Как Хокусай на Фудзияму
Повелитель поэтов, но не поэт правителей Александр
Еременко. Фото из архива Валерия Лобанова
25 октября исполняется 70 лет поэту Александру Еременко. Он – поэт, которого обожают остальные поэты. В 2010 году, к 60-летию Еременко, вышла книжка «А я для вас – про Ерему: Собрание стихотворений к 60-летию А.В. Еременко» (М.: Воймега, 2010). Составил ее поэт Валерий Лобанов. Он собирал ее около 30 лет, написаны там стихи Евгения Бунимовича, Ивана Жданова, Игоря Иртеньева, Сергея Каратова, Константина Кедрова, Нины Красновой, Евгения Минина, Татьяны Щербины и остальных. Вот что Лобанов пишет у себя в интернет-журнале: «…Собирал по частицам много лет. В книжке представлены стихи 49 животрепещущих поэтов «про Ерему», стихи с посвящениями А.Е. и эпиграфами из него, пародии. Пятидесятым (либо первым?) одним стихотворением в сборнике, представлен и сам поэт».
Еременко вправду обожают остальные поэты. Но он не филологический поэт, не институтский. Он совсем народный, хотя встречается схожее нечасто: и сотрудникам нравится, и «рядовому читателю».
Вот что писал про Еременко в вышеупомянутой книжке Игорь Иртеньев (не то что он про Еременко, скорей перед нами посвящение):
На Павелецкой-радиальной
Средь ионических колонн
Стоял мужик безупречный
И пил тройной одеколон.
(…)
А он стоял
Мужского рода
В собственном единственном числе,
И непредвзятая свобода
Горела на его челе.
А вот строчки Германа Лукомникова:
зощенко горенко
савенко евтушенко
еременко хвостенко
и нечипоренко
Борис Рыжеватый писал конкретно что про Еременко:
Окраина стройки
русской,
фабричные красноватые трубы.
Игрались в душе моей детской
Еременко медные трубы.
(…)
Мы с Ирою К. плясали,
целуясь то в щеки, то в губки.
А душу мою разрывали
Еременко медные трубы.
У поэта Еременко не так много книжек, практически нет премий.
В 2013-м вышло, как сказано в инструкции, «более полное из имеющихся на нынешний денек собрание сочинений» – «Матрос котенка не оскорбит» (М.: Фаланстер, 2013). Тут стихи, переводы, проза, статьи и интервью. Раскрывается книга весьма увлекательным текстом, который именуется максимально просто – «О для себя». Там Литературный институт, служба на флоте, Алтай и Джек Лондон, знакомство с поэтами Алексеем Парщиковым и Иваном Ждановым: «…так, как Жданов и Парщиков, никто не писал тогда. Мы условились с Иваном повстречаться в Тушино напротив кинозала «Метеорит», подъезжает автобус. По его стихам я представлял для себя субтильного мальчугана в очочках, а здесь смотрю – стоит таковой под два метра апачи с обветренной рожей. Поздоровались, то да се, я ему говорю: на данный момент поедем ко мне на Яна Райниса, а он мне указывает на буксующее (снегу – невпроворот) колесо автобуса и гласит: слушай, как ты думаешь, доедет это колесо до Яна Райниса? Я говорю – да доедет, доедет, не сообразил с ходу, что так начинаются «Мертвые души». С того времени и пошла наша творческая дружба, общались весьма интенсивно, через денек встречались у Парщикова, еще кое-где».
Нет на данный момент кинозала «Метеорит», Парщикова тоже нет в {живых}.
Остались лишь стихи. И мы, читатели.
Как отлично у пучины на краю
загнуться в хате,
выстроенной с краю,
где я ежеминутно погибаю
в глупом и небольшом
бою.
Мне надоело крючиться
в строю,
где я уже от напряженья лаю.
Отдам всю душу октябрю
и маю
и разломаю хижину мою.
Как запивоха, я на троих
трою,
на 1-го неровно разливаю,
и горько жалуюсь, и горько
слезы лью,
уже совершенно без музыки пою.
Но по утрам под твердую
струю
собственный мозг хоть морщуся,
но подставляю.
Александра Еременко просто и приятно цитировать, почти все его знают назубок, полностью и фрагментами. Он насквозь литературен, цитатен, с иной стороны – он и сам сплошная цитата. Его купание в чужих стихах так роскошно и массивно, что охото без конца повторять и его варианты, и оригиналы.
Я увидел, что, сколько
ни пью,
все равно выхожу из запоя.
Я увидел, что нас было двое.
Я еще постою на краю.
Можно распрямить душу
свою
в панихиде до волчьего воя.
По ошибке окрикнул его я, –
он уже, слава Богу, в раю.
Занавесить бы черным
Байкал!
Придушить всю поэзию
разом.
Человек, отравившийся
газом,
над тобою стихов не читал.
Можно даже надставить
струну,
но уже нереально
надставить
пустоту, если эту страну
на два денька нереально
бросить.
Можно бант завязать –
на звезде.
И стихи напечатать любые.
Отражается небо в лесу,
как в воде,
и деревья стоят голубые…
Про Еременко написано довольно (хотя по сути – постоянно недостаточно, постоянно можно и необходимо бы еще), но у меня, как я замечаю, текст состоит в главном из цитат. Но кому необходимы книги без картинок и дискуссий? Если ведешь речь о поэзии, если пишешь про поэта, так и стихов обязано быть много. В 2010 году вышел сборник стихов, посвященных Еременко. А Константин Кедров прислал стихи к 70-летию поэта:
И гений стал вероятен.
Он посиживал на горе нарисованной
там где гора
Он глядел на тебя
из так глубочайших могил
Он сообразил план
Эйнштейна
Который как поэт перевернул
стакан
Не изменив систему
кронштейна
Спирт полыхал как
пионерка
Стоял грибок и гений был
вероятен
Все было запрещено и все
может быть.
Он даму в небо
подбросил
И дама стала его
Он пил с Мандельштамом
на Курской дуге
Вообщем почему пил
Он и сей час пьет
Пьет с Мандельштамом
И пьет с Эйнштейном
Перевернув стакан
Не изменив систему
кронштейна
Три короля из 3-х сторон
Парщиков Еременко Жданов
Непременно он повелитель поэтов
Но не поэт правителей
Вот уже полста лет всех троих
читаю и перечитываю
И всякий раз это открытие
В один прекрасный момент мы на троих
Саша я Лена Кацюба
распили поллитровую бутыль
боярышника
Продавали в переходе
на Пушкинской
Пили у нас в Большенном
Гнездниковском
В доме где пивали Давид
Бурлюк с Маяковским
Маяковский с юной Соночкой
Булгаков с будущей
Маргаритой
А на иной денек выяснилось
что у Александра
Викторовича
и без того низкое давление.
На волосок от смерти
Оказывается отключился
в лифте
Не легкомысленны мы
а доверчивы
Как Отелло в интерпретации
Пушкина.
Кали-Юга это центрифуга
Поэтому чтобы мимо не пройти
Мы стоим
Хватаясь друг за друга
На отроге Млечного Пути
Ну да еще вдалеке там маячит
муза –
Девченка дебильная
По желтоватой насыпи гуляя
Не много ли кто либо что маячит
В ХХ веке им всем сделалось тесновато
и они плавненько перебежали в XXI
вкупе со своим создателем
Александром Еременко.
Вообщем и в XXI им будет
тесновато
На поминках Леши Парщикова
мы сели рядом вдалеке от всех
«Придумали некий
метареализм», – произнес Саша
Я дал ответ басней на иной
денек:
Метаметафору в лесу узрел
волк
Сожрал ее и сходу сделалось чисто
Волк перевоплотился в метареа
листа
Александр Викторович
позвонил
мне поздно вечерком:
«Можно я прочту для вас
четверостишие?»
Константин Александрович
Кедров
Я естественно не все понимай
Но когда наши души
от недров
Стал зависимей вот для вас
Банзай
Банзай дорогой Александр
Викторович…
Приведенные мной стихи Кедрова – тоже сплошная цитата, собрание цитат. Там их огромное количество, если вы любите Еременко, то узнаете почти все.
Я пил с Мандельштамом на
Курской дуге.
Снаряды взрывались и мины.
Он кружку металлическую нажимал
в кулаке
и рыдал цветами Марины.
И к нам Пастернак, по окопу
скользя,
произнес, подползая на брюхе:
«О, кто тебя, поле, обсеял тебя
седоватыми майорами в штанах?»
Ниже мы хотим предложить вниманию читателей три неопубликованных ранее стихотворения Александра Еременко, разлюбезно предоставленных нам создателем.
* * *
Ну вот и всё. А ты мне
гласил,
Что этот лес названья
не имеет.
А он вдохнул – и выдохнуть
не смеет,
Когда ты опять руку положил
На белоснежный лист. И сходятся
на нем
В одном большенном и правильном
объеме
Сферические запахи травы
И терпкий – фиолетовых
чернил.
И звук, что ты когда-то
обронил,
Летит в окно, не пролетая
мимо.
И твой будильник тикает,
как мина.
Ну вот и всё.
А ты мне гласил…
* * *
Как Хокусай на Фудзияму
Глядит в предчувствии неудачи,
Так Бунимович глядит
прямо
На Патриаршие пруды.
И что он лицезреет? Просто яму,
Доверху полную воды.
* * *
Ты зря вступаешь
в игру.
Очень жестки условия
шума.
Очень трудно и неоглядно
то, что ты отделяешь
от грима
и пытаешься вставить
в игру.
Твой читатель проносится
мимо.
Твой издатель – фонарь на углу.
Твой разросшийся мир –
это круг
И, тобою когда-то разогнан,
Он, усвоив твои парадоксы,
Грозит отбиться от рук.
Так сдвигай превосходный
размер
До размеров стола
и квартиры,
Принимая условия мира,
Чтоб узнать что-то
вдвоем.
И пускай появляются слова,
Как проекции этого круга,
Там, где, переливаясь друг
в друга,
Две стенки и поверхность
стола
Образуют пространственный
угол.
Источник: