Древнерусскому искусству усовершенствовали систему координат
Благодаря технологиям на известной иконе XII века «Богоматерь Владимирская» отыскали новейшие детали. Фото РИА Анонсы
В большой, в 600 с излишним страничек, том «Древнерусская живопись XII–XIII веков» вошло 16 памятников: иконы, включая «Богоматерь Владимирскую», и фрагменты мозаик и фресок разрушенного киевского Михайловского Златоверхого монастыря. Формально это 3-ий том из серии древнерусского искусства. 1-ый, «Древнерусское искусство X – начала XV века», возник в 1995-м, 2-ой, посвященный лицевым рукописям, 15 лет спустя. Сегодняшний каталог – никак не переиздание книжки середины 1990-х, он задает новейшие эталоны в каталогизации древнерусского искусства. Ими, как гласили на презентации, уже заинтересовались коллеги из Российского музея.
«Ни по составу, ни по формату, ни по текстам» теперешний каталог недозволено сравнить с книжкой 1995-го, подчеркивает старший научный сотрудник ГТГ, научный редактор каталога Левон Нерсесян. У Третьяковки самое огромное в Рф собрание ценнейшего домонгольского искусства, с середины 1990-х научные способы исследования древнерусской культуры очень эволюционировали, а почти все монументы с технико-технологической точки зрения до этого не были исследованы. Так что, по словам Нерсесяна, «сегодняшний 3-ий том – по сути попытка по новеньким принципам начать разглядывать коллекцию поначалу».
Но о издании 1995 года, естественно, не запамятывают. В определенном смысле оно было вехой в жизни музея. Книжка, открывшая серию научных каталогов музейного собрания, вышла в год открытия головного строения Третьяковской галереи опосля долгой реконструкции, тогда и в постоянную экспозицию в первый раз вошли все домонгольские монументы.
Технико-технологический анализ старой живописи издавна стал мировым эталоном в исследовании искусства старенькых мастеров, а данные рентгенограмм, макро- и инфракрасной съемки, позволяющей узреть авторский набросок, «более персональную часть работы» изографа, исследование состава пигментов – неотъемлемой частью каталогов (при этом уже и выставочных) и научных изданий. Один из общеизвестных источников подобного рода, хотя и другого формата – посвященный Яну ван Эйку веб-сайт closertovaneyck.be, там различные съемки доступны любому в хоть какой точке мира.
Благодаря таковым данным познания о том, как, когда, кем произведение было исполнено и какую нишу в эре занимает, могут принципно поменяться. Для исследовательских работ галерея заполучила особое оборудование, а «Техника и разработка» стали новеньким каталожным разделом: он сформировался в процессе работы и, обещают, станет образцом для будущих томов.
Популярная на весь мир «Богоматерь Владимирская» XII столетия, икона византийского письма и с длинноватой историей жизни на Руси, обрела неведомую ранее иконографическую деталь. На данный момент на обороте видно не первоначальное изображение, а «Престол и орудия Страстей» уже XIV века, но под ними удалось узреть контуры фигуры святителя. О том, кто конкретно там был, можно спорить, но одной из более правдоподобных версий стал Николай Мирликийский, в Византии – «основной опосля Богоматери милостивый защитник христиан». И в этом случае трактовка иконы – заступническая молитва (в древнерусской иконописи таковая иконография станет обширно всераспространена еще позднее, с середины XIV века, и, может быть, в том числе благодаря «Богоматери Владимирской»). На иконе «Богоматерь Печерская (Свенская)» удалось реконструировать текст молитвы со свитка преподобного Феодосия – этот текст числился фактически вполне утраченным, а меж тем аналогов ему нет.
Любому из 16 памятников здесь отдан серьезный, практически как монография, раздел, где читателя ведут главками «Происхождение», «Поступление», «Реставрация и исследования», «Техника и разработка», «Сохранность» (перечислим не все) – к «Иконографии» и «Атрибуции». Практически по частицам, другими словами по пигментам, следам от гвоздиков, контурам изображений и т.д. восстанавливая картину целого – икону, какой она была и как была видоизменена. Посреди богатства иллюстраций (за их составителям отдельное спасибо) есть схемы, показывающие, к примеру, для большого «Благовещения Устюжского», где же осталась авторская живопись, на которую век за веком наносились поновления. А база данных с пигментным составом стала на данный момент отдельным разделом.
Интерпретируя монументы, их ставят в контекст византийского и древнерусского искусства, а фактически каталожным исследованиям предшествует статья Екатерины Гладышевой, где история коллекции древнерусского искусства в ГТГ (к слову, иконописное собрание Павла Михайловича Третьякова при нем было укрыто от сторонних глаз, а в постоянную экспозицию попало лишь в 1904 году) вписана в контекст собирательства в Рф (и того, как на этот процесс воздействовали, с одной стороны, показавшийся в 1905-м указ Николая II «О укреплении основ веротерпимости», с иной – разрушение монастырей в русское время). Четкие науки связывают историю искусства с практически детективными сюжетами не только лишь о датировках, с которыми в старой живописи постоянно есть трудности, да и о разделении рук богомазов. Случаи, когда один мастер начал работать над иконой, позже подключился иной, со собственной манерой письма либо же пытающийся имитировать манеру первого, здесь нередки. В этот 608-страничный том, кажется, включено наибольшее количество инфы, новейшие данные, интерпретации, аналогии, новейшие принципы каталогизации этого искусства делают его научным и музейным событием. Вообщем, у исследователей постоянно остается что-то еще, и, по словам завотделом древнерусского искусства Лены Санковой, «даже в эту книжку вошло не все».
Источник: