Индия отказалась от русских подлодок
Отсутствие воздухонезависимой энергетической установки – основное препятствие для продвижения русских субмарин на экспорт. Фото с веб-сайта www.indiannavy.nic.in
Как сказало ведущее индийское информационное агентство Press Trust of India (PTI), Министерство обороны страны готово объявить тендер на стройку серии неатомных подводных лодок (НАПЛ) для ВМС по программке Project 71I (P-71I), другими словами проект 71И (Индия). По данным PTI, стоимость сотворения серии из 6 НАПЛ составит около 550 миллиардов рупий, другими словами 7,536 миллиардов долл. (по остальным данным, идет речь о 9,6 миллиардов долл.). Но это еще не все. В планах Разделяй стройку 16–18 подлодок этого типа. На кону – очередной договор века.
Вообщем, не будем торопиться. Тендер на стройку для ВМС Индии НАПЛ – давнишняя история. В «НВО» (от 08.11.13) была размещена статья «Тяжелый выбор бога справедливости. Горизонты и рифы индийского тендера по программке Project 71I». В ней отмечалось, что ни один из участников грядущего конкурса не может предложить проект, который отвечал бы требованиям ВМС Индии. Дело в том, что Разделяй желает получить субмарины, которые оснащались бы вспомогательными воздухонезависимыми энергетическими установками (ВНЭУ), которые еще именуются анаэробными, так как могут работать без поступления воздуха к движкам и несут кроме торпед и противокорабельных ракет крылатые ракеты, созданные для поражения береговых целей. Конторы Германии, Испании и Франции готовы были предложить лодки с анаэробными установками, но они не располагали требуемыми крылатыми ракетами класса «подводная лодка – земля». В свою очередь, Наша родина располагала таковыми ракетами – в том числе Club-S (экспортная версия КР «Размер-ПЛ»), которыми уже оснащаются индийские ДЭПЛ русской постройки проекта 877ЭКМ, также BrahMos российско-индийского производства.
По новенькому кругу
Первую серию подлодок по программке Project 71I предполагалось строить по схеме 2 + 4: две на верфях забугорной конторы и четыре – на собственных. По сегодняшним требованиям все 6 субмарин предполагается собирать на производственных мощностях индийского компании. Это отвечает новейшей концепции «Модель стратегического партнерства», провозглашенной Разделяй, – подкорректированной версии стратегического курса Мейд in India.
1-ый круг тендера будет проводиться меж индийскими предприятиями: муниципальным Mazagon Dock Shipbuilders Limited (MDL) и личным Larsen & Toubro (L&T). А уж они должны избрать для себя напарника посреди 5 забугорных компаний.
В согласовании с шорт-листом, обнародованным Министерством обороны Индии еще в январе этого года, к роли в тендере допущены германская компания ThyssenKrupp Marine Systems (TKMS), испанская Navantia, французская Naval Group, южнокорейская Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME), также наш «Рособоронэкспорт» в паре с ЦКБ МТ «Рубин». Была и шестая компания – шведская Saab, которая снялась с дистанции, не выдержав долговременной волокиты тендера, кроме всего остального, требующей и больших средств.
По новенькому требованию тендера программки Project 71I водоизмещение многообещающей НАПЛ обязано быть как минимум в полтора раза больше по сопоставлению с дизель-электрическими подлодками (ДЭПЛ) типа Kalvari на базе французского проекта Scorpene CM-2000, которые на данный момент строятся на индийских верфях. Если у Kalvari подводное водоизмещение составляет 1775 т, то у субмарины P-71I оно окажется не наименее 2662,5 т.
Западные акценты
Начнем с французской Naval Group, так как по ее проекту Scorpene CM-2000 и при ее участии на Mazagon Dock Shipbuilders Limited уже строятся подлодки для ВМС Индии. У нее, непременно, развитые связи в индийских политических, военных и деловых кругах. Но реализация программки строительства 6 ДЭПЛ типа Kalvari опаздывает на 5 лет, а ее стоимость возросла с 2,75 миллиардов долл. до наиболее чем 4 миллиардов. Обстоятельств много. Здесь и неготовность MDL к схожим работам, и недостаток обученных кадров, и срыв поставок девайсов из Франции, также коррупционные скандалы, которые, вообщем, удалось замять. К нынешнему деньку программка обязана быть завершена, но пока в строю лишь две ДЭПЛ этого типа.
Внедрение ВНЭУ и вертикальных пусковых установок на ДЭПЛ типа Scorpene, естественно, приведет к повышению водоизмещения, да и востребует суровой переработки проекта. А это снова же время и средства. И на MDL навряд ли получится употреблять выработки по проекту Scorpene CM-2000. Придется все начинать поновой.
Есть у Naval Group очередной проект – Shortfin Barracuda, который в 2016 году французам удалось, что именуется, впарить Австралии. Почему мы прибегли к не совершенно литературному выражению? В 2016 году у Naval Group не то что лодки, да и ее проекта не было. Лишь на данный момент он создается на базе атомной подводной лодки Barracuda, головная из которых – Suffren – прошлым в летнюю пору вышла на заводские ходовые тесты. Но НАПЛ и АПЛ – совершенно различные субмарины. И чтоб из атомохода создать Shortfin (так именуют разновидность акул, обитающих в водах Огромного Барьерного рифа, – для придания проекту местного колорита), будет нужно еще много времени и средств. Но австралийцы, которые проводили собственный тендер практически с этим же составом участников, что и индийцы, обещают щедро платить. На программку SEA 1000 они собираются отпустить 50 миллиардов австралийских долл. (38,7 миллиардов долл. США), из которых 20–25 миллиардов австралийских долл. (13,5–19,35 миллиардов долл. США) придется конкретно на стройку субмарин. Naval Group с алчностью акул и барракуд вцепилась в этот договор. Но для Индии это очень накладно и рискованно, хотя по характеристикам (подводное водоизмещение – 4700 т, длина – около 97 м, поперечник корпуса – 8,8 м, глубина погружения субмарины – 350 м, дальность ее плавания на 10 узлах – 18 000 миль, наибольшая скорость подводного хода – 20 узлов) Shortfin им подступает. Лишнее водоизмещение дозволит без усилий расположить и требуемые ракетное орудие и ВНЭУ.
Германская ThyssenKrupp Marine Systems строит хорошие НАПЛ типов 212 и 214. Но они рассчитаны для действий в морской, а не океанской зоне. Их водоизмещение невелико – подводное 1830 т у лодок типа 212 и 1860 т у НАПЛ типа 214. У их есть отлично переработанные ВНЭУ на базе химических генераторов (ЭХГ). Но вот внедрение на их крылатых ракет BrahMos может вызвать затруднения.
Для ВМС Сингапура немцы сделали проект 218SG с ВНЭУ. Головная лодка этого типа из 4 заказанных, построенная в Германии, в конце августа вышла на тесты. Ее подводное водоизмещение – 2200 т, а при внедрении отсека с крылатыми ракетами она превзойдет 2500 т. Но подобные переделки чреваты затяжками и удорожанием. А четыре сингапурские лодки и без того обойдутся заказчику в 3,2 миллиардов евро.
Вообщем, у германцев, как и у французов с проектом Shortfin Barracuda, есть собственный «джокер» – НАПЛ типа 216. Это весьма продвинутый проект. Подводное водоизмещение субмарины – около 4000 т, длина – 89 м. Благодаря широкому внедрению средств автоматизации экипаж составит всего 33 человека. Не считая штатной команды лодка располагает местами для размещения бойцов морского спецназа. Энергетическая установка – дизель-электрическая со вспомогательной анаэробной установкой новейшего поколения с ЭХГ. Эта ВНЭУ дозволит совершать под водой четырехнедельные непрерывные подводные плавания и на 4 узлах проходить 2400 миль. Под РДП эта НАПЛ сумеет преодолевать 10 400 миль на 10 узлах. Расчетная автономность – наиболее 80 суток. Внедрение литиево-ионных аккумуляторных батарей даст возможность на больших скоростях атаковывать и уходить от противника в течение довольно долгого времени. Крепкий корпус разбит на два отсека. В носовом располагается основное орудие лодки – 6 торпедных аппаратов для стрельбы торпедами, противокорабельными ракетами и крылатыми ракетами, созданными для поражения наземных целей. Боезапас – 18 единиц. За огораживанием выдвижных устройств – модуль поперечником 2,5 м для вертикального запуска нескольких крылатых ракет. Заместо их могут располагаться телеуправляемые безэкипажные подводные аппараты либо снаряжение для бойцов спецназа. В кормовой части лодки предвидено пространство для мини-подлодки, созданной для транспортировки диверсантов к месту проведения операции. А в легком корпусе – шлюз для выхода и приема коммандос под водой. В легком корпусе есть также места для пусковых установок противоторпед и выстреливания неверных целей. По желанию заказчика в огораживании выдвижных устройств может располагаться выдвижная 30-мм автоматическая артиллерийская установка для стрельбы по вертолетам и легким катерам при нахождении лодки под водой. Там же – контейнер для хранения и пуска беспилотного летательного аппарата.
Но все это – лишь в компах. Долголетние пробы TKMS реализовать проект забугорным заказчикам не увенчались фуррором. Навряд ли получится и в индийском тендере. Лодка очень сложна и дорога. Даже ВМС ФРГ не желают ее получать.
О испанской субмарине типа S80 можно было бы и не гласить, так как шансы ее в конкурсе очень малы. И не только лишь поэтому, что она представляет испанскую версию все той же Scorpene. Головную лодку этого типа Isaac Peral (S81) заложили в 2005 году, но до сего времени не спустили на воду. Дело в том, что в процессе строительства выяснилось – лодка погрузиться сумеет, а вот выплыть никак. Потребовалась суровая переработка проекта, а потом переделка корпуса субмарины. Вообщем, за 15 лет работы над S80 испанцам удалось сделать полностью дееспособную ВНЭУ с внедрением биоэтанола. Это «зеленоватое» горючее, разлагаясь в особых реакторах-процессорах, выделяет водород высочайшей чистоты. Водород совместно с кислородом, который хранится в водянистом виде в криогенном резервуаре высочайшего давления на борту лодки, подается в топливные элементы. Мощность таковой установки составляет не наименее 300 КВт, что дозволит субмарине двигаться под водой без всплытия на поверхность в течение 15 суток.
Во что уперлись «Лада» с «Амуром»
А вот Рф за практически 30-летнюю постсоветскую эру не удалось сделать воздухонезависимую энергетическую установку, хотя с русских времен имелись перспективные технологические заделы. 1-ые ВНЭУ предполагалось установить на субмарины проекта 677 «Лада» и их экспортную модификацию «Амур-1650». Но не сложилось. Обстоятельств тому много. До этого всего 90-е годы прошедшего века, когда проектировалось и началось стройку головной лодки «Санкт-Петербург», не содействовали удачной реализации инноваторских проектов.
А на «Ладу» и «Амур-1650», который, к слову, был заложен на «Адмиралтейских верфях» для анонимного «зарубежного заказчика» сразу с «Санкт-Петербургом» 26 декабря 1997 года, конструкторы ввели 130 инноваторских агрегатов и систем. В итоге лодка не пошла. При этом в буквальном смысле слова. Всережимный гребной электродвигатель СЭД-1, обеспечивающий ход, выдавал мощность, не превышавшую 60% от спецификационной. При доведении мощности до 70% движок ломался.
Опосля того как в 2010 году флот принял лодку в опытную эксплуатацию, огромную часть «узеньких мест» удалось «расшить». Но препядствия с СЭД-1 остались. Это подтвердил не так давно генеральный директор Объединенной судостроительной компании (ОСК) Алексей Рахманов. «Нам весьма охото разобраться с базовыми неуввязками, которые мы имеем по сиим лодкам, поэтому что на техническом уровне один из наших поставщиков не совладал с работоспособностью оборудования, – заявил глава ОСК. – Из-за этого окончание строительства первых 2-ух серийных кораблей (ДЭПЛ проекта 677. – А.И.) идет с отставанием. Уперлись в невозможность передачи лодок в том виде, в каком они на данный момент есть. Как эта неувязка будет решена, то будем готовиться к окончанию строительства». «Работоспособность оборудования» – это о СЭД-1.
Тривиальный победитель
А есть ли в мире субмарины, отвечающие требованиям индийского тендера по Project 71I? Есть. На данный момент в Японском и Желтоватом морях проходит тесты НАПЛ Dosan Ahn Changho – головная семейства KSS-III, построенная для ВМС Южной Кореи. Она названа в честь известного корейского деятеля сопротивления против японской оккупации Досан Ан Чанхо (1878–1938). Эта субмарина – 1-ая в серии из 3-х единиц модификации Batch-I. Ее подводное водоизмещение – 3750 т, длина – 83,5 м, наибольшая подводная скорость хода – 20 узлов, дальность плавания – 10 000 миль. Экипаж будет состоять из 50 человек. Субмарина оснащается воздухонезависимой энергетической установкой с топливными элементами. Вооружение включает вертикальные пусковые установки с шестью крылатыми ракетами Chonryong большенный дальности для поражения береговых целей либо баллистическими ракетами Hyunmoo-2 с дальностью полета до 500 км, также 533-мм торпедные аппараты для стрельбы по надводным кораблям торпедами и ПКР.
На 3-х последующих субмаринах KSS-III подсерии Batch-II, подводное водоизмещение которых вырастет до 4000 т, будут устанавливаться литиево-ионные батареи и располагаться 10 вертикальных пусковых установок для ракет Chonryong и Hyunmoo-2. Другими словами эти лодки самым наилучшим образом предусмотрены для сдерживания 2-ух основных врагов Южной Кореи – КНДР и Стране восходящего солнца.
В конце концов, 3-я подсерия Batch-III, тоже из 3-х единиц, будет оснащаться комбинированной энергетической установкой ВНЭУ с топливными элементами для режима патрулирования и подкрадывания с литиево-ионными аккумами для атаки и отрыва от противника. А самое основное, вертикальные пусковые установки НАПЛ KSS-III несложно адаптировать под крылатые ракеты BrahMos либо баллистические ракеты К-15 Sagarika индийского производства.
Вот почему, на наш взор, НАПЛ типа KSS-III либо производные от их имеют все шансы одержать верх в индийском тендере. Но не будем загадывать. Результаты индийских конкурсов в сфере ВТС непредсказуемы.
Источник: