Либо дремлет, либо совершенно отсутствует
Миша Гонопольский 06/02/2021 https://22century.club/4492
Нужно как-то и самому поругать потребительское общество. Его уже ленивый лишь не ругает, а я вот как-то зазевался…
Ну, и как человек, пришедший сюда с времен достаточно старых и значительно подзабытых, с их и начну.
Итак. Вот, помню, стареющие шестидесятники и их фанаты глумились над внедряемым тогда русскому народу ужасом перед Западом. С его, осознаете ли, разлагающимся потребительским обществом. Передразнивая, пели: «Не ходите, малыши, в школу, пейте, малыши, кока-колу». Весьма потешались над сиим. Гласили: «Кока-кола – это просто газированная вода, вот и все». Короче, всячески протестовали против демонизации Запада во всех его проявлениях.
А сейчас поближе к правде. По сути несчастная «кока-кола» – оно хоть дело и обычное, но простота эта коварна. Простота эта вправду брала человека. Другими словами, испил ты эту самую «кока-колу», – все, ты куплен. Куплен феноменом широкого, вольного употребления. Либо как мы тогда это называли, «обычной людской жизни».
Помню, в девяностом я в первый раз испил в Москве, в аэропорту, стакан «Фанты». Это была притча. Это был вкус иной, нездешней, жизни. Спустя годы, я вызнал, естественно, что содержание данной сказки, по большей части, – кислая химия. А тогда, опосля наших провинциальных «Дюшеса» и «Буратино» – это вправду был вкус новейшей жизни. Другого мира.
Человек – система мультислойная. Таковая мультислойная, что куда там тортику «наполеон»…. Но в данной заметке нас заинтересовывают всего два общих уровня. 1-ое – это уровень «человечий». Другими словами высшие проявления парадокса «человек».
И 2-ое, – уровень… ну, не будем гласить «звериный», очень уж грубо. Скажем лучше – обычного «живого существа». Живого существа, которое желает нормально есть-пить, плодиться, обставить свою норку, ну, и так дальше. Все мы, естественно, стараемся держать в узде наше «живое существо». А то дай волю его желаниям и замашкам…. Но обеспечивать его нужно – а то ведь брыкаться начнет.
Итак вот, мы лицезрели тогда, что потребительское общество обеспечивало эту низовую, «звериную» сущность человека. Давало открыто и свободно то, что ей, животине, необходимо: еду, вольную любовь, вещи для жизни и для дома. А ты – сколько бы ты не горбил на собственном заводе в Верхониженске, всю жизнь был обречен доставать, добывать в очередях. А не пойти и просто приобрести. И сиим потребительское общество покупало человека. Покупало через обычное, природное, «звериное» наслаждение. По принципу: сделай приятно чьей-то собачке – ты доставишь наслаждение ее владельцу.
А что давала русская сторона конфликта? Она поставляла человеку какие-то непонятные лозунги единства, братства и совместного труда на благо чего-то там. Они обращались совершенно к чему-то другому в человеке. К другому уровню. Не к его звериной базе.
Итак вот, – смотрим! – воззвание это не было доказано положительными чувствами для его «звериного». А раз так, то это уже была заявка на проигрыш. А лозунги эти, выходит, были всего только «внеэкономическими способами принуждения». Есть таковой термин.
А где же был тот уровень, к которому на теоретическом уровне был обращен их посыл? Уровень «человечий»? Другими словами – «внутренний человек», готовый с радостью работать для общества, отдавать все силы на общее благо, будучи уверен в остальных, – где он был? У большинства людей либо спал, либо отсутствовал. И потому они проиграли.
Но еще есть наиболее увлекательная сторона дела. Погружение в то, чем снабжает «звериный» уровень человека потребительское общество, замыкает человека на интересах этого внутреннего «звериного».
И все – я куплен. Я уже живу в капсуле этих интересов. Иной, рядом со мной, – в собственной капсуле. Вот и непревзойденно.
Сейчас нами можно управлять. Временами вбрасывая в кормушки, простите, – на рынок, – то же самое, но другого покроя, иной толщины, иной модификации…. Другими словами то, что способно опять и опять вдохновлять энтузиазм. Чтобы не засыпало внутреннее «звериное». Другими словами, этот же самый внеэкономический способ принуждения. Таковой же, как совковый, – но уже не девизами, а новенькими девайсами побуждаемый.
Ничто не ново под луной. Ну и откуда взяться новенькому? Ведь то единственное в нас, что в состоянии сделать нашу жизнь вправду новейшей, другими словами – «внутренний человек», готовый с радостью работать для остальных, отдавать все силы на общее благо, – у большинства либо дремлет, либо совершенно отсутствует.
Ну, вот, кажется, удалось и мне поругать потребительское общество. Аж гора с плеч!..
Источник: