Духовенство Эстонии должно к июлю отречься от РПЦ
Эстонские власти грозятся отобрать у Таллинской митрополии храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Фото www.panagia.ee
Эстонская православная церковь Московского патриархата (ЭПЦ МП) до начала июля должна определиться: остается ли она под контролем РПЦ или объявит полную независимость. Такое условие поставил духовенству министр внутренних дел Эстонии Лаури Ляэнеметс. «Церковь должна осознать эту угрозу безопасности для Эстонии», – считает глава ведомства. Он уже предлагал некоторым приходам выйти из подчинения Московского патриархата, однако епископы заявили, что просто так сделать это невозможно. Они пообещали переделать церковный устав и попросили для этого дополнительное время. Ляэнеметс согласился. «Церкви нужно обсудить ситуацию с приходами, официально принять решение. Для этого требуется, как я понял, согласие Москвы. И в итоге нужны будут изменения в уставе, потому что с самого начала необходимость следования слову Московского патриархата записана в их уставе. К началу июля мы ждем предложений, каким образом будут выглядеть эти изменения. Это, безусловно, непросто. Потому что когда мы говорим о прямом подчинении, возникает вопрос, как быть с названием церкви, потому что в названии церкви содержится указание на подчинение», – сказал он.
Напомним, что Эстонская православная церковь представляет собой самоуправляемую структуру РПЦ. 6 мая с.г. Рийгикогу (парламент) принял заявление, в котором объявил Московский патриархат институтом, поддерживающим политику РФ. А несколько дней спустя в интервью местным журналистам Лаури Ляэнеметс рассказал, что считает деятельность патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ересью», и намекнул: «В православной церкви есть канон, который гласит, что в случае ереси, или ложного учения, приходы могут предпринимать самостоятельные шаги и не должны придерживаться своих прежних обетов». Однако, к разочарованию министра, «до сих пор местные представители Русской православной церкви не назвали действия патриарха Кирилла ересью».
В конце мая власти Таллина решили прекратить аренду офисных помещений Эстонской церковью. Первым делом изменения затронули здание церковной канцелярии на улице Пикк. Духовенство должно освободить его до 21 июля. Это помещение ЭПЦ МП получила в бессрочную аренду в 2005 году. Оно обходится церкви в 820 евро в месяц. Помимо этого Таллин сдал в аренду здание Невского собора на площади Лосси, а в 2006 году подписал договор с ЭПЦ МП о праве на застройку на бульваре Лоопеалсе, где был возведен храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Плата за право застройки равнялась нулю, храм был предоставлен ЭПЦ МП сроком на 99 лет.
Глава ЭПЦ МП митрополит Евгений (Решетников), после того как вынужденно покинул Эстонию в начале февраля, избегает комментировать происходящее во вверенной ему епархии. 20 апреля на сайте ЭПЦ МП было опубликовано его обращение «к клиру и мирянам», в котором митрополит заверил: «Мы предпринимали усилия для снижения напряженности в обществе, но опасность потрясений в церковной жизни не миновала. Мы инициировали переговорный процесс и надеемся, что с Божией помощью нам удастся найти способы преодоления кризиса».
Молчит по этому поводу и руководство РПЦ. Видимо, местное духовенство должно самостоятельно разрешать навалившиеся на него проблемы. На официальном сайте ЭПЦ МП размещено объявление о сборе пожертвований на юридическую помощь для церкви.
«Последние политические заявления и решения властей внесли напряженность в жизнь православных общин. Опираясь на 40-ю статью Конституции Эстонской Республики о свободе вероисповедания и помня слова Священного Писания: «Не бойтесь, стойте, и увидите спасение Господне» (Исх. 14, 13), мы должны единой семьей пережить это время испытаний и сделать все возможное для сохранения канонического строя Эстонской православной церкви. Адвокатское бюро Sirel & Partnerid взяло на себя обязательства представлять интересы Эстонской православной церкви Московского патриархата в правовом поле на основании действующего законодательства и с соблюдением канонов православной церкви, защищая от вмешательства светских властей во внутреннюю жизнь церкви», – говорится в документе.
В Таллинской епархии также не исключают, что организация может получить еще большую самостоятельность на уровне устава, однако раздражены тем, что «претензии государства к церкви постоянно растут». «Еще полгода назад, когда стоял вопрос только о митрополите (Решетникове. – «НГР»), тогда министр очень четко повторял от интервью к интервью, что у нас претензии только к одному человеку. К церкви, к приходам у нас никаких претензий нет. И за это время, мне кажется, в том, как приходы действовали, как церковь действовала, никаких кардинальных шагов в худшую сторону, скажем так, не делалось. И откуда вдруг такие претензии? Вот эти слова, которые звучат от чиновников и вплоть до министра – они уже реально как стрелы в нас летят», – отметил викарий Таллинской епархии епископ Тартуский Даниил (Леписк).
Он подчеркнул, что именно эстонское государство некогда настаивало на том названии православной церковной структуры, против которого сейчас борется. «В 2002 году, когда мы регистрировали нашу церковь, мы были готовы, что наша церковь будет называться Эстонская православная церковь. Это было требование государства – чтобы прибавить: «Московского патриархата». Если касаться вопросов названия, в этом плане, думаю, ни у кого не возникает вопроса, можно ли назвать нашу церковь ЭПЦ – да, безусловно, мы согласны», – сказал Леписк. Он также добавил, что «полный разрыв – это не так просто, как кажется»: «Для такого института с двухтысячелетней историей, как церковь, важно придерживаться канонов, и быстрые решения в соответствии с логикой и темпом мирской жизни тут невозможны».
В середине мая в Таллине прошло первое заседание Собора ЭПЦ, на котором рассматривались трудности, возникшие в отношениях между государством и церковью. Однако, как информирует сайт Эстонской церкви, оно «не было завершено»: «В связи с тем, что необходимо будет рассмотреть еще ряд важных вопросов, связанных со статусом церкви, было принято решение провести спустя определенное время вторую сессию Собора». Вероятнее всего, она состоится в конце июня.
Перед глазами эстонского духовенства – как минимум три сценария отделения национальных церквей от Москвы. Первый из них показала Латвийская православная церковь (ЛатПЦ), когда 8 сентября 2022 года по инициативе тогдашнего президента Латвии Эгила Левитса Сейм (парламент) республики внес изменения в закон о Латвийской православной церкви и установил ее статус как автокефальный, то есть полная независимость от РПЦ. В Московском патриархате эти изменения не признали и продолжают считать ЛатПЦ самоуправляемой церковью в составе РПЦ.
В соседней Литве решили пойти по другому пути: направили на имя патриарха Кирилла просьбу о предоставлении «большей самостоятельности» Литовской православной церкви. Она считается одной из епархий РПЦ. Несмотря на то что ни Синод, ни патриарх Кирилл пока не ответили на обращение литовского духовенства, на официальном сайте она уже записана как «православная церковь в Литве» без какой-либо привязки к Московскому патриархату. При этом все преференции от государства получает недавно зарегистрированный экзархат, который подчиняется Константинопольскому патриархату.
Третий сценарий приходится на Украинскую православную церковь (УПЦ), которая ранее называлась УПЦ МП. В конце мая 2022 года ее священноначалие переделало устав и вычеркнуло из него любые упоминания о связи с Московским патриархатом. В УПЦ также заявили, что отныне самостоятельны и независимы от Москвы в своем управлении и устройстве «в соответствии с грамотой патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 27 октября 1990 года». Однако государственная власть Украины в эти заявления так и не поверила. В Москве также считают Украинскую церковь составной частью РПЦ, и при этом начался процесс перевода некоторых украинских епархий под омофор Московского патриарха.
Эстонское духовенство, кажется, решило пойти по украинскому пути. В церковном уставе в первых пунктах записано: «ЭПЦ МП является самоуправляемой местной церковью в Эстонии, состоящей в канонической юрисдикции Московского патриархата, через который осуществляется ее вероучительное единство и каноническое общение с другими поместными православными церквами», и что «в своей деятельности ЭПЦ МП руководствуется настоящим Уставом и законами Эстонской Республики, а также каноническим уставом Русской православной церкви». Подчеркивается, что «для православия в Эстонии матерью-церковью является Русская православная церковь». «Свое самостоятельное каноническое бытие ЭПЦ МП получила на основании постановления патриарха Московского и всея Руси Тихона и Священного синода Русской православной церкви от 10 мая 1920 года № 183, которое было подтверждено томосом патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 26 апреля 1993 года», – напоминает уставной документ.
По утверждению епископа Даниила (Леписка), «руководство церкви сейчас работает над внесением поправок в устав с учетом мнений приходов и с намерением согласовать поправки с МВД». Пока непонятно, что именно будет вычеркнуто из документа, чтобы Московский патриархат согласился с этими изменениями и принял их. Однако даже если РПЦ пойдет навстречу прибалтийскому духовенству, нет никаких гарантий, что это устроит власти Эстонии и они не станут требовать от ЭПЦ МП в дальнейшем слиться с Эстонской апостольской православной церковью Константинопольского патриархата (ЭАПЦ). По похожему сценарию действуют власти Украины.
Источник: