Днестр снова штормит в районе Молдавии
Административная граница Приднестровья с Молдавией практически стала гос. Фото с веб-сайта www.president.gospmr.org
Обстановка на Днестре в 2020 году стала напряженнее. 30-летний военно-политический конфликт не только лишь не урегулирован, но атмосфера вокруг него стала тревожнее.
Верховный совет Приднестровской Молдавской Республики (непризнанной. – «НГ») принял заявление «О недопустимости обострения ситуации в Зоне сохранности». Зоной сохранности именуется район бывших боевых действий (в 1992 году).
В документе отмечается: «Нарастающая с каждым деньком напряженность обстановки появилась из-за периодического блокирования Республикой Молдова (РМ) работы Объединенной контрольной комиссии (ОКК), работы Объединенного военного командования и является политически обусловленной».
Здесь необходимо кое-что объяснить. Объединенная контрольная комиссия – это орган, состоящий из представителей Рф, Приднестровья и Молдавии, который выслеживает обстановку в Зоне сохранности и реагирует на различные нарушения в районе контроля ОКК. В работе ОКК учавствуют и наблюдатели от Украины. Если что-то идет не так, то представители ОКК составляют протоколы и уделяют свое внимание на нарушения. А Объединенное военное командование (ОВК) – это представители сторон, чьи миротворцы служат на Днестре для недопущения новейшей войны. Это опять-таки Наша родина, Приднестровье и Молдавия. Украина в состав ОВК не заходит, ибо украинских миротворцев в зоне приднестровского конфликта нет, хотя по одному из соглашений, заключенных еще в 90-е годы, Киев имел право ввести туда миротворческий батальон. Но украинские руководители решили ограничиться 10 военными наблюдателями, которые и по сей денек несут службу на Днестре.
В крайнее время ситуация вокруг Приднестровья осложнилась. Официальный Кишинев уже не 1-ый год прибегает к стратегии неподписания протоколов ОКК, документов ОВК и неучастия в совместных учениях, парадах и церемониях миротворческих сил. Эта стратегия откровенно нацелена на срыв работы обозначенных органов. Ведь если документы не принимаются трехсторонним консенсусом, тогда они практически оказываются заблокированными. Выходит, что и нарушения нереально убрать без согласия всех 3-х сторон.
Это делает в Зоне сохранности все наиболее тревожную обстановку. В особенности напряженность стала нарастать опосля июня 2019 года, когда появилась неестественная блок меж еще работающим президентом Молдовы Игорем Додоном и политиком правого толка Майей Санду, которой тогда достался пост премьер-министра и практически все правительство.
Не так издавна окрепшая Санду, как и подразумевали почти все специалисты и аналитики, выиграла у бывшего напарника по коалиции Додона на президентских выборах. 15 ноября прошел 2-ой тур этих выборов, на котором все и свершилось… 24 декабря Майя Санду официально вступила в должность президента РМ. Оппоненты Санду, включая Партию социалистов, фаворитом которых является Игорь Додон, перенесли тяжесть борьбы против Майи Георгиевны в парламент. К слову, конкретно в молдавском парламенте в свое время систематически подрезали крылья (а заодно и возможности) самому Додону. Как удачно эта линия будет использована к самой Санду, увидим. Кое-что уже изготовлено: Служба инфы и сохранности (СИБ) переведена из подчинения президента под начало парламента; принято решение также вернуть трансляцию новостных и аналитических программ русских телеканалов, заблокированных в 2018 году. Правда, депутаты от оппозиции подали иск в Конституционный трибунал по данному вопросцу. Так что утверждать, что в РМ возвратили в эфир политические программки русского телевидения, пока рано.
Но у президента много возможностей в сфере наружной политики. Чем Майя Санду и воспользуется.
С момента избрания, да, в общем-то, и до того, Майя Санду была самым звучным рупором всех прозападных и прорумынских сил Молдавии. Их позиция ясна и понятна: остатки 14-й русской армии (ОГРВ) и миротворцы Рф должны быть выведены с берегов Днестра. Забавно колебаться, что, прими действия таковой оборот, необходимо ожидать новейшей войны на Днестре, при этом жестче, чем в 1992 году.
Дело в том, что тогда, сначала 90-х, не было ни такового открытого противоборства США и Рф, ни таковой открыто брутальной политики блока НАТО, как сейчас. Приднестровье рассматривается совершенно точно как союзное Рф, пусть и непризнанное, государственное образование. Означает, считают оппоненты Москвы, лучше решить две задачки: вытеснить войска Рф из Приднестровья; устранить приднестровскую государственность. В Тирасполе отлично это лицезреют.
В принятом приднестровским парламентом документе говорится: «Верховный совет считает, что необходимо сделать действующие меры по разблокированию работы Объединенной контрольной комиссии и работы Объединенного военного командования». При всем этом подчеркивается, что «Приднестровье не лицезреет других методов преодоления кризиса, не считая как равный диалог сторон без включения политически обусловленных тем и вопросцев в миротворческую повестку».
Можно с уверенностью предсказывать, что вокруг разблокирования работы ОКК и ОВК и развернется основная политико-дипломатическая борьба меж Кишиневом и Тирасполем. Недозволено утверждать, что в Кишиневе нет адекватномыслящих политиков, которые соображают, что поджигать фитиль новейшего конфликта на Днестре – это таскать каштаны из огня для остальных «дядей», живущих несколько западнее. Что касается избранного президента РМ Майи Санду, то на уровне политических деклараций она навряд ли изменит свою позицию. А в данной для нас ее позиции она, что видно невооруженным глазом, получает поддержку ЕС, США и головного южноамериканского союзника в регионе – Румынии.
Приднестровье, очевидно, как и постоянно, выступает за пожизненное нахождение русских войск – ОГРВ, миротворцев – на собственной местности. Это единственная суровая гарантия от возобновления бойни на Днестре.
Недаром в заявлении парламента Приднестровья уточняется:
«Верховный совет Приднестровской Молдавской Республики выражает всеобъятную поддержку миротворческой миссии на Днестре под эгидой Русской Федерации, особо отмечая, что долгое сохранение имеющейся кризисной ситуации или ее усугубление может привести к слому принципа работы Объединенной контрольной комиссии, работы Объединенного военного командования, а означает, и всего миротворчества в Приднестровье».
Здесь нужно уточнение. Слом принципа работы ОКК и ОВК – это не попросту прекрасные слова. Нежели ОКК не сумеет фиксировать нарушения в Зоне сохранности и добиваться их устранения, тогда число таковых нарушений (при этом безнаказанных) будет возрастать. А если ОВК не сумеет держать под единым контролем воинов 3-х сторон-участников, тогда у официального Кишинева, на самом деле, окажутся развязанными руки в действиях, в том числе по наращиванию собственных сил на Днестре.
Будем беспристрастными: в Кишиневе также молвят о урегулировании молдавско-приднестровского конфликта только мирным методом. Но ведь есть много «толкачей», готовых вести войну против россиян и приднестровцев до крайнего молдаванина. Не считая того, в предвоенные месяцы 1991–1992 годов в мирных декларациях также не было недочета.
Чем все закончилось – можно спросить у обитателей Бендер, куда молдавская армия вошла в 1992 году наводить конституционный порядок.
Вот почему Верховный совет ПМР предложил «начать проведение двухсторонних консультаций по текущей проблематике функционирования миротворческой операции на Днестре с палатами Федерального собрания Русской Федерации и поручить комиссии по наружной политике и интернациональным связям ВС ПМР провести обозначенную работу».
Непременно, работа меж Москвой и Тирасполем будет вестись. Тем временем, как сказали СМИ, президент ПМР Вадим Красносельский «призвал не поддаваться на провокации, фиксировать факты отказа от конструктивного диалога и продолжать работу по обеспечению мира и сохранности на приднестровской земле. Для предупреждения деструктивных, приобретающих все наиболее системный нрав действий молдавской стороны и их негативных последствий доверено приготовить информацию о происходящем в ОКК и навести ее всем участникам миротворческого процесса. Не считая того, по поручению Красносельского о ситуации будет официально оповещен министр обороны РФ Сергей Шойгу».
Практически данное выражение Красносельского дает преждевременную подсветку всем вероятным планам дестабилизации обстановки на Днестре. Естественно, оно будет увидено и вероятными дестабилизаторами, которые отлично соображают, что на данный момент не 1990-е годы. Так что хотя фон происходящих событий и тревожный, но будем надеться на наилучшее. Что касается Приднестровья, то оно, по-прежнему, нацелено на переговоры и на достижение таковых договоренностей с Кишиневом, которые не будут ставить под вопросец ни мир на Днестре, ни приднестровскую государственность, ни альянс ПМР и Рф.
Тирасполь
Источник: