Белорусы продолжают нервировать Лукашенко
Один таковой водомет протестующие в воскресенье вывели из строя. Фото с веб-сайта www.tut.by
Акции протеста в Белоруссии длятся. Не общепризнанный большинством государств мира в качестве президента Александр Лукашенко не стесняется в выборе средств удержания власти. Против протестующих используют спецтехнику, журналистам воспрещают работать, рвутся дипломатичные дела с разными странами.
4 октября по всей Белоруссии опять прошли акции протеста. Это был 57-й денек непрекращающегося противоборства силовиков и протестующих. Очередной марш, который в сей раз был посвящен поддержке политзаключенных, прошел в белорусской столице, невзирая на пробы власти не допустить его проведения. Обычно утром в центр городка было стянуто много военной техники (водометы, особые заградительные комплексы «Предел», БТРы, БМП), автобусы с ОМОНом и военными.
Власти мало изменяют стратегию угнетения протестов в столице. В минувшее воскресенье силовики сосредоточили усилия на проспекте Фаворитов и пробовали не отдать людям выйти на проезжую часть. Для этого интенсивно использовались водометы: людей поливали и обычной водой, и цветной – добавленная в нее краска не смывается и дозволяет идентифицировать участников акции протеста. К слову, в минувшее воскресенье власти, невзирая на рост заболеваемости коронавирусом, добивались от протестующих снять мед маски. По воззрению наблюдателей, все с той же целью – идентификации и наказания.
Дело в том, что в процессе акции задержать кого-либо достаточно трудно. В колоннах собирается около 10 тыс. человек. Случается, что под напором протестующих силовикам приходится отступать. Потому главные задержания происходят либо на шаге сбора, либо по окончании акции, либо если получится разбить огромную колонну на несколько маленьких. В минувшее воскресенье, к слову, часть людей, которых поливали из водомета на проспекте Фаворитов, так и не смогла объединиться с главный колонной, которая пошла боковой улицей к городской кутузке. Под ее стенками тем не наименее собралось около 100 тыс. демонстрантов, требовавших освобождения политзаключенных – около 200 человек.
Еще одним новаторством сделалось общее задержание журналистов – наиболее 15 человек. Причина в том, что в стране осталось весьма не много законно работающих журналистов. Как говорилось, статуса СМИ на прошлой недельке был лишен самый большой информационный портал TUT.BY. Потом власти одним распоряжением в течение денька лишили аккредитации всех журналистов, представляющих зарубежные СМИ. МИД растолковал такие деяния необходимостью защитить информационный суверенитет страны. Пока новейшие условия получения аккредитации неопознаны, соответственно и механизм защиты суверенитета пока непонятен. Пришествие на журналистов, по воззрению аналитиков, вызвано 2-мя факторами – желанием скрыть происходящие безобразия и возвратиться к стилю мирной размеренной страны, также местью зарубежным государствам, принявшим санкции, когда идет речь о запрете на работу зарубежных корреспондентов.
В пятницу, реагируя на введение ЕС визовых санкций против неких чиновников, МИД Белоруссии отозвал собственных послов в Литве и Польше «для консультаций» и востребовал от этих государств создать то же самое и уменьшить штат посольства. Министр зарубежных дел Литвы Линас Линкявичюс уже заявил, что Вильнюс созодать это не хочет. Специалисты не исключают, что может повториться ситуация, которая сложилась с южноамериканским посольством – 13 лет дипломатичные консульства возглавляли временные поверенные. В целом эскалация отношений с Западом продолжится, считают аналитики.
Реакция официального Минска на практически символические санкции, по воззрению аналитиков, совсем неадекватна. «Санкции против белорусских чиновников, которые 2 октября ввел в действие Евросоюз, носят чисто символический нрав. Объединенная Европа приняла их сначала для чистки совести», – пишет в собственном Telegram-канале политический обозреватель Александр Класковский. «Даже Брюссель соображает символичность собственных действий, и потому санкции такие умеренные. Перечень в пару раз короче, чем в 2011 году, и без Лукашенко в нем, притом что репрессии намного жестче», – солидарен с таковой точкой зрения очередной политический аналитик Артем Шрайбман. Напомним, что самого Александра Лукашенко в санкционный перечень не включили, чтоб бросить ему возможность для диалога, на чем настаивал президент Франции Эмманюэль Макрон.
Александром Лукашенко на данный момент управляет желание удержать власть хоть какой ценой, реакция Запада ему безразлична, потому твердый ответ Европе на ее символические санкции – это рвение показать свою силу, считают в Минске. Как уже отмечали аналитики, у Запада нет никаких рычагов действия на него, дела уже испорчены и, скорее всего, при данной нам власти восстановлены не будут, потому можно показывать собственный гнев сколько угодно.
«Разница в том, что правительство делает функции обслуживания штатских потребностей, регулирует дела меж гражданами, охраняет суверенитет страны от наружных угроз и др. А политический режим – это совокупа средств и способов, при помощи которых осуществляется политическая власть. Проще говоря, это механизм удержания власти», – пишет в собственной авторской колонке политолог Валерий Карбалевич. По оценке профессионала, главные признаки деградации страны в Белоруссии – разрушение правовой системы и института правосудия, штатская война власти против большинства собственных людей, кризис большинства муниципальных институтов и неспособность защищать суверенитет, что проявилось в виде запроса к другому государству (Рф) ввести войска для защиты власти отдельного человека, постепенная утрата интернациональной субъектности. Карбалевич убежден, что при сегодняшней власти вернуть функционал страны уже нереально.
Большая часть аналитиков определяющими для финала белорусских протестов считают два фактора – позицию Рф и активность самих протестующих. Понижения активности специалисты не отмечают, а вот то, что «токсичность» Лукашенко может надоесть президенту Рф Владимиру Путину, приходится слышать все почаще. Путин может прислушаться к тому, что молвят на Западе, если Беларусь станет частью некий большей сделки в формате «мы прощаем для вас Навального, вы дожимаете Лукашенко на посредничество ОБСЕ и передачу власти в 2021-м», считает Артем Шрайбман.
Минск
Источник: