Буржуа против революционера
Давид Бурлюк — один из счастливчиков,
убежавших из-под катка истории. Фото 1914
года с веб-сайта
www. mayakovsky. museum-online.moscow
Отец российского футуризма Давид Бурлюк выполнил в США южноамериканскую мечту – достигнул обеспеченной и сытой жизни, независящего существования. Но его мечта была совершенно другой – слава и возможность влиять на историю искусства. О этом противоречии его актуальной судьбы и повествует книжка Евгения Деменка, 1-ая настолько полная биография художника и поэта.
Подзаголовок в заглавии не случаен. Бурлюк конкретно выживал огромную часть собственной жизни. То, что со стороны представляется долгим и, в общем-то, счастливым существованием, на фоне судеб его рано погибших родных братьев либо его соратников по футуризму, смотрится быстрее исключением. История тяжело проехалась по судьбе его поколения, и Бурлюк попал в маленькое число счастливчиков, убежавших из-под ее катка.
Вообщем, начиналось все достаточно оптимистично – дружная семья Бурлюков, практически все детки которой владели художественными либо литературными талантами, привольная жизнь на лоне природы в разных имениях, обучение в художественных училищах Казани, Одессы, Мюнхена и Парижа. Единственная невзгода – утрата 1-го глаза в детстве, определенные происшествия что разыскал Деменок, ибо было буквально непонятно – как окривел Бурлюкэ Одноглазых живописцев история знала – Альфред Маннингс, Иоахим Рингельнац, Виктор Браунер, но, как правильно замечает Деменок, Бурлюк был единственным, кто лицезрел мир однобоко с подросткового возраста.
Далее совершенно пошло замечательно, Бурлюк оказался причастен сходу к нескольким новеньким фронтам и в живописи, и в литературе, начиная с «Бубнового валета» и заканчивая футуризмом. В этих пионерских начинаниях он отыскал себя, став устроителем и вдохновителем модернистских школ и течений, антрепренером и культуртрегером.
Здесь необходимо сказать – кем же являлся по собственной сущности Бурлюк? Создатель книжки считает несправедливой его оценку как второразрядного художника и третьеразрядного поэта. В опровержение этого он показывает на ученичество у него Маяковского. Но из того факта, что крайний считал Бурлюка учителем, совсем не вытекает его значение как известного живописца. У героя книжки были тривиальные и художественные, и литературные возможности, но не наиболее того. В живописи его еще можно именовать талантом, а нарисованный им портрет Василия Каменского – бесспорный шедевр, но его стихи откровенно слабы. Прозу он писал ремесленно-умело, без вдохновения.
Тыщи его полотен не сделали ему имени в искусстве. В их он эклектичен, у него нет собственного лица. В историю культуры Бурлюк вошел как попутчик, если пользоваться пролеткультовским термином, профессиональных живописцев и поэтов, которым он помогал раскрыть себя, осветить и освятить им новейшие пути, получить известность.
Евгений Деменок. Давид Бурлюк:
Инстинкт эстетического
самосохранения.– М.: Юная
гвардия, 2020. – 536 с. (Жизнь
восхитительных людей).
Открытие Маяковского – самое известное достижение Бурлюка. То, что он рассмотрел в восемнадцатилетнем забиячливом парнишке – начинающем художнике большого поэта и вывел его на широкую дорогу, делает честь его вкусу и проницательности. Но его вкупе с Лилей Брик русская пропаганда долгие десятилетия пробовала «открепить» от вида пролетарского поэта. Так что Деменок восполняет этот искусственный пробел в нашем представлении о Маяковском. Книжка тщательно повествует и о отношениях Бурлюка с Велимиром Хлебниковым, Алексеем Крученых, иными поэтами и живописцами, хотя в части противоборства «Бубнового валета» и «Ослиного хвоста» создатель быстрее запутывает.
Футуризм – понятие, с которым и ассоциируется основным образом Бурлюк, был любознательным феноменом: на родине, в Италии, он не отдал ничего ценного в литературе, зато в Рф он показал себя самым броским образом в стихах. К тому же опытная реклама делала свое дело, люди, даже не весьма даровитые, получив «изм», становились известными, пусть и на денек.
Ценно, что в книжке рассказывается о жизни остальных профессиональных Бурлюков, братьев и сестер Давида (любознательный вариант для генетиков), уточняются детали их биографий, так что читатель лицезреет героя в семейном интерьере и представляет, какие пучины окружали его и как тяжело было их обойти.
Деменок тщательно останавливается на моменте выбора Бурлюком собственного грядущего опосля 17-го года. Осторожный и расчетливый буржуа одолевает в нем, он бежит все далее от большевиков и через Владивосток и Японию попадает в Америку. Исходя из убеждений обычного человека, Бурлюк два раза совершает морально неприемлемый выбор: впервой, когда добровольно выступает пропагандистом конструктивной секты, а 2-ой, когда сам уезжает от победившей революции подальше, но продолжает поддерживать русский режим и агитирует за него.
В США Бурлюк не стал знаменитостью, хотя создатель пробует показать быстрее оборотное. Сотки остальных беглецов из Европы достигнули большего. Как живописец он там забыт. Но в отличие от почти всех эмигрантов Бурлюк достигнул вещественного благополучия, отдал образование сыновьям, что является формальной предпосылкой невозвращения в СССР.
Его актуальным триумфом стали две поездки на родину в 1956 и 1965 годах. Следует держать в голове, что Бурлюк был одним из самых первых беглецов, которым разрешили посетить с визитом СССР опосля погибели Сталина. Пережив почти все и почти всех, он воспринимался и как живое ископаемое, и как посланец современного западного искусства. Альянс писателей оплачивал все его расходы. Но как ни был Бурлюк осторожен и дипломатичен с русскими представителями, головного достигнуть ему не удалось – книжек его не издалече, и картин, хранившихся в запасниках музеев, не дали.
Книжка Деменка написана ясно и просто, насыщена фактурой, в какой создатель не утопает, при всем этом он не пробует напустить ненадобного глубокомыслия, потому текст читается просто. Естественно, создатель – дитя собственного времени, и у него возникают «спикеры», не один раз «коммуникация» заместо «связи». Но в целом «Бурлюк» – нужная и подходящая публикация.
Источник: