«Бомж-пакеты» уже не в моде: в России упал спрос на лапшу быстрого приготовления
Продажи снизились почти на 10%.
В России упали продажи лапши быстрого приготовления. Всеми любимые «дошики» и «бомж-пакеты» россияне покупают меньше, чем раньше. В первом квартале 2023 года продажи в штуках в российских магазинах сократились почти на 10%.
По данным ритейл-аудита NielsenIQ, продажи лапши быстрого приготовления сократились на 9,5% в натуральном выражении год к году. При этом в денежном выражении продажи этой продукции выросли на 11%, но это связано с ростом средних цен. Продажи всех продуктов быстрого питания (это не только макароны, но и супы и пюре) сократились ещё заметнее — на 12,8%, а в денежном выражении выросли на 3,9%.
Сокращение продаж лапши быстрого приготовления связывают с тем, что россияне в прошлом году покупали её чаще, так как делали запасы. Сейчас же потребители не настроены делать большие запасы продовольствия.
Photo by Thomas Hoang on Unsplash
Как пишет «Коммерсант» со ссылкой на компании-производители лапши быстрого приготовления, в 2022 году продажи у многих росли трехзначными темпами. Особенной популярностью пользуются собственные торговые марки. Например, в «Ленте» продажи лапши под собственным брендом выросли на 50% за год.
Эксперты уверены, что падение продаж в первом квартале — временное, а «дошики» снова будут популярными, тем более, что в стране появляется много новых азиатских брендов.
По словам генерального директора «Маревен Фуд Сэнтрал» (марки лапши «Роллтон», BigBon и другие) Наталии Поповой, в 2022 году на каждого россиянина приходилось 14,6 порций лапши быстрого приготовления в год, что превышает показатель США, где на каждого жителя приходится 13 порций. Впрочем, лидерами по потреблению быстрозавариваемой лапши являются азиатские страны — там на каждого жителя приходится порядка 45-90 порций в год.
Photo by Markus Winkler on Unsplash
Ежегодно в мире потребляется более 100 млрд порций лапши быстрого приготовления. По данным организации World Instant Noodle, лидером по потреблению считается Китай, где в 2022 году съели порядка 45,07 млн порций этого продукта. Далее с большим отрывом идёт Индонезия (14,26 млн), Вьетнам (8,4 млн), Индия (7,58 млн) и Япония (5,9 млн). США находятся на 6 месте, Россия — на 12-м.
Придумал лапшу быстрого приготовления японец тайваньского происхождения Момофуку Андо, который в 1958 году основал компанию, которая и производила такую лапшу. Первым видом был популярный в Японии рамэн. Продукт позиционировался как дорогостоящий и эксклюзивный, а стоил примерно в шесть раз дороже, чем традиционные виды лапши.
Photo by No Revisions on Unsplash
В 1971 году случилось новое событие: на рынке появилась лапша быстрого приготовления в чашке Cup Noodle, приготовить её можно было сразу и без использования дополнительной посуды. Постепенно рецептура быстрорастворимой лапши усложнялась — появлялись овощи, разные специи и различные компоненты. Ну и продукт распространялся по миру, обретая новые вкусы.
В Китае и Гонконге наиболее популярна лапша с оригинальным китайским вкусом, приготовленная из говяжьего бульона с использованием пяти специй. В Гонконге также популярна лапша с морепродуктами (креветкой и рыбой), быстрозавариваемую лапшу едят тут в простых «забегаловках» на завтрак.
В Индонезии популярна жареная лапша «Ми горенг» с овощными, куриными и креветочными приправами. большинство продуктов в стране — халяльные, так как большая часть жителей — мусульмане.
Photo by sq lim on Unsplash
Во Вьетнаме наиболее распространённый вид лапши — Том кха со смесью креветок и кислых ароматов. Также во Вьетнаме популярны супы с лапшой фо.
В Индии наиболее популярные вкусы — это карри (масала) и курица. В Японии видов лапши быстрого приготовления очень много, это в том числе виды раменов от местных шеф-поваров и низкокалорийные диетические продукты.
В Таиланде самый традиционный вкус для такой лапши — том-ям. Лапша быстрого приготовления там настолько популярна, что заварить чашку можно во многих магазинах.
Photo by frogses production on Unsplash
В русскоязычных странах лапша появилась в 1990-е годы. Сразу появились нарицательные названия «дошик» — по имени одного из брендов, а также «бич-пакет» (иногда «бомж-пакет») — так как продукт был настолько дешевым, что его могли себе позволить люди с самыми низкими доходами. Самый популярный российский вкус — куриный суп. Как отмечает организация World Instant Noodle, россияне обычно едят «дошики» не только дома или на природе, но и в поездах, что названо «уникальным российским феноменом».
Ранее врачи рассказывали, что увлекаться лапшой быстрого приготовления не стоит — постоянное употребление таких продуктов может привести к эпидемии ожирения и диабета второго типа.
Главное фото: Photo by Artem Labunsky on Unsplash.
Александра Савичева
Источник: