Французы борются с ветряными мельницами и «Хищниками» по соседству
Образ главной героини списан с нидерландки Марго Пул. Кадр из фильма
В прокате – испанский фильм «Хищники», участник фестивалей в Каннах и Сан-Себастьяне, получивший 17 номинаций на премию «Гойя». Режиссер Родриго Сорогойен вдохновился реальной историей, описанной в том числе в документальном фильме «Сантоалла» 2016 года – слегка изменив детали, вроде национальности героев, и превратив случившееся в более актуальное высказывание о вражде, возникающей на почве национальных, культурных и экономических различий. Одну из главных ролей сыграл популярный французский актер Дени Меноше.
Французская пара – Антуан (Меноше) и Ольга (Марина Фоис) – пару лет назад перебрались в полузаброшенную испанскую горную деревеньку, чтобы заниматься фермерским хозяйством, а также потихоньку ремонтировать оставленные жителями дома. Не для себя, а для того, чтобы поселок вновь ожил – что-то вроде джентрификации, для привлечения туристов и новых, возможно, более состоятельных жителей. Немногочисленным местным, главным образом братьям Сану (Луис Саера) и Лоренцо (Диего Анидо), это не нравится, ведь они рассчитывали продать свои земли некой норвежской компании, которая планирует построить ветряные мельницы. Нужно было получить подписи всех владельцев территории, но Антуан бумаги не подписал – да еще и «подговорил» не делать этого пару соседей, положив тем самым начало постепенно разгорающемуся конфликту. Сан и Лоренцо переходят от словесных оскорблений и поддевок к физическим действиям. А полиция бездействует, и Антуан начинает всерьез переживать за свою жизнь.
В качестве своеобразного эпиграфа – сцена традиционного для жителей испанской Галисии «развлечения» (есть даже посвященный этому праздник Рапа-дас-Бестас), во время которого мужчины голыми руками укрощают диких лошадей, прижимая их к земле, чтобы остричь гриву и поставить клеймо. Жестокое, по-настоящему звериное действо, символично описывающее то, что, по сути, и будет происходить на экране, но без участия лошадей. Тревожная атмосфера царит в кадре с самого начала, в воздухе повисло, еще задолго до показанных событий, напряжение. Сперва непонятно, чем вызвано неприятие местными приезжих фермеров – кажется, будто дело и впрямь исключительно в национальности. Местный бар, где немногочисленные жители деревеньки собираются ежедневно, играя в домино и попивая вино, становится полем боя – Сан цепляет молчаливого Антуана, обзывая «лягушатником». Тот сперва не отвечает, потом – пытается наладить диалог, который когда-то, кажется, был весьма дружелюбным. Все тщетно.
Виднеющиеся на горизонте ветряки – еще один важный символ «Хищников», отсылающий, конечно, к истории Дон Кихота. Антуан в прямом и переносном смысле сражается с ветряными мельницами: их с женой усилия по многим причинам разбиваются о тотальное неприятие и непонимание соседей. Беднякам, выросшим в этой богом забытой местности и увидевшим в продаже своих участков возможность наконец пожить получше, не понять приезжих, обретших тут тихое, столь долгожданное счастье – и имеющих возможность думать о других, а не только о собственном выживании. До поры до времени правы и те и другие – пока одни не переходят черту, за которой уже не работают здравые аргументы. Травить и загонять чужаков, испытывая их на прочность ночными визитами, порчей имущества, словесными издевками и жутковатыми нападениями, – становится понятно, что мирными путем конфликт не разрешить, никто не отступит.
«Хищники» почти всю дорогу – весьма плотный и неуютный для зрителя триллер. Однако в финальной своей части, третьем акте, а то и вовсе эпилоге, картина берет очень высокую трагическую ноту. В титрах есть посвящение Марго – думается, что речь о женщине, ставшей прототипом Ольги, нидерландке Марго Пул из той самой реальной истории, послужившей основой для сценария. Экранная Ольга, большую часть действа находящаяся в тени мужа и его противостояния с местными, под конец становится полноправной главной героиней. Трудным путем, но закаляется, обретая в жизни горькую цель – добиться справедливости, продолжить семейное дело, не сбежать, а до конца заявлять и отстаивать свои права, как того всегда хотел Антуан.
Источник: