Энерготарифы пока служат только интересам монополий
Фото freepik.com
Целью развития тарифного регулирования в электроэнергетике обязано быть увеличение эффективности работы энергетической инфраструктуры для экономики и общества, а не улучшение отдельных тарифных инструментов. Такую позицию озвучили энергопотребители на панельной дискуссии практического тарифного семинара ФАС Рф, проведенного на деньках в Сочи.
В числе основных тем, поднятых антимонопольным ведомством в процессе дискуссии, были долгосрочное тарифное регулирование и внедрение цифровых сервисов. Но все это – только инструменты, выделил директор ассоциации «Общество потребителей энергии» (СПЭ) Василий Киселев. «Обязательства по длительным тарифам ложатся на потребителей и региональные власти, а вся экономия идет в кармашек монополиям. В чем выгода общества от такового развития тарифного регулирования – неясно», – отметил представитель потребителей.
«Регулятору целенаправлено ориентироваться на долю расходов на энергоснабжение экономики, она обязана неприклонно понижаться, мы же пока лицезреем оборотную картину», – выделил Василий Киселев. Рост тарифной перегрузки понижает вкладывательную привлекательность регионов и конкурентоспособность энергоемкой продукции и услуг, отмечается в презентации СПЭ. Предстоящее удорожание централизованного энергоснабжения нереально, нужно системно поменять подходы к строительству энергосистемы, к формированию потребностей в новейшей инфраструктуре, увеличивать загрузку имеющейся инфраструктуры при одновременном развитии и интеграции распределенной энергосистемы, считают пользователи.
Одной из основных заморочек тарифного регулирования в СПЭ именуют раздвоение мотивации сетевых компаний: с одной стороны, существующая бизнес-модель провоцирует их действовать в логике «чем больше потратим, тем больше заработаем», с иной – в общих формулировках регулирующих документов декларируется борьба за системную эффективность. Нужно поменять саму логику регулирования, а означает – поменять его целеполагание, стимулы, мотивы, призывают пользователи. Главной целью должен стать баланс экономических интересов инфраструктуры и потребителей электроэнергии, подчеркивают в СПЭ.
Это подразумевает, а именно, исключение из методологии тарифного регулирования стимулов к наращиванию инфраструктуры и издержек на нее, в том числе ограничение доходности сетевых компаний. Не считая того, нужно улучшать подходы к признанию экономически обоснованных расходов, призывают в СПЭ: внедрять открытую детализированную методологию, нормирование издержек, способы сопоставления аналогов, при всем этом исключить риск принятия в качестве стандартов расходы региональных сетевых монополистов.
Что касается длительных тарифов, характеристик, регуляторных соглашений, то они могут приниматься в узеньких интересах сетей, отмечают в СПЭ. Пользователи дают исключить фиксацию завышенных длительных экономических характеристик, внедрять методологию плавающих и корректируемых характеристик, следовать принципу разделения приобретенной экономии и доборной прибыли меж сетевой организацией и пользователями. Также исключить замену эффективности отрасли на «цифровизацию» без увязки с ее эффективностью, хорошим темпом развития и без соблюдения принципа разумной достаточности и последовательности реализации.
Посреди остальных предложений СПЭ – увеличение индивидуализации платы за сетевые услуги, что поможет понижению укрытого перекрестного субсидирования меж пользователями, очень приносящими в систему настоящие издержки, и пользователями, обеспечивающими окупаемость одного котла издержек. А комментируя в презентации предложенную сетями модель взимания платы за неиспользуемый резерв сетевой мощности, пользователи выделили, что она не имеет привязки к физическим размерам простаивающей сетевой инфраструктуры и ее фактической окупаемости, искажая величину неиспользуемого резерва и представления о настоящей загрузке центров питания.
Затронули пользователи и вопросец перспектив Единой энергосистемы (ЕЭС). «Для единой энергосистемы дешевле снимать локальные недостатки, расшивать «узенькие места», увеличивать надежность за счет частей распределенной энергосистемы, а не за счет наращивания централизованной энергосистемы, – подчеркивается в презентации СПЭ. – Действенный путь – модель ценообразования обязана провоцировать инфраструктуру централизованной ЕЭС «делиться кусочком пирога», а не помогать выталкивать потребителей и «соперников». А для этого пользователи дают способствовать развитию и интеграции распределенной генерации, предоставляя призы инфраструктуре за понижение пиков, сглаживание минимумов, оптимизацию мощностей, и ввязывать потребителей в управление перегрузкой через расширение тарифного меню для участников системной оптимизации.
Источник: