Десятки миллиардов: стали известны потери туротрасли России из-за «закрытого неба»
На это во многом повлияли ограничения, введенные против России.
Туристическая отрасль России потеряла несколько десятков миллиардов рублей в том числе из-за закрытия воздушного пространства со стороны ряда стран. Об этом заявила исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. По её словам, полноценного расчета пока не производили, но приблизительные цифры есть.
«Можно оценочно говорить о нескольких десятках миллиардов рублей, — рассказала она (цитата по РИА Новости). — И это только для туроператоров и турагентов, не говоря уже об авиации. Плюс несколько миллиардов потерь в виде обязательных компенсаций туристам, которые купили путевки в страны, которые сейчас закрыты, в феврале-марте 2022 года».
По мнению вице-президента АТОР Артура Мурадяна, отрасль в этом летнем сезоне уже недополучила 50-60 процентов прибыли. Прогнозы на зимний сезон пока сделать сложно, так как «недоступна будет вся Европа и практически не будет Азии».
Туроператоры отмечают, что последствиями санкций и ограничений в отношении России стало не только сокращение количества доступных направлений, но и удорожание отдыха. Кроме того, по ряду направлений увеличилось время полета, так как самолеты облетают закрытое для гражданской авиации небо. Тем не менее, по словам туроператоров, спрос на туры как по России, так и за рубеж остается высоким.
Напомним, Россия закрыла с 24 февраля 2022 года для гражданских самолетов часть своего воздушного пространства — из-за проведения специальное военной операции. Первоначально запрет вводился на неделю, после его неоднократно продлевали. По последним данным, полеты ограничены до 30 июля в аэропорты Анапы, Белгорода, Брянска, Воронежа, Геленджика, Краснодара, Курска, Липецка, Ростова-на-Дону, Симферополя и Элисты.
Кроме того, в рамках санкций против России страны Евросоюза полностью закрыли небо для российских самолетов.
«Мы закрываем воздушное пространство ЕС для российских самолетов. Мы вводим запрет на все самолеты, которыми владеет Россия, которые зарегистрированы в России или контролируются Россией, — заявила тогда глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. — Эти самолеты не смогут садиться, взлетать или пролетать над территорией ЕС».
Первые ограничения ввели Польша, Чехия и Болгария, а после подключились все остальные. Кроме того, свое небо для российских самолетов закрыли США и Канада. Россия ввела ответные санкции, и теперь американские самолеты вынуждены облетать территорию России, если она есть на пути их следования.
Впрочем, в ситуации с «закрытым небом» прибыль теряют не только туроператоры и российские перевозчики, потери зарубежных перевозчиков сопоставимы. По предварительным подсчетам на конец марта, каждую неделю авиакомпании, которые раньше летали над Россией, тратят дополнительно около 37,5 миллионов долларов (более 2 миллиардов рублей) на то, чтобы облетать закрытые зоны.
Российские авиакомпании летают сейчас за границу, но заметно меньше, чем раньше. При этом, как пишет «Коммерсант», Росавиация решила выдавать отечественным авиакомпаниям новые допуски на международные рейсы в зависимости от того, сколько перевозчик летает внутри России. Цель таких изменений — «выполнение поручения президента РФ о перевозке авиакомпаниями в 2022 году не менее 100 миллионов пассажиров».
Правда эксперты полагают, что к изменению стратегий перевозчиков сейчас это вряд ли приведет, так как у них и так есть достаточное число разрешений. В долгосрочной перспективе это означает, что авиакомпаниям придется переориентироваться на внутренний рынок. Поможет ли это увеличить пассажиропоток — пока неизвестно.
Впрочем, россияне часто ориентируются на стоимость авиабилетов, а они в последнее время заметно выросли на ряде направлений. «Коммерсант» приводит цифры: рейс «Аэрофлота» из Москвы в Минводы в один конец на 22 июля стоил от 11,2 тысяч рублей, что значительно больше того, что было раньше. Также подорожали билеты в Калининград. Но в целом цены сопоставимы со значениями прошлого года.
В АТОР ранее сообщали, что стоимость авиабилетов в стране сохраняется на прежнем уровне, однако вскоре могут подорожать приблизительно на 5%. Это произойдет, если будет принято предложение Росавиации поднять ставки аэронавигационного обслуживания в РФ для стабилизации финансовой ситуации в профильной Госкорпорации (ОрВД). В ведомстве пока не комментируют возможное повышение, однако эксперты авиаотрасли говорят, что оно назрело — ставки аэронавигационного обслуживания не повышались с 2018 года.
Согласно последним опросам, заграничный летний отпуск планируют лишь 9% россиян, а более 70% останутся внутри страны — 38% поедут на отечественные курорты, 35% отправятся в путешествие по другим региона России.
Каждый десятый человек проведет отпуск на даче, еще столько же останутся дома. Для сравнения, до пандемии коронавируса отечественные курорты выбирали реже, а дачный отпуск не был так популярен. Сегодняшний выбор, пояснили респонденты, связан как с экономией, так и с недоступностью привычных вариантов отдыха.
Ранее «Блокнот» рассказывал, что запуск «Северного потока — 2» спас бы Европу от энергетического кризиса. Однако вместо этого в Германии продолжают делать себе «харакири», запуск газопровода сравнили там с капитуляцией перед Россией.
Александра Савичева
Источник: