Фестиваль «Земля» открылся концертом музыки современных композиторов
Фактически во всех сочинениях присутствовала видеопроекция. Фото с веб-сайта www.meyerhold.ru
В Центре имени Мейерхольда (ЦИМ) прошел проект «Российская музыка 2.0», в каком были представлены пьесы, написанные лауреатами фонда Aksenov Family Foundation. Восемь глобальных премьер были объединены в программку, театральную форму которой придал режиссер и худрук ЦИМ Дмитрий Волкострелов.
Действо было разбито на три блока с получасовыми антрактами (во время которых все отмечали фуррор проекта бокалом шампанского). Тем, кто не рискнул провести четыре часа в тесноватом кругу знатоков новейшей музыки и неофитов, было предложено поглядеть онлайн-трансляцию (к слову, весьма высококачественного и проф уровня съемки). Исполняли опусы лауреатов два опытнейших коллектива, способных прочитать всякую, даже самую утонченную партитуру: Столичный ансамбль современной музыки (МАСМ) и Questa Musica под управлением дирижера Филиппа Чижевского.
Восемь глобальных премьер представляли собой органичный синтез музыкального, зрительного и перформативного. Любая партитура (кроме той, что включала в себя видеоряд) демонстрировалась на дисплее, позволяя музыкантам в зале смотреть за действием, а немузыкантам осознать, когда же конец. Фрагмент партитуры был дан и в программе вместе с авторскими высказываниями, резонирующими с тем, что звучало со сцены и вскрывающими много любопытного. К примеру, слушая quasi импрессионистскую пьесу Revisite Дмитрия Бурцева, ни за что не догадаешься, что по сути создатель изучил французскую барочную музыку, а Angel Дарьи Звездиной – никакой не ангел, а «существо, которому ведомо лишь значение». Иной лауреат программки, достаточно большой и маститый автор Борис Филановский представил пьесу Aria tutti, отсылающую к заключительному хору из «Кетенской траурной музыки» Баха, – обыгрывая заглавие, соединил личное и общее, соло и ансамбль. Вышла диссонирующая, немелодичная «ария напротив», напрочь стирающая природу жанра. «До одиннадцати песен» Даниила Пильчена и Morendo Марка Булошникова – две медленные медитативные композиции, погружавшие в процесс развертывания времени, возникновения из тишины звука и его затухания: в пьесе Булошникова звуки практически рождались под пальцами музыкантов и в конце концов складывались в мелодическую фразу.
Три работы лауреатов программки «Российская музыка 2.0» охото отметить особо. Это сочинение Александра Хубеева «Не выходи из комнаты»: текст стихотворения Иосифа Бродского произносится на языке жестов (перформер Дмитрий Власик), в то время как исполнители совершают операции над своими инструментами с помощью различных предметов. Скрежуще-шипящее действо аккомпанировал видеоряд (живописец Ян Калнберзин), дублирующий деяния сурдопереводчика и транслирующий его заблаговременно записанные движения. Трудновыговариваемая композиция Before you slip into unconsciousness Олега Гудачева с отсылкой к песне The Doors соединила саундскейп, инструментальную, густую звуковую магму в духе эмбиента и Филиппа Чижевского – но не с палочкой, а с электрогитарой в руках. А в конце этого длинноватого вечера, перетекшего в ночь, публике представили «вишенку на тортике» – сложносочиненную, супертехнологичную и зрелищную пьесу Алексея Сысоева Don`t Whistle, Masha! («Не свисти, Маша!»). Три перформерки, они же три сестры (заглавие сочинения – фраза из пьесы Чехова) в 3D-очках без остановки ударяли по кнопкам печатной машины, им вторил целый «оркестр» электромеханических объектов, также электроника, воспроизводящая свист.
Источник: