Как случилось наикрупнейшее крушение в бакинском метро
28 октября 1995 года в Баку произошла наикрупнейшая по числу жертв трагедия в истории всех метрополитенов мира. В итоге пожара, вспыхнувшего в вагоне электропоезда во время движения меж станциями, погибли 286 человек, еще приблизительно столько же получили ранения. Власти Азербайджана окрестили предпосылкой ЧП неверное решение машиниста тормознуть в тоннеле.
Бакинский метрополитен был запущен в 1967 году, став пятым в Русском Союзе опосля подземок Москвы, Ленинграда, Киева и Тбилиси. Он и сейчас занимает 5-ое пространство на постсоветском пространстве по пассажиропотоку и ряду остальных принципиальных черт. История метро Баку понимает несколько инцидентов, которые приводили к смерти людей. Так, 13 марта и 3 июля 1994 года – поначалу на платформе станции, потом в вагоне электропоезда – произошли теракты. В итоге первого взрыва погибли 114 человек, 49 получили ранения. Во 2-м случае жертв было 13, покалеченых – 58. Власти Азербайджана объявили тогда, что теракты организовали спецслужбы Армении.
А 28 октября 1995 года в бакинской подземке произошла наикрупнейшая по числу жертв трагедия в истории.
В пожаре погибли 286 пассажиров, в том числе 28 малышей, и трое спасателей. Ранения получили 270 человек.
ОРТ, из архива Всеволода Назимкина
Катастрофа разыгралась около 17:00. В источниках можно повстречать утверждения о том, что ЧП случилось в самый «час пик», когда горожане ворачивались с работы домой, а вагоны были забиты под завязку. Это не совершенно так: 25 годов назад этот денек выпал на субботу. В неприятном случае погибших было бы еще более.
Когда в один момент зажегся тяговый движок 1-го из вагонов, растерявшийся машинист приостановил состав в узеньком тоннеле меж станциями «Улдуз» и «Нариман Нариманов». Огнь стремительно распространялся, чему содействовала отделка вагонов, на 98% состоящая из легковоспламеняющихся материалов. Машинист сходу же сказал о трагедии диспетчеру. Было принято решение снять напряжение с контактного рельса. Это соответствовало аннотации, но возвратить обесточенный состав на станцию сделалось сейчас нереально.
Как ведали свидетели, в крайних 2-ух вагонах нежданно запахло гарью, позже погас свет. 6 вагонов в считанные секунды обхватило пламя, образовав пламенную ловушку.
ОРТ, из архива Всеволода Назимкина
Из-за недостаточной вентиляции и слабенькой освещенности тоннеля почти все пассажиры задохнулись либо были задавлены в панике. Пытаясь выкарабкаться из поезда, бакинцы разбивали окна и двери, получая резаные раны. Около 40 тел отыскали на путях в тоннеле – люди просто не дошли до наиблежайшей станции, где можно было спастись. Несколько человек умерло от поражения электронным током опосля того, как они попробовали схватить силовые и коммуникационные кабели, чтоб обойти горящий поезд. Остальных добил едкий дым – продуктами горения отравилось большая часть погибших. Под действием тоннельной вентиляции, включенной в режим нагнетания со стороны станции «Улдуз», скопление двигалось по пути эвакуации главный массы пассажиров.
Один из выживших позже вспоминал: «Как поезд вошел в тоннель, я узрел вспышку. Потом пламя обхватило вагон, был звук разбитого стекла, и свет погас. Люди начали разбивать окна, чтоб выкарабкаться оттуда. Мы начали задыхаться».
РТР, из архива Всеволода Назимкина
Через три денька опосля катастрофы в Баку «Предприниматель» со ссылкой на неназванных профессионалов писал о том, что почти всех жертв можно было избежать, если б машинист довел поезд до наиблежайшего перрона: состав встал всего в 200 метрах от станции «Улдуз». Решения принимались диспетчерским персоналом при отсутствии достоверной инфы и практически при полном недопонимании ситуации. Извещение в городской штаб штатской обороны поступило наиболее чем через час опосля ЧП.
Спустившиеся в метро пожарные и спасатели эвакуировали около 400 человек.
В течение 6 часов они тушили пламя и поднимали наверх {живых} пассажиров.
ТВ6, из архива Всеволода Назимкина
Вспоминая о терактах предшествующего года, следствие вначале разглядывало версию о взрыве, спровоцировавшем пожар. Догадки, но, не подтвердились. Правительственная комиссия по расследованию трагедии сделала вывод, что предпосылкой катастрофы стали технические проблемы, также неверное решение машиниста о остановке состава. Председатель, комиссии, вице-премьер правительства Азербайджана Аббас Аббасов выделил, что главной предпосылкой катастрофы явилось устаревшее оборудование, доставшееся в наследие от русской эры.
«В русские времена не очень хлопотали о сохранности пассажиров, и потому типовые электрички, гоняющие по тоннелям на всем пространстве бывшего СССР, не снабжены соответствующей системой сохранности. В бакинском метро ездят такие развалюхи, в которые просто жутко садиться», — заявил бюрократ.
В память о жертвах президент Азербайджана Гейдар Алиев объявил в стране общенациональный траур. Глава страны распорядился похоронить погибших за муниципальный счет и выделить их семьям по 1 млн манатов (около $230 по тогдашнему курсу).
4 августа 1999 года пожар случился на станции «Мешади Азизбекова». Тогда погибли два человека, четыре получили ожоги.
Еще одна катастрофа произошла 6 лет спустя. 8 июня 2005 года один человек умер и выше 10-ка получили ранения в итоге сбоя в работе эскалатора на станции «Бакы Совети». В разгар денька подъемник с находившимися на ленте людьми нежданно быстро поехал вниз — как сделалось ясно потом, из-за обрыва, на месте которого образовалась дыра.
По версии головного инженера метро Эльбруса Мурадова, к трагедии привели деяния самих пассажиров. Один из их, желая сберечь время спуска на платформу, пользовался находившейся на ремонте дорожкой. При всем этом он не увидел огораживания с надписью о запрете. За ним последовали еще несколько человек. Не выдержавший перегрузки эскалатор начал неуправляемое движение. Люди свалились, а руки «затейщика» катастрофы втянуло в прорезь ступеней. Конкретно он позже и скончался в поликлинике.
Источник: www.gazeta.ru
Источник: