Девальвация рубля приносит триллионы
Почему русские резервы пухли от средств, когда нефть обесценивалась
Эпидемия сделала неизменным героем новостных сводок Фонд государственного благосостояния (ФНБ) — главную запасную кубышку правительства. Когда сделалось понятно, что парой сотен млрд на восстановление экономики от коронакризиса не отделаешься, на русские резервы возложили особенные и огромные надежды. И не напрасно: пока нефть драматично дешевела, правительство вбрасывало средства в антикризисные пакеты мер, а профицит бюджета преобразовывался в недостаток, ФНБ феноминальным образом заполнялся. В марте в нем было 8,2 трлн рублей, а в мае — уже 12,4 трлн. Рассказываем, для что Рф необходимы резервы и как подешевевший рубль обогащает страну.
Три фонда в одном
За годы собственного существования русская запасная кубышка пережила несколько слияний и переименований. Фонд государственного благосостояния, который на данный момент на слуху, возник только в 2018 году, хотя откладывать про припас Наша родина начала в самом начале 2000-х. Это сделалось вероятным, когда страна вышла из кризиса 1990-х благодаря очень подорожавшей нефти. Ранее о скоплениях на темный денек не могло быть и речи: правительство погрязло в кредитах, дефолт обесценил рубль, и любая копейка направлялась на срочные нужды.
Во 2-ой половине 1999 года случилось волшебство: цены на нефть в первый раз за пару лет поднялись выше отметки $20 за баррель. Это позволило нарастить доходы бюджета и обрести относительную финансовую стабильность. По данным Минфина, в 2000 году доп доходы от роста нефтяных цен составили 300 миллиардов рублей. В 2001 году Владимир Путин с подачи тогдашнего министра денег Алексея Кудрина предложил сделать резерв, куда можно откладывать сверхдоходы от реализации нефти. Так в 2004 году возник прародитель сегодняшнего ФНБ — Стабилизационный фонд Рф. Этот фонд делал несколько функций: обеспечивал доп устойчивость муниципальным финансам и служил источником финансирования вкладывательных программ. Практически это были активы, которыми могло впрямую распоряжаться правительство, а не парламент, утверждающий бюджет. Первыми скоплениями правительство решило распорядиться так: в 2005 году средства Стабфонда направили на выплату наружного долга Рф (перед Интернациональным денежным фондом и перед странами — членами Парижского клуба) и на покрытие недостатка Пенсионного фонда РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина).
В 2006 году Путин озвучил идею трансформировать Стабфонд. В собственном Экономном послании (ранее было такое) президент предложил принимать бюджет не на один, а на три года и поменять в связи с сиим структуру резервов. В 2008 году Стабилизационный фонд был упразднен. Его разделили на Запасный фонд и Фонд государственного благосостояния. На момент разделения в Стабфонде оставалось 3,85 трлн рублей. Опосля отпочкования двум фондам приписали различные функции. Запасный фонд предназначался для покрытия экономных расходов в случае, если цены на энергоресурсы очень понижались, также для стабилизации экономики в кризис. ФНБ был нужен для поддержки пенсионной системы. Из него, к примеру, софинансировались добровольческие пенсионные скопления россиян. Правда, позже функционал ФНБ расширился, и фонд стали употреблять для финансирования инфраструктурных проектов.
В 2018 году двойную кубышку Рф опять ожидало преобразование, но уже по принужденной причине. В 2017-м Запасный фонд на сто процентов истощился: он выполнил свое назначение и покрыл недостаток бюджета, образовавшийся из-за кризиса 2014–2016 годов. Опосля этого Запасный фонд не стал существовать: все функции брал на себя ФНБ.
Фонд государственного состояния — это типовой инструмент резервирования для целей управления финансовыми и экономическими рисками, также управления показателями валютного воззвания снутри страны, объяснил в беседе с «МК» доктор экономических наук, доктор Денежного института при Правительстве РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) Константин Ордов.
«Совершенно, рыночная экономика в традиционном виде не предполагает необходимости формирования существенных размеров запасных фондов, так как в интернациональной торговле свободное курсообразование дозволяет сбалансировать промышленно-торговый потенциал разных государств. Но у государств со слабо диверсифицированной экономикой, таковых как Наша родина, наличие соц обязанностей и других не секвестрируемых (не снижаемых) муниципальных расходов вызывает необходимость сформировывать резервы на темный денек. Таковым деньком считается экономический кризис или период неблагоприятной мировой ценовой конъюнктуры на главный продукт либо продукт, составляющий базу доходной части бюджета», — отметил он.
К слову, по сопоставлению с иными странами-накопителями Наша родина — в весьма хорошем положении. Фонд государственного благосостояния заходит в международные резервы РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина), хотя и имеет ряд ограничений по фронтам использования. Если ассоциировать объемы золотовалютных резервов стран, на конец I квартала 2020 года Наша родина занимала 4-е пространство в мире с суммой $565 миллиардов. Самым запасливым оказался Китай с $3,1 трлн, за ним Япония — с $1,4 трлн и Швейцария — с $989 миллиардов.
Резервы пошли в дело
Откуда в фондах брались средства и как использовались? В Стабилизационный фонд шли доп доходы от реализации нефти выше определенной планки. Эти средства инвестировались в зарубежную валюту и долговые обязательства. Правопреемником Стабфонда тут стал Запасный фонд. В него тоже шли сверхдоходы от нефти, потом вкладывались в валюту и долговые обязательства. При всем этом размер фонда не мог превосходить 10% от ВВП (Валовой внутренний продукт — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, то есть предназначенных для непосредственного употребления, произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства) (потом 7%). Когда Запасный фонд достигнул очень разрешенного уровня, другие сверхдоходы аккумулировал внутри себя Фонд государственного благосостояния. К слову, вначале у него было еще наиболее пафосное заглавие: Фонд будущих поколений. В этом заглавии намекалось на первоначальное назначение ФНБ — поддержание пенсионной системы. Но когда функции расширили, средства фонда разрешалось растрачивать на кредиты банкам, которые должны были позже возвращать в фонд прибыль от инвестиций. Так, на кредитные средства ФНБ были построены Крымский мост, Центральная кольцевая дорога в Москве и области, платная трасса Москва—Санкт-Петербург. Словом, принцип заполнения фондов сводится к обычной формуле: в кубышку идут сверходоходы от реализации нефти, которые вкладываются в денежные инструменты либо инвестиции для еще большей прибыли. Вот таковая схема инвестирования муниципального масштаба.
ФНБ в крайней версии также заполнялся за счет доп нефтегазовых доходов. Планка отсечения была $42,2 за баррель марки Urals. Когда «темное золото» стоило $60 и выше, в кубышку шли немалые средства. Но не считая того Наша родина получала доходы от управления средствами ФНБ — того самого инвестирования. Управлением средствами ФНБ занимается Минфин, в отдельных вариантах — Центробанк. Министерство денег прокручивает средства фонда 2-мя методами. 1-ый — вносит в покупку валюты (австралийский, канадский и бакс США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке), евро, фунт стерлингов, швейцарский франк и иену). 2-ой — располагает в различных активах: гособлигации зарубежных стран, долговые обязательства интернациональных организаций, центральных банков, в акции русских компаний, связанных с реализацией инфраструктурных проектов, в депозиты в банках и остальные.
Таковой диверсифицированный вкладывательный портфель приносит ФНБ дивиденды и за счет курсовой различия. К примеру, курсовая разница от переоценки средств ФНБ за период с 1 января по 30 апреля 2020 года составила 1 трлн 197 миллиардов рублей. В свою очередь, за счет размещения средств в денежные активы за 1-ые четыре месяца года кубышка «заработала» 9,175 миллиардов рублей. Конкретно благодаря этому Фонд государственного благосостояния в кризис не только лишь не миниатюризируется на фоне рекордно низких цен на нефть, да и вырастает. С марта по апрель этого года ФНБ вырос на 4,2 трлн рублей, при том что средняя стоимость нефти в марте–апреле колебалась от $20 до $30 за баррель.
Вот и ответ на вопросец, почему углеводороды обесценивались, а ФНБ заполнялся: кубышка разбухла благодаря подешевевшему на фоне нефти рублю. Сработало обычное правило: если впору вложиться в валюту, на курсовой разнице можно заработать.
«Невзирая на кризис и опаски за сохранность ФНБ, в марте 2020 года он возрос на 34% — до 12,9 трлн руб. Это сделалось результатом индивидуальности зачисления средств на счета фонда, которая приводила к таковым же резким повышениям в июле 2019 года — на 108%, в июне 2018 года — на 23%», — гласит Константин Ордов.
Девальвация рубля — это мощнейший инструмент для заполнения ФНБ, потому о полном истощении кубышки в наиблежайшее время гласить не приходится. «Текущая конъюнктура цен на сырьевые продукты и потребность экономики в антикризисных мерах денежной поддержки не разрешают рассчитывать на сопоставимую динамику в последующем году. Но это не означает, что размер рублевых средств ФНБ в последующем году сократится. Рост курса бакса на 10 рублей может добавочно привнести в ФНБ сумму порядка 1,7 трлн руб в качестве курсовой различия, что пока значительно меньше того, что Правительство РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) издержало на антикризисные мероприятия», — гласит доктор Ордов.
По словам профессионала, в крайние десятилетия совершенно сделалось весьма модным и иногда весьма действенным употреблять запасные фонды для управления денежным курсом. Вот лишь не в пользу нацвалюты. «Парад девальваций» 2015 и 2018 годов показал, что запасные средства не достаточно кто готов употреблять для поддержания чрезвычайно крепкого курса государственной валюты», — увидел наш собеседник.
Страсти по кубышке
Средства Фонда государственного благосостояния по закону недозволено расходовать на нужды бюджета при хоть какой необходимости. Фактически, в этом и была задумка Алексея Кудрина при разработке еще Стабфонда. Министр денег тогда гласил: «Растрачивать Стабфонд снутри страны — это просто разрушение экономики». Правда, в кризисы кубышку все-же пришлось распечатывать для внутренних нужд. В 2008–2009 году за счет Запасного фонда и ФНБ пришлось выручать финансовую систему от кризиса. По драматичности судьбы сиим пришлось заниматься бойцу за неприкосновенность резервов — Кудрину. Он разрешил вкладывать до 40% ФНБ в рублевые, а не только лишь зарубежные активы, как это было ранее. Но у Кудрина нашлись оппоненты. Главным идеологом вложений средств ФНБ в экономику был на тот момент ассистент президента Андрей Белоусов — в прошедшем глава Минэкономразвития, а сейчас 1-ый вице-премьер правительства.
Когда Кудрин в 2011 году ушел в отставку, ценности страны поменялись. Минфин под управлением Антона Силуанова не сумел защитить фонд от трат. Кубышку разрешили растрачивать на нужные для страны проекты. В итоге заявки от госкорпораций, банков на инвестиции за счет ФНБ превысили размер фонда. В 2015 году часть средств фонда все-же ушла на инвестпроекты: а именно, поддержать решили компании, пострадавшие от санкций.
Опосля упразднения Запасного фонда для оставшегося на плаву ФНБ сделали новое экономное правило. Расходоваться фонд может, лишь если его ликвидная часть (живы средства на счетах, а не долговые инструменты) превосходит 7% ВВП (Валовой внутренний продукт — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, то есть предназначенных для непосредственного употребления, произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства). Резервы не могут идти на мотивированные нужды экономики, а могут лишь восполнить выпадающие расходы бюджеты из-за падения цен на нефть.
До коронакризиса за счет средств ФНБ должны были финансироваться инвестпроекты в рамках нацпроектов. Правда, просто так средства взять из кубышки было недозволено. Тогда власти выдумали роскошный маневр с покупкой акций Сбербанка за счет средств ФНБ. Контролирующий пакет заполучили как актив, что не запрещено. Но, так как торговцем был Банк Рф, прибыль от реализации ушла от страны самому же государству, но уже не в неприкосновенный ФНБ, а в бюджет. Так около 2 трлн рублей вывели из резервов и доставили в казну. Вот лишь коронавирус спутал планы чиновников: сейчас средства пойдут не на инвестпроекты, а на финансирование плана восстановления экономики. По оценке премьера Миши Мишустина, план выхода из кризиса обойдется правительству в 5 трлн рублей.
Остается основной вопросец: на что экономику выручать будем? «Опосля покупки Сбербанка объемы ликвидной части фонда уменьшились и составляют 8,2 трлн рублей из общих 12,4 трлн. Пакет акций банка, в свою очередь, стал более значимой неликвидной частью фонда. Думаем, что власти сохранят ограниченный подход к расходованию средств ФНБ. Чуть ли он будет интенсивно тратиться на устранение экономного недостатка. Возможно, власти пойдут иным методом: недостаток будут закрывать за счет активности страны на долговом рынке», — отмечает экономист «БКС Премьер» Антон Покатович.
Наращивание муниципального долга для финансирования антикризисных мер, о котором молвят наши специалисты, вправду рассматривается властями, что подтверждали в Минфине. Идет речь о выпуске долговых бумаг под гарантии страны. Правительство изучает вопросец роста размеров эмиссии рыночных облигаций федерального займа. ОФЗ раз в неделю располагаются на аукционах Минфина, а получают их проф участники денежного рынка — банки, вкладывательные фонды, управляющие компании.
Но, если затея с повышением госдолга не получится, властям придет запустить руку в ФНБ. «Наличие ФНБ дозволяет сформировывать наиболее размеренную конъюнктуру как в экономике РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина), так и на русских рынках. Если государству не получится воплотить запланированное наращивание собственной активности на долговом рынке, то внедрение фонда для поддержки бюджета видится самым возможным шагом властей», — заключил Антон Покатович.
Специалисты не берутся предсказывать, на сколько хватит средств ФНБ: очень неизменны цены на нефть, курсы валют и остальные переменные. То, что слышно от чиновников, это тоже гадания на кофейной гуще. Антон Силуанов рассчитывает, что кубышка устоит до 2024 года. Герман Греф утверждал, что без понижения бюджета средств ФНБ «хватит на пару лет». Ясно одно: следуя своим же экономным правилам (которые можно и переписать), власти чахнут над златом, как Кощей. Но, может быть, таковая подстраховка еще сыграет свою роль, когда настанет денек еще чернее, чем на данный момент.
Инна Деготькова
Источник: www.mk.ru
Теги:
кризис
Источник: