«Доходы расти не будут»: эксперт предсказал россиянам тяжелые времена
Уже сегодня каждый четвертый считает себя бедным
В коронавирусном 2020 году почти четверть населения России, или 36 млн человек, имели доход ниже 60 процентов от медианного – подсчитала аналитическая служба международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. Таким образом, всех этих людей можно отнести к категории малообеспеченных – согласно международной методологии, они рискуют столкнуться с бедностью. Таких россиян в два раза больше, чем «официально бедных» – под российское определение бедности подпадают лица, чей ежемесячный доход не дотягивает до прожиточного минимума. Однако предпосылок для изменения ситуации к лучшему нет. О том, почему доходы граждан расти не будут, и рассчитывать придется только на себя – «Блокноту» рассказал научный сотрудник Башкирской академии государственной службы и управления Арсен Шаяхметов.
Доходы россиян не растут уже шестой год – с 2015 года. Конечно, по данным статистических органов, заработные платы росли даже в период локдауна, а в декабре 2020 года и вовсе почти достигли предела мечтаний, но обыватель позитивных изменений почему-то мало ощущает, особенно на фоне роста цен, ползучего подорожания товаров и услуг.
Можно, конечно, всё списывать на трудности ковидных лет, мировую конъюнктуру, цену на нефть, экономические кризисы, но налицо системный кризис самой российской экономики, начавшийся не сейчас, а ещё во второй половине 2012 года.
Очередное исследование рейтингового агентства FinExpertiza показало, что 24,6% населения России (36 млн человек) имеют доход ниже 60% от среднего по стране, а в условиях снижения реальных доходов рискуют оказаться у черты бедности. При этом Россия очень поляризована – регионы достаточно сильно дифференцируются по среднему доходу. Пандемия и здесь внесла коррективы – регионы с приоритетными направлениями развития в виде машиностроения (Самарская область, Нижегородская область, Татартстан, Москва), туризма (Краснодарский край, Москва, Санкт-Петербург), нефтегазового сектора (ХМАО, ЯНАО, Сахалинская область, Татарстан, Башкортостан) оказались финансово дестабилизированы существенным снижением спроса на производимую продукцию. Логичным следствием сокращение доходов на фоне кризиса стало попадание этих регионов в рейтинг регионов с наивысшим имущественным расслоением (ЯНАО, НАО, Москва, Чукотка и Сахалин).
У многих россиян сегодня нет денег даже на самое необходимое
Несмотря на формально высокую среднюю зарплату, выявилась значительная доля жителей, чьи доходы существенно ниже средних по региону. Регионы-дауншифтеры (Тува, Хакассия, ЕАО, Марий Эл, Адыгея, республики Северного Кавказа) в условиях пандемии оказались в ещё более сложном и зависимом положении.
Таким образом, от кризиса равно оказались незащищенными все – и вроде бы успешные регионы, и беднейшие. Разница между нуждающимися в этих регионах, конечно же, есть, но людям от этого вряд ли легче – на желаемый уровень жизни не хватает всегда. Возникают логичные вопросы: «Что же будет дальше? Восстановится ли экономика в ближайшее время? Начнется рост доходов?». Увы, но быстрых результатов ждать не приходится.
Российская экономика, в отличие от многих стран мира, вышла из полного локдауна еще прошлым летом. Случилось это потому, что, в отличие от некоторых стран, нового «затмения» наша система бы уже вряд ли выдержала. Однако существенных преимуществ перед странами-конкурентами России это не дает. Функционирование экономики идет за счет рисков для жизни и здоровья основных экономических субъектов – людей, а значит, такой путь сложно назвать успешным. Заявленная массовая вакцинация идет небыстрыми темпами – привито лишь около 10% населения, а инфляция видна каждый день по ценникам в магазине.
Какие источники экономического восстановления и роста видит правительство в этих условиях? В первую очередь, регионам выделяются дополнительные трансферты и бюджетные кредиты, но это, скорее, мера по поддержанию платежеспособности по основным социальным гарантиям, нежели инструмент развития. Во-вторых, государство активно выделяет средства на крупные инфраструктурные и грантовые проекты, которые призваны модернизировать экономику субъектов, дать рабочие места и дополнительный доход. Выделяются такие средства под конкретные проекты (800 лет Нижнему Новгороду, 450 лет Уфе, Универсиада в Екатеринбурге и другие).
Бедность в России стремительно растет
В-третьих, на крупные промышленные предприятия накладывается дополнительная социальная нагрузка по развитию территорий, эксплуатируемых в качестве источников сырья. В этой части показателен пример возвращения контрольного пакета акций скандальной компании БСК руководству Башкортостана. Госкомпании также должны активно участвовать в решении социальных и инфраструктурных проектах (ВЭБ, Дом.рф, Газпром, Роснефть, ВТБ и другие).
В-четвертых, одной из приоритетных «точек роста» в условиях минимизации иностранных инвестиций стал внутренний драйвер – наука и высшее образование. Под очередную реформу научно-образовательных институций выделяются крупные гранты. В 2020 году 5 регионов выиграли грант на создание НОЦ мирового уровня – «Инженерия будущего» (Самарская, Пензенская, Тамбовская и Ульяновская области, Мордовия), «Передовые производственные технологии и материалы» (Свердловская, Челябинская и Курганская области), «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования» (Архангельская и Мурманская области, Ненецкий автономный округ), «Евразийский научно-образовательный центр мирового уровня» (Башкортостан), «ТулаТЕХ» (Тульская область). Помимо этого, создаются в регионах технопарки (Москва, Татарстан, Краснодарский край, Санкт-Петербург), разрабатывается очередная программа создания суперуниверситетов «Приоритет-2030» и реализуются проекты со Сколтехом, Сбером и другими IT-компаниями.
Эти и некоторые другие направления в глазах российского руководства будут определять экономическое будущее страны. Нужно понимать, что это перспективные направления – эффект от них нужно ждать не сегодня и даже не завтра (если он вообще будет). Сегодня же регионы вступают в наиболее тяжелую фазу восстановления, когда необходимо возвращаться к докризисным показателям, а ресурсов для этого очень мало. Для поддержания социальной стабильности (особенно накануне выборов) государство будет прибегать к краткосрочным и временным инструментам помощи, однако существенно на доходах россиян это не отразится, они принципиально не вырастут. Рецепт в такой ситуации всегда один – надеяться только на себя, много и усердно работать, проявлять инициативу и смекалку. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
Ранее почти четверть безработных россиян заявили: они могут позволить себе искать новую работу менее недели, прежде чем начнут испытывать финансовые трудности. Таковы результаты опроса службы исследований платформы онлайн-рекрутинга Head Hunter. Эксперты признают: материальное положение россиян продолжает стремительно ухудшаться. Люди массово остаются без работы и зарплаты.
Реальные доходы россиян необходимо увеличивать, и правительство активно работает в этом направлении. В этом граждан России пыталась заверить вице-премьер Татьяна Голикова. При этом чиновница считает, что результаты работы кабинета министров должны сказаться и на повышении оплаты труда, и на индексации пенсий, и на выплатах безработным и финансовой помощи семьям с детьми.
Петр Кузнецов
Источник: