Грузинская диаспора в Париже оказалась «троянским жеребцом» для РПЦ
Президент Грузии Саломе Зурабишвили во время собственного визита в Париж в 2019 году посетила храм в юрисдикции Константинополя. Кадр из видео с веб-сайта www.1tv.ge
Грузинская правоверная церковь (ГПЦ) подозревает парижскую архиепископию, присоединившуюся к Столичному патриархату, в желании перетянуть часть собственных верующих под омофор РПЦ. Глава архиепископии митрополит Иоанн (Реннето) эти обвинения опровергает, но священнослужителя, который стал зачинателем скандала, 23 июня воспретили в служении, а его дело передали в церковный трибунал.
Скандал в Париже начался из-за объявления, размещенного 13 июня клириком архиепископии архимандритом Иерофеем (Маргвелашвили). Обращаясь через Facebook к представителям грузинской диаспоры, живущим во Франции, он написал, что по благословению митрополита Иоанна (Реннето) сделал грузиноязычную общину.
На веб-сайте Грузинской православной церкви 16 июня была обнародована нотка протеста, подписанная председателем Отдела наружных церковных связей ГПЦ митрополитом Герасимом (Шарашенидзе). В письме, адресованном Реннето, а именно, говорилось: «Церковь Грузии хлопочет о соотечественниках, живущих в остальных странах, и припоминает о том, что с 2009 года в Париже существует грузинский храм в честь святой королевы Тамары со своим приходом, руководимым архимандритом Антоном (Канделаки). Потому намерение основать грузинский приход под настоятельством священника грузинского происхождения архимандрита Иерофея для нас совсем неприемлемо».
На официальном веб-сайте архиепископии 22 июня возникло коммюнике, в каком пост Маргвелашвили окрестили фейковым. «Мы официально заявляем, что отрицаем правдивость объявления, и заверяем наших грузинских братьев, которые выражают свою обеспокоенность по этому поводу, что мы никогда не имели намерение сделать такую общину. Мы глубоко сожалеем о этом недоразумении, спровоцированном публикацией, и приносим свои извинения». 23 июня под документом возникла приписка, что «иеромонах Иерофей (Маргвелашвили) временно запрещается в священнослужении и его дело передается в церковный трибунал архиепископии».
Пока церковные структуры обменивались дипломатичными письмами и пробовали уладить конфликт (наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия), Маргвелашвили, напротив, старался его как можно посильнее раздуть. На страничке Грузинской патриархии в Facebook под постом о письме к Реннето с просьбой уладить сложившееся недоразумение клирик выложил ссылку на очередной грузинский приход – Святой Нино, который также размещен в Париже, но находится в канонической юрисдикции Вселенского патриархата. «Этот древний грузинский приход слушается не Грузинского патриарха, а Вселенского. Христианство – это общая церковь, и в ней нет места этнофилетизму. Любой грузин должен быть счастлив, и непринципиально, к какой из церковных юрисдикций относится его приход. Ведь молитва совершается на грузинском языке», – написал Маргвелашвили.
Комментарий вызвал оживленную дискуссию, перешедшую в политические дебаты. РПЦ обвинили в желании управлять православными общинами на местности Абхазии и Южной Осетии. Де-юре они находится в канонической юрисдикции Грузинской церкви, но из-за затяжного политического конфликта ГПЦ не может управлять ими. Невзирая на то что в Столичном патриархате всегда подчеркивают, что не претендуют на присоединение церкви в Абхазии и Южной Осетии, в ноябре 2019 года сделалось понятно, что туда собираются навести русских священнослужителей. Информация о этом вновь обострила конфликт (наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия) меж Грузинской и Российской церквами. В ГПЦ заявили, что «такие деяния содействуют напряжению и обострению отношений».
Ухудшение отношений меж 2-мя духовными юрисдикциями проходило на фоне попыток легитимации Православной церкви Украины (ПЦУ). Вселенский (Константинопольский) патриарх Варфоломей просит от всех православных юрисдикций признать сделанную им украинскую автокефалию. В РПЦ боялись, что из-за происшедшего Грузинская церковь признает ПЦУ, тем наиболее что некие грузинские митрополиты тогда выступили за признание. В осеннюю пору 2019 года скандал более-менее удалось уладить, но отношениям РПЦ и ГПЦ он очевидно не начал двигаться на пользу. Тбилиси пока не признал ПЦУ, но заявил Москве, что «не должен учесть позицию РПЦ по украинскому вопросцу».
Упоминаемый Маргвелашвили приход Святой Нино был основан в Париже в 1929 году специально для православных грузин, бежавших во Францию «опосля вторжения в Грузию русских войск в 1921 году», так написано на веб-сайте общины. С момента собственного основания эта группа, как и показавшаяся несколькими годами ранее парижская архиепископия, состоявшая из российских эмигрантов, вошла под омофор Вселенского патриарха. В мае 2009 года в Париже возник очередной грузинский приход – при храме Святой королевы Тамары. Его освящал Грузинский католикос-патриарх Илия II. Особо подчеркивалось, что церковь находится в канонической юрисдикции ГПЦ. В сентябре 2012 года в общине разразился звучный скандал. Грузинские информационные агентства утверждали, что настоятель Антоний (Канделаки) в преддверии парламентских выборов в Грузии, назначенных на 1 октября 2012 года, отказался окормлять тех прихожан, которые объявили себя сторонниками тогдашнего президента Грузии Миши Саакашвили. Интересно, что сегодняшний президент Грузии Саломе Зурабишвили, некогда имевшая французское гражданство, во время собственного официального визита в Париж в феврале 2019 года посетила не церковь Святой Тамары, а приход Святой Нино. Тогда это разъяснялось тем, что одним из основоположников общины был ее отец – политический эмигрант Леван Зурабишвили.
Опосля того как парижская архиепископия в 2019 году покинула омофор Вселенского патриарха и воссоединилась с РПЦ, ее контакты с приходом Святой Нино закончились. Не исключено, что и посреди парижских грузин есть те, кто недоволен действиями патриарха Варфоломея по созданию ПЦУ, что в итоге привело к разрыву евхаристического общения меж РПЦ и Константинопольской церковью. Иеромонах Иерофей (Маргвелашвили) – один из их.
Источник: