Конкуренция в барбершопах — хорошо или плохо?
Конкуренция всегда была первостепенной проблемой во всех сферах свободной деловой среды. Если у вас нет естественной монополии, значит, рано или поздно у вас появятся — или уже есть — конкуренты. Найти свою нишу, предложить товар или услугу лучше, чем у конкурирующей стороны, заставить клиента вернуться — вот те задачи, которые стоят перед бизнесменом, открывающим собственное дело.
Однако все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Мы рассмотрим проблему на примере франшизы барбершопов Willmade, чей опыт, до известной степени, можно считать уникальным.
Нет конкуренции — нет спроса
Несмотря на то, что бьюти-сфера развивается веками, барберинг в ней всегда стоял несколько особняком. Дело в том, что мужчины не столь озабочены внешним видом, как женщины. Вместе с тем барберинг требует специфического подхода, который с трудом вписывается в классическую «общую» парикмахерскую. В итоге, получился парадоксальный факт — есть сегмент и есть услуга, спроса же долгое время не существовало. И это та реальность, перед которой на заре своего существования оказался бренд Willmade.
Почему так вышло? Главной причиной, очевидно, следует считать нежелание сильного пола вкладываться в свой внешний облик, что особенно характерно для отечественного контингента. Как поясняют специалисты Willmade, их главной проблемой до сих пор остается не борьба с конкурентами, а нежелание потенциального клиента платить за стрижку более 500 рублей.
Пока ситуация оставалась такой повсеместно, игроки барберинга регулярно прогорали, вне зависимости от того, были у них конкуренты или нет. Оценивая тот период, в Willmade говорят, что конкурировать — это всегда лучше, чем бороться за клиента, который не хочет платить за нужную ему услугу.
Создание позитивного поля
Ситуаций невостребованности может быть две: спрос действительно отсутствует или спрос есть, однако обращение за товаром или услугой тормозится какими-либо факторами. В случае барбершопов место имела вторая ситуация.
Анализ сегмента показал: мужчины не любят обращаться к бьюти-сфере, однако они стригутся чаще, чем женщины. Короткая мужская стрижка требует почти ежемесячного обновления, а значит, это тот самый случай, когда клиент просто вынужден вновь и вновь возвращаться за услугой. Так в чем же дело? Дело оказалось в сложившихся стереотипах о бесполезности или даже нежелательности мужской красоты, стеснительности контингента (мужчины очень тушуются, если оказываются замеченными в салоне), коллективной традиции. Однако те же факторы, которые сдерживали спрос, стали и его двигателем, когда ситуацию удалось досконально разобрать и найти к ней ключ.
Нежелание мужчин оказываться в одном заведении бьюти-сферы с женщинами, потребность в «брутальном» имидже таких мест, легли в основу предложения барбершопов Willmade. Идея выстрелила и, как обычно происходит в таких случаях, породила не только благоприятный бизнес-климат проснувшегося спроса, но и конкуренцию в нем.
Борьба за клиента
В 2014 году Россия испытала настоящий бум барбершопов. Мужские парикмахерские открывались повсеместно, зачастую конкуренты оказывались бок о бок по четыре-пять заведений в одном ряду. Со снижением платежеспособности после известных событий, часть этих барбершопов раззорилась, однако многие остались на плаву и начали борьбу всерьез.
Перед Willmade постепенно встала иная задача: не просто бороться за потребителя услуги, а бороться именно за своего клиента.
Как показала практика, делать это можно тремя способами:
-
Отстроиться низкой ценой. Например, барбершопы Willmade начинали с того, что стригли мужчин за 200 рублей. Процесс был максимально быстрым, расчет — автоматизированным. Никакого кофе в салон, никакой записи и стойки с администратором. Оплата осуществлялась через терминал, стригли в порядке живой очереди за считанные минуты.
Занишеваться в высоких ценовых категориях. Такой подход требует вложений, однако он окупается большим средним чеком. Проблема тут состоит в том, что высокий ценовой сегмент ограничен, и сеть, к примеру, сложно распространять в регионах, где потребителей такого класса услуг всегда немного.
Дать клиенту больше, чем конкуренты. Предложить ему услуги, которых нет в других барбершопах, воспитывать потребителя, повышать его запросы и таким образом получать отдачу. Это та модель, к которой в конечном итоге пришли в Willmade, и она принесла свои плоды.
Взгляд в будущее
При анализе конкурирующих игроков, важно видеть перспективы всей сферы в целом. Вы можете выстрелить на высокой волне первичного спроса, однако потом, когда потребитель разберется и научится, может оказаться, что вашей услуги ему недостаточно.
Анализируя рынок мужских парикмахерских, специалисты Willmade сделали ставку на имеющийся диссонанс. Вскоре после успешного старта барбершопов стало ясно, что мужская бьюти-сфера, проснувшись, начинает естественный дрейф в сторону женской. А значит, вскоре мужчинам понадобятся классические услуги женского салона красоты: укладка волос, их окрашивание, уход за кожей лица и рук, маникюр, маски. Именно на это была сделана ставка.
Сегодня Willmade работает как франчайзинговая компания, предлагая своим партнерам поддержку и сопровождение в ведении барбершопов под ее брендом. В компании выработана четкая стратегия движения и развития в соответствие с рынком. Ставка делается на дополнительные услуги и повышение уровня обслуживания. Willmade увеличивает обороты и растет вместе со своим клиентом, воспитывая его и формируя вкус к высокому качеству услуги.
Исторический опыт показывает, что на плаву всегда остаются те, кто не просто следует тенденциям рынка, а управляет ими. Создает нишу, а не прячется в ней. Кто отстраивается от конкурентов качеством и не боится оказаться с ними в одном торговом ряду. В конце концов, как показывает практика партнеров франшизы, прямая конкуренция может стать плюсом, потому как возникает в местах высокого спроса. Другое дело, что клиента нужно не просто переманить, а удержать. Сама по себе конкуренция — не есть что-то плохое. Она — маркер возникшей у общества потребности. А значит, с ней можно и нужно работать.
Теги:
конкуренция
Источник: