Государству придется лечить от СПИДа полтора миллиона человек
Годовая прибавка в 60,3 тыс. новых случаев ВИЧ-инфицированных очень мало похожа на стабилизацию. Фото агентства «Москва»
Если в течение 10 предыдущих лет ситуация с ВИЧ/СПИДом в России признавалась напряженной, то недавно, видимо в преддверии Дня борьбы с этой инфекцией, который отмечается ежегодно 1 декабря, министр здравоохранения сообщил, что «ситуация по ВИЧ в России стабилизировалась»: «Отмечено снижение числа новых случаев от 85,5 тыс. в 2017 году до 60,3 тыс. в 2020 году».
Но так как ВИЧ-инфекция неизлечима, то из слов министра следует, что за эти четыре года число зараженных россиян выросло на 300 тыс. Выступавшая следом за министром представительница ФСИН сообщила, что уже 10% россиян, находящихся в местах заключения, заражены ВИЧ.
По данным международных агентств, в Европе ВИЧ встречается на порядок реже: в Венгрии – меньше 300 случаев в год, в Германии – менее 3 тыс., в Соединенном Королевстве – менее 5 тыс. Однако специалисты российского Минздрава их разоблачают: в Европе плохо обследуют население и применяют бездуховные методы профилактики, тогда как у нас главное – нравственность.
Тем, что Европа загнивает, нас не удивишь. Но наша годовая прибавка в 60,3 тыс. новых случаев в год очень мало похожа на стабилизацию, тем более речь идет только о людях, живущих с ВИЧ (ЛЖВ), на которых завели документы в учреждениях, подведомственных Минздраву. Данные Роспотребнадзора, который собирает сведения обо всех россиянах, у которых ВИЧ-инфекция подтверждена специальным методом, всегда на 20–30% выше. Значит, далеко не все ЛЖВ стремятся встать на учет Минздрава.
За 35 лет систематического наблюдения, к сентябрю 2021 года, Роспотребназдзор идентифицировал 1 546 017 инфицированных ВИЧ россиян, 413 930 из которых уже скончались. Таким образом, сейчас на территории РФ зафиксировано 1 132 087 россиян, живущих с ВИЧ. Среди всего населения живет с диагнозом ВИЧ почти 0,8%.
Но наиболее распространена ВИЧ-инфекция среди сексуально активного населения 15–49 лет, среди мужчин 40–45 лет заражены ВИЧ 3,4%, среди женщин 35–40 лет – 2,1%.
Наивно полагать, что этот возраст – самый опасный для заражения. Просто к этому возрасту люди накапливают максимальные риски заразиться ВИЧ: сменяют уже много половых партнеров, пробуют наркотики. 30% наркозависимых, вводивших наркотики внутривенно и обратившихся за медицинской помощью, заражены ВИЧ.
Но сейчас место внутривенно вводимых опиатов постепенно занимают стимуляторы, принимаемые через рот, которые повышают половую активность. Возможно, это одна из причин, почему в 2021 году 70% новых случаев не имеют других факторов риска, кроме половых контактов, причем в 2,5% отмечена связь заражения ВИЧ с гомосексуальной активностью, и лишь 28,3% сообщают о внутривенных наркотиках.
Государственная дума ежегодно увеличивает бюджет на закупку лекарств для ЛЖВ, ведь лечение ВИЧ-инфекции пока пожизненное, а число нуждающихся прибывает. Согласно докладу Аналитического центра при правительстве РФ, общий объем затрат на борьбу с ВИЧ в России постоянно возрастал в течение 2010–2019 годов: с 20,3 млрд руб. до 63,4 млрд руб. В перечне расходов доминируют закупки препаратов для антиретровирусной терапии, организация медицинской помощи ЛЖВ, поддержание инфраструктуры СПИД-центров. На профилактические мероприятия потрачено лишь 0,7% всех средств.
Из анализа расходов ясно, что в России реализуется только одно направление борьбы с ВИЧ – «обследуй и лечи»: планируется протестировать все население, а выявленным ЛЖВ предоставить лечение. Но эта стратегия требует постоянного увеличения финансирования. Лица, живущие с ВИЧ, могут отказываться от лечения по разным соображениям, среди них есть и откровенные СПИД-диссиденты. А побочные эффекты антиретровирусной терапии приводят к тому, что многие пациенты прерывают начатое лечение. В России таких 15–20%. Это делает задачу по полному охвату ЛЖВ лечением малореалистичной.
Согласно плану российской государственной стратегии борьбы с ВИЧ-инфекцией, показатель охвата терапией на уровне 90% будет достигнут только в 2030 году. За это время запланировано взять на учет Минздрава еще 661 тыс. ВИЧ-позитивных граждан, а скорее всего их прибавится на 30%. То есть государству придется лечить до старости полтора миллиона человек, и затраты на борьбу с ВИЧ вырастут вдвое. В позитиве лишь то, что это будет содействовать процветанию фармацевтического бизнеса.
Казалось бы, для того чтобы справиться с ВИЧ-инфекцией, надо предупреждать новые случаи заражения. Но главное «профилактическое» мероприятие Минздрава – автопробег «Тест на ВИЧ – экспедиция!». Ежегодно по бескрайним просторам России ездят три автомобиля, в которых желающих обследуют на антитела к ВИЧ. Всего в 2021 году там было протестировано лишь 13 427 человек, в то время как в стране обследуются 100 тыс. ежедневно.
Если бы в России борьба с ВИЧ/СПИД планировалась по иному сценарию, как, например, в Германии или во Франции, где презервативы выдают по рецепту бесплатно, у нас были бы такие же низкие показатели заболеваемости. Но для этого надо серьезно поработать: вводить половое просвещение в школах, обучать безопасному поведению взрослое население, снижать цены на презервативы, внедрять программы уменьшения ущерба от потребления наркотиков и т. д. Пришлось бы преодолевать сопротивление обскурантов, чиновников, наркомафии. Понятно, что и финансисты скорее согласятся выделить деньги на покупку дорогостоящих лекарств, чем на сохранение качества населения, которое трудно оценить в долларах.
Источник: