Константин Ремчуков: Видеоскандалы – имитация настоящей жизни или сама настоящая жизнь? И можно ли от неё уклониться?
Скандалы недели: Соловьёв, Уткин, Собчак, Захарова, Навальный…
Что это? Имитация настоящей жизни или сама настоящая жизнь? Можно ли от неё уклониться? Нужно ли?
Сегментация информационного и общественного поля. Формирование в каждом из них особой системы ценностей. Конвергенция ценностей отсутствует. Пограничные конфликты превращаются в войну. В эту войну люди втягиваются и вовлекаются ситуационно. Случайно. Сторону в войне они тоже занимают случайно, под воздействием сиюминутного настроения, эмоционально, подчас – стадно. В войне участвует через какое-то время людей намного больше, чем паства фигурантов скандалов, следившая за ними изначально и осмысленно.
Имеет ли практический и политтехнологический смысл расширение сферы информационной войны и привлечение на свою сторону максимального числа сочувствующих? Вероятно, да. Особенно для тех, кто готовится к затяжной войне на выживание. Нужно ли самим людям добровольно вовлекаться в этот бесконечный трэш словесного хамства, безыдейности, лукавства и фальши?
Эпоха самоизоляции – новое качество социального одиночества. Поле научного исследования для психологов, психиатров и философов. Завтра. Сегодня же интуитивно действуют люди, которые тестируют социальную оболочку одиночества в порядке эксперимента, на ощупь. Кажется, удачно. Поскольку в обстановке обычной жизни у большинства нет времени на видеоколлизии обитателей ютюба. Сегодня время есть. И нарастает потребность в каких-то форматах разблокирования собственного одиночества. Что, впрочем, естественно. А вдруг им понравится и покажется важной для их будущей жизни имитация экзистенциальной значимости словесных баталий обитателей сети? Тогда нынешнее время – шанс для политиков на наращивание аудитории.
Пленение одиноких сердец. Парадокс ситуации в том, что экзистенциальные политические битвы будущего поведут люди, заряженные и мотивированные, но использующие людей случайных.
Проблема, кстати, не в тематике, которая может искренне волновать многих, особенно молодых. Проблема — в характере обсуждения, уровне исходной и конечной ожесточенности и поляризации.
Сто лет назад горстка большевиков-атеистов, числом чуть более ста тысяч, решилась с корнем изменить жизнь крайне православного и преимущественно крестьянского русского народа. Якобы в интересах этого самого народа. Обманули кроваво.
Даже непонятно, почему горстка новых большевиков-леваков не обманет русский народ и в следующий раз. Апеллируя к коллективному бессовестному ущемлённых классов. Заточенность на погром, разбой, грабёж и передел собственности.
Движение по кругу отличается от движения по спирали не только по траектории, но и по последствиям для большинства участников движения, остающихся в хвосте на том же уровне безысходности.
Колоссальный дефицит политической грамотности населения, которого сто лет кормили пропагандистской жвачкой, оберегая от сознательного и осознанного выбора. Упрощение политического дискурса до примитивного выбора между «своим» и «чужим» – это и есть движение по кругу. «Свои» и «чужие» слишком быстро меняются местами в истории нашей страны, что только доказывает конъюнктурный характер исходного деления.
Настоящий прогресс общества невозможен без трансформации людей, оснащённых всем набором инструментов для информированного свободного выбора между добром и злом ради блага страны. Задача ответственных лидеров – просвещение людей, рассказ о неоднозначности последствий тех или иных решений, об относительной ценности «подавляющего большинства» сторонников.
Современное государство тем и отличается от государства традиционного, что в нём подчёркнуто заботятся о политических и иных правах разнообразных меньшинств. Предсказуемость и защищенность жизни вытекает из конституционных и правовых гарантий меньшинствам. В обществах, где такие права эффективно отсутствуют, власть удерживают до последнего. Радиус доверия ничтожен. В обещания и гарантии никто не верит. Право и суд предельно сервильны. Надежда на элементарную справедливость даже здравого смысла отсутствует.
Мобилизация электората по мотивам ненависти, разумеется, возможна. Но, ей богу, Россия и российский народ заслуживают лучшей доли в XXI веке.
Ну, а медиаскандалы последней недели привели не только к росту аудитории вовлечённых в них героев, но и безжалостно высветили содержательную ничтожность столь важных при иных обстоятельствах персонажей.
Гений Пушкина с его старухой и корытом, разбитым от неуемного желания быстрой перемены участи – как предостережение и диагноз всем нам.
Источник: