Фабиано Каруана выиграл в Сент-Луисе все трофеи
Фабиано Каруана с призами, завоёванными им по итогам выступления на кубке Синкфилда. Фото Lennart Ootes/Grand Chess Tour
Ровно неделю назад в американском Сент-Луисе завершился пятый этап Гранд-чесс-тура. О спортивных перипетиях этого соревнования, предшествовавших заключительному девятому туру, мы рассказывали в предыдущей публикации, сегодня же подведем окончательные итоги кубка Синкфилда.
Итак, накануне решающего сражения лидировали двое. Ими были рейтинг-фаворит кубка американец Фабиано Каруана и его соотечественник Леньер Домингес, которому на этом турнире откровенно благоволила фортуна. Ведь вслед за чудесным спасением в партии второго тура против Яна Непомнящего экс-кубинец одержал победы над Анишем Гири и Рихардом Раппортом, чему был обязан излишне оптимистичной игре соперников, стремившихся добиться большего, чем позволяла позиция. Правда, перед началом заключительного тура вровень с ними шел еще один американец – Уэсли Со, однако экс-филиппинец уже сыграл все свои партии, поэтому в отличие от Фабиано с Леньером мог лишь наблюдать со стороны, как они, встречаясь соответственно с Рихардом Раппортом и Левоном Ароняном, борются за главный приз.
В этой гонке на параллельных курсах шансы Фабиано представлялись более высокими, поскольку он играл белыми фигурами, да и соперник Каруаны выступал в Сент-Луисе менее успешно, чем противостоявший Домингесу Левон Аронян. Но мы не раз наблюдали, как подобные умозаключения – при всей их формальной безупречности – опровергаются парадоксальной логикой спорта. Впрочем, сюжет партии Аронян–Домингес в полной мере соответствовал ожиданиям не только экспертов, но и болельщиков. Левон, игравший эту партию белыми фигурами, решил не рисковать и позволил Леньеру уже в дебюте полностью уравнять игру. Небольшое оживление могло произойти лишь на 19-м ходу. Но даже если бы белые в тот момент форсировали переход в чуть лучший для себя эндшпиль, черные все равно смогли бы без труда удержать равновесие. Когда же Аронян допустил вскрытие соперником центра, массовые упрощения стали неизбежными, что почти сразу привело к подписанию мирного соглашения.
Куда более интригующе проходила борьба во встрече Каруана–Раппорт. Как нам кажется, на развитие событий в этой партии весьма существенно повлиял психологический фактор. Во-первых, при ничейном исходе данного поединка два шахматиста разделили бы первое место, а регламент турнира предусматривал на сей случай дополнительный мини-матч (тай-брейк) для выявления победителя Кубка Синкфилда. Это как будто бы могло побудить Каруану к более решительным действиям, призванным исключить подобный исход. Однако более существенным представлялось другое. Дело в том, что склонный по своему стилю к острой, резкой, ориентированной на перехват игре румынский гроссмейстер уже дважды – во встречах с Со и Домингесом – действовал (причем черными!) именно в такой манере, но оба раза терпел поражения. А Бог, как говорится, любит троицу.
И действительно, уже на пятом ходу Раппорт ушел в сторону от проторенных путей, а своим девятым ходом добавил позиции экстрима. Впрочем, при всей своей нешаблонности замысел черных не нарушил никаких фундаментальных законов позиционной игры, более того, позволил им вскоре добиться полного уравнения шансов. Стало казаться, что и эта партия закончится вничью. Но в ходе дальнейшей борьбы начала сказываться разница в мотивированности соперников. Похоже, Каруана тонко почувствовал, в чем состоит уязвимость оппонента, начал тягучие маневры и спровоцировал неподготовленный прорыв черных на 21-м ходу, который, впрочем, мог хотя бы отчасти оправдать себя, если бы тремя ходами позже Раппорт нашел блестящую тактическую возможность, позволявшую ему удержаться на краю пропасти. А вот после того как черные пошли иным – стандартным путем, все, по сути дела, было кончено.
Каруана безупречно реализовал свое преимущество и единолично выиграл турнир. Вторым финишировал Леньер Домингес, третьим – Уэсли Со, а места с четвертого по шестое разделили Ян Непомнящий, Левон Аронян и Максим Вашье-Лаграв.
В результате двойной победы на прошедших в Сент-Луисе четвертом и пятом этапах, дополненных таким же успехом в Бухаресте, Каруане удалось добиться впечатляющего отрыва в общем зачете Гранд-чесс-тура. Любопытно, что второе место в этом конкурсе досталось Максиму Вашье-Лаграву, опередившему всего на четверть зачетного балла Уэсли Со. Пикантность ситуации состоит в том, что, по идее, вторым в комбинации (вслед за Каруаной) должен был бы оказаться Магнус Карлсен, однако на обоих выигранных им этапах – в Варшаве и в Загребе, как во всем элитном многоборье – сильнейший шахматист мира выступал вне конкурса…
В заключение отметим, что итоги Кубка Синкфилда позволили Каруане преодолеть важный символический рубеж и по своему текущему рейтингу достичь отметки 2804, что всего на 25 единиц меньше того, чем располагает сейчас Магнус Карлсен. Все остальные шахматисты, в том числе и идущий четвертым чемпион мира Дин Лижень, имеют менее 2800 пунктов по шкале доктора Эло.
Источник: