Энергетическое противостояние вместо диалога
Брюссель всегда противодействовал попыткам Москвы добиться равноправного сотрудничества. Фото Reuters
Концепцию «Большая Европа: от Лиссабона до Владивостока» стали обсуждать после окончания холодной войны, ликвидации Варшавского договора и распада СССР. Началось сближение РФ с ЕС в связи с подписанием Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Были пожелания или даже мечты построить общий Европейский дом или единую Европу, которая простиралась бы от Лиссабона до Владивостока. Все это могло открыть большие перспективы для всех стран Европы, включая Россию, поскольку создавался огромный рынок, безвизовый режим, экономическая интеграция, совмещение европейских технологий и инвестиций с российскими энергоресурсами, по сути, экономический альянс РФ–ЕС. Это содействовало бы снижению риска военных конфликтов в Большой Европе. Реальность формирования этого альянса во многом зависела от результативности энергетического диалога РФ–ЕС.
В США опасались получить конкурента на глобальном уровне в виде альянса РФ–ЕС с мощным энергетическим фундаментом в рамках единой энергетической инфраструктуры. Вашингтон стремится сформировать альянс с ЕС, который мы неформально назвали «От Лиссабона до Сиэтла через Лондон», продвигая Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП) с ЕС, переговоры по которому пока приостановлены. Подключена ось Вашингтон–Лондон на основе договора о взаимной безопасности и проекта торгового соглашения с учетом брекзита. Американский фактор во многом повлиял на торможение энергодиалога РФ–ЕС, в том числе из-за того, что часть новых членов ЕС сыграла роль американского троянского коня для раскола ЕС. Несмотря на успешный старт, диалог забуксовал, а после начала СВО был свернут.
Основы взаимодействия
После окончания холодной войны, распада СССР, прекращения Варшавского договора и ликвидации СЭВ в Европе возникла необходимость формирования новой системы международных отношений, в основе которой важное место могло занять многостороннее и двустороннее энергетическое сотрудничество между прежними военными и идеологическими противниками.
В этой связи большую роль сыграла Европейская энергетическая хартия (ЕЭХ). Идея ЕЭХ была выдвинута бывшим премьер-министром Нидерландов Руудом Любберсом на заседании Европейского совета в Дублине 25 июня 1990 года и была подписана в Гааге 17 декабря 1991 года большинством европейских государств и ЕС, Австралией, Канадой, Турцией, США и Японией. ЕЭХ явилась логическим продолжением процессов на евро-азиатском пространстве в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) и отражала изменившуюся политическую ситуацию в Европе. Реализация положений документа была направлена на укрепление безопасности и стабильности в ключевой сфере экономики – энергетике, что могло снизить риск военных конфликтов в Европе. ЕЭХ является политическим документом, основная цель которого – формирование благоприятных геополитических условий для взаимовыгодного энергетического сотрудничества на евро-азиатском пространстве. Поэтому был разработан Договор к Энергетической хартии (ДЭХ), подписанный 17 декабря 1994 года на дипломатической конференции в Лиссабоне. На позицию Россию при подготовке и подписании договора в немалой степени оказывали влияние распространенная в начале 90-х годов XX века эйфория рыночного либерализма, неопытность российских экспертов при ведении сложных многосторонних переговоров по правовым и экономическим проблемам, разногласия между ведомствами и компаниями по поводу ряда положений ДЭХ.
В РФ были бурные дискуссии о целесообразности ратификации ДЭХ, в том числе в ходе слушаний в Государственной думе. В 2009 году по распоряжению правительства РФ был оформлен отказ России от участия в ДЭХ. Одной из главных претензий Москвы к ДЭХ было требование о «недискриминационном доступе» всех стран к энергоресурсам и путям их транзита, фактически затрагивающее интересы РФ. Российское руководство предлагало ЕС выработать новый документ, заменяющий ДЭХ, но переговоры на эту тему так и не начались. В дальнейшем ДЭХ пытались придать глобальный размах, и в итоге была разработана Международная энергетическая хартия с использованием ряда положений ДЭХ. Практическое значение ДЭХ снизилось. Несмотря на ряд недостатков, ДЭХ внес определенный вклад в развитие энергетического сотрудничества в Евразии.
Важную роль для развития энергетического сотрудничества в Евразии сыграло Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), подписанное в 1994 году между РФ и ЕС. В 1997 году оно вступило в силу и предусматривало ежегодное проведение саммитов РФ–ЕС. Всего состоялось 24 саммита. С обеих сторон на различных уровнях поднимался вопрос о целесообразности разработки двустороннего специального соглашения с Россией об энергетическом сотрудничестве.
Резкое увеличение цен на нефть в 2000 году, последовавшее за этим обострение социально-экономической ситуации и проблем энергетической безопасности во многих странах Западной Европы вынудили председателя Еврокомиссии Романо Проди обратиться к РФ с просьбой начать энергодиалог. Просьбу поддержали Франция, Германия и Великобритания, а инициатива получила название «план Проди».
В ходе контактов на разных уровнях в 2000 году были определены ключевые задачи, в том числе увеличение поставок нефти из РФ в страны ЕС; расширение возможности двукратного увеличения экспорта российского газа в ЕС; участие ЕС в развитии инфраструктуры для транспортировки энергетических ресурсов из РФ.
Основные интересы ЕС в энергетическом сотрудничестве с Россией и странами СНГ были связаны с обеспечением энергетической безопасности за счет ресурсов из РФ в целях уменьшения зависимости от нестабильного Ближневосточного региона. Развитие сотрудничества с РФ также способствовало бы укреплению геополитической стабильности на континенте.
Интересы России в отношении энергетического сотрудничества с ЕС связаны с тем, что страны Евросоюза являются традиционным и емким рынком для ее энергоресурсов, обладают современными технологиями и финансами, необходимыми для модернизации российского ТЭК.
Одной из главных целей Энергодиалога Россия–ЕС являлась разработка программы долгосрочного сотрудничества в области энергетики с учетом положений Энергетических стратегий обеих сторон, тесное взаимодействие в сфере энергетической безопасности, содействие реализации ряда инфраструктурных проектов, а также формирование де-факто единого энергетического пространства «От Лиссабона до Владивостока».
На практической стадии Энергодиалога важную роль в нем должны были играть деловые круги обеих сторон. Основным механизмом развития делового сотрудничества между сторонами являлся российско-европейский круглый стол промышленников, деятельность которого привела к формированию постоянных механизмов участия бизнеса в Энергодиалоге, в том числе создание Делового энергетического форума РФ–ЕС.
В 2009–2013 годах был подписан ряд документов, в том числе Меморандум о механизме раннего предупреждения в сфере энергетики, определяющий порядок осуществления сторонами практических мер по предупреждению и оперативному реагированию в случае возникновения или угрозы возникновения значительного нарушения/физического прерывания в поставках газа, нефти и электроэнергии из России в ЕС. В ЕС неформально обсуждалась возможность создания Энергетического сообщества или Совета министров энергетики РФ и ЕС. В 2011 году образован Консультативный совет по газу для оценки развития газовых рынков Российской Федерации и Евросоюза. В 2014 году Энергодиалог был заморожен по инициативе ЕС. Работа продолжалась какое-то время в рамках Консультативного совета РФ–ЕС по газу в связи с проблемами украинского транзита.
В 2010–2013 годах проводились форумы «Единая энергетическая платформа – основа безопасного будущего Европы», организованные Государственной думой и Европарламентом. В 2014 году этот форум был отменен по инициативе руководителя профильного комитета Европарламента, представляющего Польшу.
Запуск газопровода «Северный поток»
в ноябре 2011 года стал важным элементом,
скрепляющим сотрудничество Европы
с Россией. Фото Reuters
Практические результаты
К основным результатам формирования реального экономического альянса РФ–ЕС на энергетической основе можно отнести обеспечение практического доступа российских компаний к энергетическому рынку ЕС, подтверждение важности для энергетической безопасности ЕС долгосрочных контрактов на поставки российского газа. Был определен список приоритетных проектов, в том числе в сфере энергетической инфраструктуры. Важным достижением стали открытие в Москве Центра энергетических технологий РФ–ЕС, развертывание сотрудничества в сфере повышения безопасности морской транспортировки нефти, по вопросам ядерной безопасности и повышения энергоэффективности. Созданы практические возможности для сотрудничества в промышленном секторе посредством обмена опытом и технологиями между российскими и европейскими компаниями. Сформировались механизмы поддержки инвестиций, направленные на поощрение взаимных инвестиций в российский и европейский секторы энергетики с целью обеспечения надежных поставок. В связи с этим в РФ для улучшения инвестиционного климата в России были проведены значительные реформы.
Наметились перспективы объединения электроэнергетических сетей, для чего была начата работа по выработке единых правил и норм в РФ и ЕС, а также расширению сотрудничества по регулированию в секторе электроэнергетики и унификации регулятивной базы для содействия интеграции электроэнергетических рынков. Началась работа по развитию энерготранспортной инфраструктуры с целью повышения ее надежности, а также ее расширения на Европейском континенте, для чего были определены конкретные проекты, в том числе Североевропейский газопровод, позже ставший СП-1 и СП-2, а также газопровод Ямал–Европа. Для повышения безопасности энергетической инфраструктуры были достигнуты договоренности об использовании программ по модернизации российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС и европейской ГАЛИЛЕО.
Конструктивный настрой отношений РФ–ЕС содействовал эффективному развитию энергетических диалогов РФ с рядом европейских стран исходя из их национальных интересов, определяемых компаниями этих стран. Это сотрудничество, в котором важную роль играл бизнес, опиралось на солидную договорно-правовую базу и эффективные механизмы взаимодействия, что позволило реализовать ряд значимых проектов в ЕС и России.
Принимая участие в качестве эксперта во многих заседаниях тематических групп в рамках Диалога, автор обратил внимание на то, что до расширения ЕС работа шла с энтузиазмом и успешно. В ходе Диалога с ЕС (15 стран) основное внимание уделялось экономическим аспектам. Ситуация стала меняться в 2003 году, когда в группах стали появляться эксперты из ряда восточноевропейских стран – кандидатов в ЕС. Усилились политические акценты. После формального расширения ЕС (27 стран) в 2004 году произошла политизация Диалога. В частности, в дискуссиях стали обращать внимание на то, как в США будут реагировать на некоторые обсуждаемые проекты. В дальнейшем активность «новобранцев» ЕС приобрела агрессивные формы.
В 2004–2005 годах представители Польши при поддержке США выдвинули инициативу об образовании в ЕС «энергетического НАТО» для защиты от российских энергетических ресурсов. Продвигались идеи о нецелесообразности Диалога с РФ, а также необходимости обсуждать все контракты с РФ в руководящих органах ЕС по поводу их экономической и политической целесообразности. Руководители Старой Европы и энергетического бизнеса «зарубили» эти инициативы, но в здании Диалога появились трещины, которые с подачи США углублялись. Европа хотела покупать дешевые энергоносители из РФ, но для США это неприемлемо. В итоге прямолинейное указание ЕС – покупать дорогую энергию в США и избегать энергетических отношений с РФ.
Начиная с 2014 года со стороны ЕС вводились санкции, усилившиеся после начала СВО в 2022 году. Это затронуло энергетическое сотрудничество, в том числе в области технологий, поставок энергоресурсов, ряда проектов, системы платежей и т.д. Резко сократился транзит газа через Украину и Белоруссию, введены ограничения на поставки СПГ, нефти и пр.
В 2019 году под влиянием украинского кризиса и усиления антироссийских санкций со стороны США ухудшилась ситуация вокруг СП-2, который из экономического проекта превратили в геополитический. Поворотным моментом развязанной «газовой» войны США против ЕС стала диверсия на СП-1 и СП-2 26 сентября 2022 года. Среди версий, получивших наибольшее распространение, была причастность США или проукраинской группы при непонятной роли Польши. В результате США увеличили поставки дорогого СПГ в страны ЕС.
После начала энергетической войны ЕС–РФ резко изменилась геополитическая ситуация, усилилось военно-политическое противостояние в мире, особенно в Евразии. Вместо альянса РФ–ЕС и Большой Европы «От Лиссабона до Владивостока» наметились другие блоки. ЕС насильно затягивают в европейско-американский альянс «От Лиссабона до Сиэтла через Лондон», что существенно ослабляет политическую самостоятельность ЕС как одного из центров силы в мировой политике. С другой стороны, сформировался стратегический альянс РФ с КНР, а также с некоторыми исламскими странами. Усиливается влияние в мире объединений ШОС, БРИКС, ЕАЭС с участием РФ. Формируется Большая Евразия пока с минимальным участием ЕС.
Энергетические санкции против России не нанесли ущерба, на который были рассчитаны, а мощные побочные эффекты нанесли вред интересам стран, вводивших санкции. Европейским странам и США приходится признать, что экономика РФ продолжает адаптироваться. Россия изменила цепочки поставок, продавая энергоносители в КНР и другие страны. Взамен импорта из Западной Европы РФ получает товары из других стран. Замыслы США и ЕС усмирить Россию экономически не сработали. Подтверждением этого является устойчивый рост ВВП РФ. Социально-экономические проблемы хотя и проявляются, но не привели к тому результату, на который рассчитывал Запад.
Экономическая ситуация в странах ЕС существенно ухудшается. По оценкам бывшего руководителя Европейского центрального банка Марио Драги, опубликованным в докладе для Еврокомиссии, наблюдается снижение способности Евросоюза к соперничеству с ведущими центрами США и КНР. ЕС проигрывает конкуренцию зарубежным, прежде всего китайским, производителям в развитии технологий, в том числе в цифровых отраслях, что снижает уровень производительности труда. По его оценкам, экономические проблемы ЕС связаны со свертыванием Диалога с РФ, которая была важным и надежным поставщиком энергоресурсов. До событий 2022 года российский газ составлял 45% всего импорта природного газа в ЕС. И хотя в последнее время цены на энергоносители снижаются, но все равно электроэнергия в ЕС стоит в два-три раза выше, чем в США, а природный газ – в четыре-пять раз дороже. В еврозоне также на 30% больше платят за газ, чем в Китае.
Свертывание энергетического сотрудничества с РФ совпало с обострением ближневосточных конфликтов, что привело к серьезным рискам для ЕС из-за опасений прерывания поставок энергоносителей. Страны ЕС в 2023–2024 годах боролись с инфляцией, увеличивали военные расходы и конкурировали с США за сохранение в Европе промышленных компаний. В конце 2023 года в МВФ заявили, что в 2024–2025 годах ожидается рецессия, которая будет сопровождаться деиндустриализацией. В ФРГ и других странах ЕС резко выросли тарифы на электроэнергию и коммунальные услуги.
Все это обостряет социально-экономические проблемы населения и бизнеса. Европе приходится преодолевать последствия энергокризиса и реагировать на геополитические вызовы, возникшие из-за украинского конфликта. Большим риском для экономики ЕС являются намеченные Белым домом огромные субсидии промышленности США, вынуждающие крупные компании переносить производство в США или в КНР.
Краткие выводы
Прекращение энергетического сотрудничества РФ–ЕС привело к существенному изменению баланса геополитических и экономических сил в Евразии. В обозримой перспективе вектор энергетической дипломатии РФ будет направлен в Азию. Стратегическое партнерство с КНР, Индией, Ираном, Ираком, ОАЭ, КСА и др. и развитие сотрудничества в рамках БРИКС, ШОС, ЕАЭС будут способствовать формированию Большой Евразии, в которой пока нет места Большой Европе (от Лиссабона до Владивостока). Создание альянса США–ЕС на основе ТТИП с подключением Лондона сталкивается с трудностями.
Возврат к Энергодиалогу РФ–ЕС в сложившихся условиях с нынешним руководством ЕС невозможен. В будущем могут возникнуть условия, которые позволят частично восстановить сложившееся в предыдущие годы двустороннее экономическое сотрудничество со странами Старой Европы и некоторыми «новобранцами». Их не устраивает перспектива полного подчинения своей внешнеэкономической политики США, что существенно уменьшает возможности развивать экономику этих государств в соответствии с национальными интересами.
Суровые экономические реалии могут возродить интерес к двустороннему экономическому и энергетическому сотрудничеству с РФ на основе взаимной выгоды и новых политических и правовых основ. Многие страны ЕС выйдут из рецессии существенно обедневшими с резким ростом недовольства широких слоев населения, что усилит решимость элит при поддержке бизнеса не подчиняться антироссийским директивам руководства ЕС.
Сейчас трудно предположить, что будет после завершения украинского конфликта. Судя по многим оценкам в СМИ Запада, Украина, по сути, превратившись в «капризного и амбициозного иждивенца», для содержания которого нужны огромные средства, надоела в Европе.
В связи с этим мы согласны с мнением авторов статьи «О внешней политике России: попытка заглянуть за горизонт» (см. «НГ-энергия» от 03.06.24), что «на основе частично совпадающих интересов Москвы и Старой Европы будет вполне уместно попробовать в какой-то степени восстановить необходимое для России сотрудничество». Очевидно, что для этого большое значение будет иметь энергетическое взаимодействие.
Источник: