Бенедикт Камбербэтч сходит с ума по кошкам
После смерти возлюбленной герой Камбербэтча стал одержим рисованием. Кадр из фильма
В российский прокат выходят «Кошачьи миры Луиса Уэйна». Заглавный персонаж фильма прославился своими многочисленными картинами с изображением антропоморфных котов, занятых людскими делами, а также своей весьма драматичной биографией, окончившейся в психиатрической лечебнице. Его рисунки этого периода уже в XX веке стали использовать для иллюстрации изменений творческого стиля под влиянием болезни. Режиссер и сценарист Уилл Шарп пытается отыскать причины расстройства героя в его детстве и истории любви всей его жизни – ее играет актриса Клер Фой. В остальных ролях – Андреа Райзборо, Тоби Джонс, Ник Кейв, Тайка Вайтити и, конечно, много котиков.
После смерти отца в 1881 году молодой и весьма эксцентричный джентльмен Луис Уэйн (Камбербэтч) остается единственным кормильцем своей весьма большой семьи – на попечении у юноши теперь нездоровая мать и пять сестер всех возрастов. Чтобы свести концы с концами, он подрабатывает иллюстратором, так как неплохо и быстро умеет рисовать, в основном животных – так что освещает всяческие сельскохозяйственные мероприятия. Вместе с этим грезит электричеством, пытаясь запатентовать какое-нибудь устройство. В доме тем временем появляется еще одна дама, гувернантка Эмили Ричардсон (Фой) – и это любовь с первого взгляда. Вопреки общественному – негоже джентльмену путаться с прислугой, и семейному – все так надеялись, что Луис женится на богатой, – осуждению молодые люди начинают жить вместе. Заводят кота Питера, не для ловли мышей, а для души. А потом узнают, что Эмили смертельно больна. Это событие подкосит душевное здоровье Уэйна, но станет толчком для творческого прорыва, который сделает его знаменитым.
С точки зрения жанра «Кошачьи миры» – довольно заурядный байопик, в центре которого история большой и трагической любви одного замечательного человека. Именно отношения с Эмили становятся ключевым моментом жизни Уэйна, во многом отправной точкой и в личном, и общественно значимом плане. Кратковременный период счастья и покоя, который сменяет очевидно весьма тревожную в силу особенностей характера (и, по фильму, врожденного психического состояния) юность, заканчивается так же стремительно, как и начинается. После чего герой Камбербэтча погружается сперва в свои «кошачьи миры», превращаясь в культового художника, за которым буквально охотятся фанаты, а потом и в законченного безумца. Обостряется приобретенная после случая в детстве боязнь воды, усиливается одержимость электричеством – не самое безопасное сочетание.
Бенедикт Камбербэтч преображается по ходу действия не только внутренне, но и внешне – из долговязого, всклокоченного, неуклюжего мужчины в седовласого отрешенного старика. Фоном можно разглядеть некоторые детали уклада викторианской Англии, за это отвечает «женский батальон» во главе с играющей одну из сестер Уэйна актрисой Райзборо. А также стать свидетелем нескольких поистине революционных сломов этого самого быта, от популяризации фотографии до превращения котов из рабочих в домашних животных. Последнему, согласно версии авторов картины, как раз и поспособствовал Луис, одним из первых взявший в дом котенка просто для души и нарисовавший сотни странных, но тем не менее чем-то привлекательных иллюстраций воображаемой, пасторальной, тайной кошачьей жизни.
За биографией одного человека, даже если и кое-где художественно домысленной, но тем не менее однозначно нетривиальной, проступает и более глобальная и универсальная история – одиночества, поиска утешения, переживания детских травм и горя уже в сознательном возрасте. Событий, которые ломают и без того изначально надломленного героя, заставляя его искать утешения в творчестве, а потом и попросту покоя, которого ему не дает воспаленный мозг. Электричество он изначально видит этаким связующим все живое элементом, притягивающим людей друг к другу, буквально растворенным в воздухе – и это наэлектризованное пространство время от времени действительно окрашивается в нереальные, утрированные цвета с его картин. Или же, наоборот, всегда таким и является, но, чтобы увидеть это, нужно хотя бы раз полюбить – пусть даже кота.
Источник: