Как Бахрейн участвует в антитеррористической деятельности?
— Терроризм не ограничивается только Сирией или Ираком, где он наиболее заметен сейчас. Бахрейн тоже сталкивается с терроризмом, который экспортируется к нам из других стран. Наша страна входит в международную коалицию, которая борется против «Исламского государства» (группировка запрещена в РФ – ред.), а также в так называемую мусульманскую коалицию, возглавляемую Саудовской Аравией. Мы согласны с определением терроризма, которого придерживается Россия и смысл которого заключается в том, что не бывает плохих или хороших террористов, и поддерживаем усилия президента Путина в борьбе с терроризмом.
— Наши страны разные, но нас объединяет бережное отношение к собственной культуре. Могут ли бахрейнцы и россияне в ближайшее время больше узнать о культуре друг друга?
— Существует ошибочная позиция, навязанная некоторыми западными странами, о том, что Россия — нестабильная и не приспособленная для туризма, неприветливая страна вечного холода. Многие россияне считают, что и у арабских стран есть только пустыни и верблюды. Оба этих мнения — большое заблуждение. И очень хорошо, что министры иностранных дел арабских стран и их российский коллега приняли решение открыть в России Центр арабской культуры. Он скоро начнет работу. А пока скажу о состоявшихся событиях.
Пару лет назад в Эрмитаже прошла большая выставка, посвященная Бахрейну. А в 2017 году мы готовы организовать в Санкт-Петербурге, а потом и в Москве выставку, посвященную древней культуре Дильмун, существовавшей на территории Бахрейна и насчитывающей тысячи лет.
С 24 по 28 ноября на нашем острове пройдут Дни России, в рамках которых запланировано немало культурных мероприятий. Верю, что большая культурная и туристическая программа, которую мы наметили вместе с российской стороной, сломает существующие стереотипы и у жителей Бахрейна в отношении России, и у россиян в отношении Бахрейна.
FOTODOM.RU
Источник: