Голубая пучина Алексея Миллера
Инвестпроекты «Газпрома» без особенного толка сжигают млрд рублей.
В 10-ке больших русских инвестпроектов, заявленных на 2015–2025 годы, 5 касаются газовой отрасли. Но они все вызывают вопросцы по части экономической необходимости. То затеют стройку в остальных странах, утратив в итоге средства. То построят лишь часть технологической цепочки, недополучив прибыль. Создаётся воспоминание, что триллионы расходуются лишь ради прекрасных отчётов, без осознания настоящего положения дел.
Муниципальный «Газпром» принято считать наикрупнейшим донором российскей экономики и социально ответственной компанией. Но данной в весеннюю пору оказалось, что русский газ европейским пользователям обходится дешевле, чем россиянам. Если так пойдёт и далее, то скоро российские продукты окажутся заранее дороже привезенных из других стран аналогов. Ведь стоимость на энергоносители «вшита» в себестоимость хоть какого продукта, и никакими отчислениями в бюджет это не возместишь. Причём вышло это почти во всем по вине самого «Газпрома» и его управляющего Алексея Миллера. По последней мере такое воспоминание складывается, если поглядеть на наикрупнейшие инвестпроекты газовой монополии.
Узенькие места Южного потока
Проект «Южный поток» подразумевал стройку четырёх нитей трубопровода, проходящих по дну Чёрного моря из Анапы в болгарскую Варну. С самого начала это смотрелось авантюрой, в которую «Газпром» ввязался без учёта уже приобретенного опыта. Ведь Наша родина и Германия до сего времени судятся с Еврокомиссией о судьбе наземного продолжения «Северного потока», построенного в 2010-2011 годах, – газопровода OPAL (3-ий энергопакет ЕС накладывает антимонопольные ограничения на его внедрение). В итоге как сам «Северный поток», так и OPAL то и дело работают с недозагрузом.
В случае с «Южным потоком» «Газпром» наступил на те же грабли. Судя по всему, он подразумевал применять построенные газопроводы только в собственных целях, что противоречило европейским нормам.
В итоге Еврокомиссия заблокировала стройку газпромовской инфраструктуры в Южной Европе. Так прокладка подводной части «Южного потока» растеряла смысл. Но к тому времени на проект уже было потрачено около 5 миллиардов евро.
Чтоб хоть как-то понизить зависимость транзита газа от Украины, в срочном порядке выдумали «Турецкий поток». К тому времени газ в Турцию уже поставлялся через «Голубой поток». Новейший газопровод создавал очевидно лишнее предложение горючего, а Турция при всем этом не брала на себя обязанностей по его покупке.
Запустить газопровод удалось лишь сначала сегодняшнего года. Но вопросец о сроках окупаемости проекта для «Газпрома» остаётся открытым. Понятно, что лишь подводная часть газопровода обошлась ему в 7 миллиардов евро. К тому же сейчас заместо Украины русский экспорт в Евросоюз контролирует Турция.
В чём сила Сибири?
Газопровод «Сила Сибири» строился с 2014 года и был запущен в декабре 2019 года. Он протянулся из Якутии до границы с Китаем в Амурской области наиболее чем на 3 тыс. км. По проекту будет транспортироваться газ из 2-ух месторождений – Чаяндинского и Ковыктинского (2-ое лишь разрабатывается и начнёт давать сырьё только в 2023 году). Стоимость строительства – 1,1 трлн рублей. На проектную мощность поставок в 38 миллиардов кубометров «Газпром» рассчитывает выйти к 2025 году, а на этот год запланировано прокачать всего 5 миллиардов кубометров.
На данный момент трудности «Силы Сибири» соединены с ошибками при освоении Чаяндинского месторождения. В Сеть утекли внутренние отчёты, которые молвят о том, что при бурении скважин были допущены бессчетные ошибки, отчего часть скважин оказалась сухой либо не вышла на проектную мощность. Возникли догадки, что месторождение так и не сумеет выйти на запланированный уровень в 25 миллиардов кубометров в год и остается на сегодняшних 22,5 миллиардов, что не дозволит выполнить договорённости с Китаем. Вообщем, данной в весеннюю пору Алексей Миллер анонсировал стройку газопровода «Сила Сибири – 2», который поможет нагнать упущенное. Его заявленная мощность – 50 миллиардов кубометров газа в год. Закупки труб под этот проект уже начались. Прямо на данный момент «дочка» «Газпрома» проводит рекордный по сумме тендер на 98 миллиардов рублей. Основная неувязка обоих проектов, по воззрению не связанных с «Газпромом» аналитиков, заключается в том, что Китай, являясь единственным покупателем, сумеет диктовать свою стоимость.
По итогам марта вклады физических лиц в Рф сократились на 315 млрд рублей. По большей части, это задело денежных вкладов.
Запоздалая переработка
В районе городка Вольного Амурской области «Газпром» строит наикрупнейший в мире газоперерабатывающий комплекс. Пуск объекта запланирован на 2021-й. Общая сумма вложений оценивается в 1,3 трлн рублей. Смысл завода в том, чтоб выделять из поставляемого в Китай по трубопроводу «Сила Сибири» горючего ценные фракции – гелий и этан. На данный момент работы идут ударными темпами, невзирая на то что стройплощадка уже стала очагом распространения коронавируса в регионе. Выделенный из природного газа гелий планируется доставлять в морской терминал, который строится под Владивостоком, а оттуда танкерами поставлять на мировой рынок. С этаном труднее. Для его переработки в этанол неподалёку от Амурского ГПЗ задумано сделать Амурский газохимический комплекс (ГХК). Его как бы взялась выстроить компания «Сибур», но руки никак не доходят. Поэтому производственный комплекс примерной стоимостью в полтриллиона рублей уже три года находится в стадии предпроектных проработок. И пока завод не построят, этановая фракция будет уходить в Китай в составе природного газа без доборной платы.
Планы мельчают
Начальные оценки цены завода по производству СПГ под Владивостоком – 13,5 миллиардов баксов, мощности – 15 млн тонн в год. Озвученные в 2013 году планы предугадывали поставки природного газа на побережье Тихого океана из газопровода «Сила Сибири». Завод под Владивостоком мог бы сжижать его, грузить в танкеры и продавать по всему Тихоокеанскому региону. Но ветка «Силы Сибири» из Амурской области в Приморье ещё не построена, ну и хватит ли на всех газа – большенный вопросец. Так что вначале принципиальный проект ещё в 2017 году урезали. В качестве источника сырья прописали месторождение «Сахалин-3», а сам производственный комплекс переориентировали на заправку кораблей газомоторным топливом. К истинному времени стройку ещё не началось, проект находится на картонной стадии.
«Газпром» затягивает с введением в строй перерабатывающих компаний и в то же время увеличивает мощности газопровода «Сила Сибири». Это смотрится как попытка реализовать как можно больше ценного сырья за малые средства.
Миша Крутихин
Миша Крутихин, нефтегазовый аналитик
– Прибыль «Газпром» от «Силы Сибири» не получит никогда. Вот передо мной лежит график серьезных вложений в этот проект до 2030 года. В этом же графике по пт расписаны прибыли от этого проекта. И в самом конце есть графа «период окупаемости». И стоят два российских слова: «не окупается». До 2030 года «Сила Сибири» даже не окупится. Это выводы научно-исследовательского института, который готовил для «Газпрома» обоснование инвестиций в этот проект.
Тем временем
«Газпром» – не единственный «активный юзер» казённых средств. Тяжело отыскать инвестпроект, который получил бы больше муниципальных льгот, чем «Ямал СПГ». Он реализуется интернациональным консорциумом, в который входят китайские и французские компании, а 51% в нём принадлежит российскому ПОА «Новатэк». Компания производит сжиженный природный газ на Ямале и танкерами посылает его в Европу и Азию по Северному морскому пути.
Стройку первых трёх производственных линий сначало оценивалось в 26 миллиардов баксов. 1,16 миллиардов из этих средств выделил Фонд государственного благосостояния путём покупки облигаций. Потом правительство высвободило консорциум от уплаты НДПИ и экспортной пошлины на продукцию, а бюджет софинансировал стройку портовой и аэропортовой инфраструктуры.
Анонсы о новейших льготах для «Ямал СПГ» поступают часто. В этом году для компании обнулили пошлины и налоги на 28 зафрахтованных в Корее танкеров. Наша родина простила судовладельцам наиболее 1 миллиардов баксов в год до 2043 года. На данный момент экспортёр газа строит новейший перевалочный терминал стоимостью 144 миллиардов рублей, 133 из их выделяют федеральный и региональный бюджеты.
Таковая мощная господдержка вызвала критику со стороны соперников. «Газпром» сетовал правительству, что ямальский СПГ теснит с европейских рынков трубопроводный газ «Газпрома». И это типо привело к недополучению 30 миллиардов рублей в виде налогов и пошлин, которые «Газпром» в отличие от «Ямал СПГ» мог бы заплатить в бюджет.
Источник: versia.ru
Источник: