Чего же ждать от арктической политики США
Фото Reuters
Интернациональная ассамблея «Арктический круг» (АК) с ее бессменным председателем экс-президентом Исландии Олавуром Рагнаром Гримссоном вновь напомнила о перспективности данной нам дискуссионной площадки. Свирепствующий коронавирус занес, но, коррективы. Классическую октябрьскую сессию сменило виртуальное общение – вебинар «Виртуальный Арктический круг: Диалог с сенатором Лизой Мурковски».
Секретариат АК рекламировал: «Диалог состоится всего за четыре недельки до президентских выборов в США, сенатор Мурковски обсудит значимость выборов для Арктики». Модер Гримссон озвучил приблизительно с десяток отобранных им вопросцев от представителей Англии, Дании, Австралии, США, Гренландии, Индии. Вопросцы отражали тему, более увлекательную Исландии как сегодняшнему председателю Арктического совета (АС). Это борьба с конфигурацией атмосферного климата, охрана окружающей среды, отношения с внерегионалами, нераспространение ядерного орудия, роль НАТО в регионе.
Гренландия затрагивалась в контексте американской базы в Туле и связанных с ней заморочек для экологии и жизни коренных народов. Ощущались вибрации от эпатажной проделки Дональда Трампа, пожелавшего купить Гренландию у Дании. В целом вопросцы очевидно отбирались в согласовании с соответствующим для наружной политики Исландии курсом на последовательное многовекторное арктическое сотрудничество.
Представляется, что выбор темы для вебинара обоснован рвением Исландии благополучно окончить свое председательство в АС, избежав скандала на министерской встрече, подобного в Рованиеми. Тогда финское председательство в АС из-за позиции, озвученной госсекретарем США Майклом Помпео, не сумело выпустить классическую Итоговую декларацию и ограничилось Заявлением.
Беря во внимание, что на министерской встрече АС в 2021 году будет представлена уже новенькая администрация США, Исландия прощупывает вероятные себе вызовы в американской арктической политике. Наилучшего собеседника, чем сенатор от Аляски Лиза Мурковски, навряд ли может быть отыскать. Она является не только лишь сенатором с 2002 года, да и общепризнанным фаворитом в Конгрессе по вопросцам Арктики. Она также представляет США в Неизменном комитете парламентариев Арктического региона, сопредседательствует в Арктическом комитете Сената США.
На вебинаре ей предлагалось провести водораздел меж арктическими позициями кандидатов в президенты США Дональда Трампа и Джозефа Байдена. Ведь, с одной стороны, она член Республиканской партии, чьим кандидатом является Трамп, а с иной – ей поближе арктическая политика администрации Обамы–Байдена, и она твердый критик позиции, представленной Помпео в Рованиеми на АС. Вообщем, Мурковски дипломатически переформулировала центральный вопросец модера, комментируя, даст ли Арктика импульс президентским выборам в США. Сенатор констатировала, что администрации Трампа и Обамы «смотрели на Арктику через различные линзы». 1-ая сконцентрировалась на вопросцах государственной сохранности, а 2-ая – на вопросцах конфигурации атмосферного климата.
В итоге сложилось последующее представление о подходах кандидатов в президенты. Скепсис Трампа к изменению атмосферного климата и проведенный им выход США из Парижского соглашения по климату чреват для коренных народов Арктики последующими отягощениями экологической ситуации. Броский пример тому – санкционированный Трампом план реализации прав на бурение и стимулирование нефтеразработок на Аляске, на местности Арктического государственного заповедника одичавшей природы.
Категорически против этого Байден. При его победе итоги назначенного на конец 2020 года аукциона чреваты потрясающим скандалом. Почти все банки уже отрешаются кредитовать участников аукциона. Разумеется, что позиция Байдена по Арктике, хотя верно и не сформулирована, будет соответствовать арктической стратегии администрации Обамы. В ее базе лежат три задачи: обеспечение интересов сохранности США, ответственное попечительство, развитие интернационального сотрудничества. Связанные с ними шаги в сфере борьбы с переменами атмосферного климата и защитой окружающей среды неприемлемы для Трампа. Подход Байдена к дилеммам Арктики подразумевает вербование всех федеральных ведомств, тесное партнерство с Аляской и общинами коренных народов региона, другими словами со всеми заинтересованными сторонами. Соответственно и с внерегионалами-азиатами (Индией, Японией, Южной Кореей, Сингапуром), получившими статус наблюдающего в АС еще при Обаме. Исключение – Китай, негатив к которому присущ обоим кандидатам.
Победа Байдена даст новейший импульс арктической политике НАТО, заложенной на саммите в Рейкьявике в 2009 году. Вообщем, и при Трампе союз расширяет свое присутствие в северных широтах.
Как это скажется на арктическом сотрудничестве с РФ, которая на два года станет председателем Арктического совета с 2021 года? В случае президентства Байдена реанимируется модель взаимодействия администрации Обамы. При победе Трампа сохранится надежда на сотрудничество в АС, который новейший координатор Госдепа США по Арктике Джим Дехарт расценил как «лучшую площадку» для сотрудничества с Россией. А пока длится подготовка передачи председательства в АС от Исландии к РФ, «Арктический круг» и его гуру Олавур Гримссон отразят это в новейших животрепещущих вебинарах.
Источник: