Гидроэнергетика выручает индустрия от климатического налога
Самый долгий долгострой в истории российскей гидроэнергетики – Крапивинская ГЭС на реке Томь. Фото с веб-сайта www.ako.ru
В Москве в режиме видеоконференции состоялся круглый стол комитета Гос думы по энергетике на тему «О перспективах развития гидроэнергетики Рф». В нем приняли роль представители Гос думы, Министерства энергетики РФ, Министерства индустрии и торговли РФ, остальных профильных органов исполнительной власти, федеральных и региональных органов власти, энергетических компаний, отраслевых ассоциаций, научных и публичных организаций.
Исходя из убеждений Павла Завального, председателя комитета Гос думы по энергетике, на местности Рф сосредоточено около 9% глобальных припасов гидроэнергии. По этому показателю наша страна занимает 2-ое пространство в мире опосля Китая. При всем этом размещение экономически целесообразных к освоению гидроресурсов по местности Рф неравномерно: около 80% приходится на Сибирь и Далекий Восток, 20% – на европейские регионы страны.
Мощность ГЭС в Рф составляет 51,2 млн кВт, а это 20,6% общей мощности электростанций. Значимая толика гидроэнергии, атома и газа, самого экологически незапятнанного из углеводородов, делают энергетический баланс нашей страны относительно незапятнанным. Это принципиально в контексте заслуги погодных целей Парижского соглашения, к которому Наша родина присоединилась в прошедшем году. ГЭС являются источником незапятанной энергии со сроком службы до 100 и наиболее лет и характеризуются минимальным действием на окружающую среду, соответственно гидроэнергетика быть может одним их экологически применимых и экономически целесообразных способов обеспечения энергетической сохранности страны.
При всем этом сейчас инвесторы не проявляют огромного энтузиазма к проектам в области гидроэнергетики в Рф. Одна из главных обстоятельств, как считает Завальный, – дефицитность нормативного регулирования.
В процессе работы круглого стола его участники тщательно обсудили текущее состояние гидроэнергетики в Рф и трудности, которые ограничивают развитию отрасли. Участники обсуждения отметили, что на нынешний денек главным трендом, влияющим на развитие глобальных энергетических рынков, является увеличение внимания к вопросцам экологии и охраны окружающей среды. Главным драйвером развития энергетики становится не столько финансовая привлекательность источников энергии, сколько отменно новейший фактор – борьба с глобальным конфигурацией атмосферного климата.
По воззрению заместителя генерального директора по стратегии, инновациям и многообещающему развитию ПАО «РусГидро» Романа Бердникова, гидроэлектростанции являются наикрупнейшим источником возобновляемой электроэнергии в Рф и мире. Общая мощность ГЭС в Рф превосходит 50 гВт, выработка электроэнергии – наиболее 190 миллиардов кВт-ч в год. Для сопоставления: мощность всех других ВИЭ в Рф, совместно взятых, составляет около 2 гВт, выработка электроэнергии – около 2 миллиардов кВт-ч.
Благодаря своим маневренным способностям, гидроэлектростанции играют самую важную роль в обеспечении надежной и действенной работы энергосистемы. Весьма важны и неэнергетические функции водохранилищ, сделанных плотинами ГЭС – обеспечение надежного водоснабжения, работы речного транспорта, защита от наводнений и т.п.
Степень освоенности гидроэнергетического потенциала нашей страны составляет около 20%, что намного меньше характеристик продвинутых стран. Предстоящее внедрение гидроэнергетических ресурсов Рф сталкивается с рядом сложностей.
Как сказал в процессе круглого стола Роман Бердников, невзирая на все достоинства гидроэнергетики и ее значимый удельный вес в выработке электроэнергии, на текущий момент гидроэнергетика – единственный тип генерации, для которого в Рф до сего времени не определены планы и механизмы предстоящего развития, не оценено его воздействие на промышленное и территориальное развитие, также остальные сектора экономики Русской Федерации. В Энергетической стратегии Рф на период до 2035 года не определены определенные направления и характеристики развития гидроэнергетики, не предусматриваются какие-либо мероприятия по ее развитию.
Принципиальной и не решенной по сей день неувязкой является неурегулированность вопросцев сотворения водохранилищ, являющихся, согласно Аква кодексу, объектами федеральной принадлежности. Сейчас отсутствуют нормативно установленные требования к составу мероприятий по подготовке зон затопления водохранилищ, порядок финансирования этих мероприятий, определения заказчиков работ и приемки их результатов.
Не решены правовые вопросцы включения планируемых к строительству водохранилищ в схемы территориального планирования.
Отсутствуют экономические стимулы строительства гидроаккумулирующих электростанций (ГАЭС) – массивных накопителей электроэнергии и инструмента обеспечения системной надежности энергоснабжения. В рамках работающих правил функционирования оптового рынка электроэнергии и мощности экономика малочисленных русских ГАЭС балансирует на грани безубыточности. При всем этом беспристрастная потребность в строительстве новейших ГАЭС возрастает с каждым годом в связи с ростом толики маломаневренной атомной энергетики и нерегулируемой выработки ветровых и солнечных электростанций.
Роман Бердников выделил, что целый ряд сложностей препятствует активному развитию малой гидроэнергетики. Это недостающий размер квот на проекты малых ГЭС в механизмах стимулирования развития ВИЭ в Русской Федерации опосля 2024 года, завышенные и лишниие требования к проектам малых ГЭС, их схемам выдачи мощности, готовности станций к несению перегрузки. Целесообразным является относить к малым ГЭС электростанции мощностью до 50 МВт, а не до 25 МВт, что даст существенное удешевление их строительства.
Современные гидроаккумулирующие станции
решают трудности скопления
электроэнергии, выработанной за счет ВИЭ
(на фото 1-ая русская ГАЭС – Кубанская).
Фото с веб-сайта www.rushydro.ru
В собственном выступлении Олег Баркин, член правления – заместитель председателя правления ассоциации «НП Совет рынка», отметил, что «вопросец развития гидроэнергетики в Рф не должен равняться к вопросцу субсидирования этого развития с оптового рынка электроэнергии и мощности. Во-1-х, можно и необходимо разглядывать другие механизмы поддержки, к примеру, вербование льготного финансирования, также, что еще важнее, находить нужные рыночные ниши для конкурентноспособного развития».
С одной стороны, в целом с учетом значимого излишка генерации в энергосистеме РФ острая потребность в строительстве больших ГЭС пока отсутствует. Но для отдельных регионов под выявляемые недостатки либо под новейшие виды употребления (к примеру, транспорт, ЦОДы, электроотопление, в перспективе создание водорода и др.) таковая потребность может появиться. При всем этом выбор решения должен осуществляться на конкурсной базе, включая в рассмотрение не только лишь генерацию, да и сетевые решения, накопители, управление потреблением, – через сопоставление их экономической и технической эффективности. Если ГЭС либо ГАЭС окажется в определенной ситуации самым действенным решением – нужно строить.
ГЭС различается высочайшей капиталоемкостью при весьма долгих сроках эксплуатации с относительно низкими операционными затратами, потому стоимость привлекаемого финансирования – важный фактор результирующей эффективности проекта. Его удешевление дозволяет разглядывать наиболее долгие сроки окупаемости и снижать результирующую стоимость кВт-ч. Конкретно потому для реализации проектов ГЭС целенаправлено использовать механизмы денежного, а не ценового субсидирования: льготные кредитные ставки, предоставление муниципальных гарантий, оптимизация налоговых ставок, прямое экономное субсидирование и прочее.
В отношении вопросца развития малой гидроэнергетики Олег Баркин напомнил, что в рамках первого шага поддержки ВИЭ-генерации она не была нужна в запланированных размерах, потому объемы были перераспределены в пользу остальных видов ВИЭ. На розничном рынке тоже было введено всего девять объектов. В целом таковая картина гласит о том, что пока в рамках устройств поддержки ВИЭ малые ГЭС не стали доминирующей историей. Хотя по всем признакам в Рф малая гидроэнергетика имеет высочайший ресурсный потенциал. Обсуждаемая новенькая программка поддержки ВИЭ на оптовом рынке также не ставит малые ГЭС в ценность: им отведено вкладывательный ресурс в границах 30 миллиардов руб., что соответствует приблизительно 200 МВт мощностей. Требования по локализации и экспорту на таковых размерах воплотить инвесторам будет очень трудно. Разумеется, что общая неувязка высочайшей перегрузки на рынок из-за разных видов субсидирования не дозволяет гласить о увеличении размеров таковой поддержки. Вывод обычный – созодать ставку на субсидирование с рынка для развития гидроэнергетики бесперспективно, нужно находить остальные подходы. Самый надежный путь – это выявлять либо создавать рыночные ниши, где ГЭС могли бы проявить свои конкретные технологические, экологические и экономические достоинства.
В качестве преимуществ малых ГЭС, к примеру, Олег Баркин именовал возможность решения локальных задач энергоснабжения на технологически изолированных и удаленных территориях, где наименьшие экологические и техногенные опасности при эксплуатации таковых сооружений, также наиболее резвые относительно больших проектов сроки реализации проектов строительства. Стоимость проектов можно понизить за счет разработки типовых проектов с внедрением серийного оборудования, модульности, использования либо реконструкции имеющихся гидротехнических сооружений, строительства деривационных сооружений, также за счет упрощения технических и других нормативных требований к таковым сооружениям.
«Принципиальным преимуществом всех видов ГЭС является их высочайшая регулировочная способность и маневренность, в особенности сиим они различаются от остальных видов ВИЭ – СЭС и ВЭС, потому они очень желательны и комфортны для энергосистемы хоть какого масштаба: от микрогрида до ЕЭС. Потому для монетизации этих преимуществ необходимо развивать рынки доп системных услуг и услуг по регулированию режима, что значительно повысит конкурентоспособность и экономическую привлекательность проектов ГЭС и ГАЭС: регулирование частоты, увеличение надежности энергоснабжения, компенсацию неравномерной выработки ВИЭ, понижение пиковой цены электроэнергии», – выделил Олег Баркин.
В заключение он добавил, что еще одним весьма многообещающим и нужным свойством ГЭС является их принадлежность к низкоуглеродным источникам энергии, а значимость этого фактора в контексте мировой экологической повестки борьбы с глобальным потеплением значительно увеличивается. Сделать возможность использовать и монетизировать это преимущество должен рынок сертификатов происхождения электроэнергии, который в наиблежайшее время предлагается ввести на законодательном уровне. Почти все промышленные производства в Рф уже проявляют активный энтузиазм к понижению углеродного следа в части потребляемой ими электроэнергии.
Губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев затронул вопросец самого долгого долгостроя в истории русской, а потом русской гидроэнергетики – Крапивинской ГЭС на реке Томь. По его словам, стройку данной ГЭС началось в 1977 году и происходило приблизительно в 130 км от Кемерова. В 1989 году проект был остановлен и началась его консервация. Напомним читателям, что Крапивинская ГЭС представляет собой средненапорную плотинную гидроэлектростанцию с приплотинным зданием ГЭС. Проектная мощность ГЭС – 300 МВт, среднегодовая выработка – 1895 млн кВт-ч. Вкупе с сооружением станции тогда было запланировано создание автодорожного перехода. Основная мысль сооружения этого гидроузла состояла в том, чтоб обеспечить водоснабжение и сделать лучше свойство воды в реке Томь, очень грязной промышленными стоками, с попутной выработкой электроэнергии. Но в 1989 году на волне протестного экологического движения, поддержанного широкими слоями населения (в том числе и шахтерами Кузбасса), стройку гидроузла было приостановлено. К этому времени готовность сооружений гидроузла составляла около 50%.
Экологи возражали против строительства в связи с предполагаемым затоплением значимых площадей земель со всеми вытекающими последствиями для локального климата и режима реки ниже водохранилища. Но, по словам главы региона, консервация не была закончена и объект строительства простоял в таком виде до наших дней. Добавим, что предусмотренная консервация гидроузла была выполнена только на 21%, опосля что объект был заброшен без неизменного наблюдения, обслуживания и охраны. Это привело к ухудшению состояния сооружений – строительный котлован был затоплен, бетонные и в особенности земельные сооружения заросли лесом, металлоконструкции отчасти разворованы. Достройка Крапивинской ГЭС была включена в проект «Программки развития гидроэнергетики Рф на период до 2020 года» и на перспективу до 2030 года. Также стройку ГЭС включено в «Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2020 года», утвержденную правительством РФ; согласно этому документу, ввод ГЭС в эксплуатацию был запланирован на период с 2011 по 2015 год, но также не был осуществлен.
В ТЭО, законченном в 2019 году, было подтверждено, что прибыльнее и дешевле этот объект достроить, чем заниматься его демонтажем. ПАО «РусГидро» и правительство Кемеровской области подписали соглашение по проекту окончания строительства Крапивинской ГЭС. В нем была доказана возможность использования уже построенных сооружений, также была выявлена возможность роста мощности ГЭС до 345 МВт.
Губернатор отметил, что в русские времена планировался целый каскад гидроэлектростанций на реке Томь. Уже тогда соображали, что Сибирь ожидают трудности с пресной водой, и вот спустя 30 лет мировоззрение русских ученых подтвердилось: реки Сибири мелеют. И вот сейчас пришлось возвратиться к реализации проекта. Но необходимо отметить, что сторонники русского оппозиционера Навального и сейчас пробуют противостоять реализации этого проекта, используя аргументы его врагов конца существования СССР. Этот пример довольно менторский, когда политика вмешивается в экономику и ставит под опасность благополучие миллионов людей. Ведь ситуация с водоснабжением региона с учетом происходящих на данный момент конфигураций атмосферного климата будет все ухудшаться. Крапивинская ГЭС как раз представляет собой пример тех доп выгод, которые приносит народному хозяйству сооружение гидроэлектростанций.
С учетом высказанных воззрений по результатам круглого стола будет сформирован список советов по совершенствованию законодательства, регулирующего разные нюансы строительства и эксплуатации ГЭС и ГАЭС. Такие шаги, по воззрению участников круглого стола, повысят вкладывательную привлекательность гидроэнергетики, что дозволит прирастить выработку возобновляемой электроэнергии, повысить надежность энергоснабжения, обеспечить значимый положительный мультипликативный эффект в смежных отраслях, сначала строительстве и энергомашиностроении.
Источник: