Конституционный трибунал готовят на роль охранника президентской власти
На данной для нас недельке Госдума планирует одобрить корректировки закона о Конституционном суде (КС). Опосля вступления в силу Конституции 4 июля власть решила не ограничиваться технической правкой правовых основ деятельности КС, а поменять саму их сущность. Из «высшего судебного органа конституционного контроля в РФ» КС преобразуется в охранника, охраняющего возможности президента в их новеньком расширенном виде от всех самых гипотетичных покушений. Главной функцией КС, похоже, будет выполнение указаний сверху, а не развитие Конституции для наилучшей защиты прав людей. Судьи при всем этом ставятся под твердый контроль Кремля. КС станет некоторым юридическим «советом сохранности», утечки инфы из которого – к примеру, особенные представления арбитров либо даже комменты сторон – строго запрещены.
Ко второму чтению закона о КС, намеченному на 21 октября, готова порция поправок, умопомрачительная по собственному содержанию. Эти конфигурации по сопоставлению с первым чтением серьезно меняют начальный президентский вариант законопроекта. Тяжело для себя представить, что на это могли отважиться даже такие истинные герои конституционного труда, как сенатор Андрей Клишас и депутат Госдумы Павел Крашенинников. Наиболее возможно, что они выступают в качестве оформителей либо максимум консультантов для правоведов из Кремля, которые за крайний месяц просто додумали то, что не успели записать в начальной редакции.
Необходимо отметить, что в первичном ее варианте всю аргументацию, предыдущую решениям КС, предполагалось публиковать на его официальном веб-сайте в вебе. Но когда посреди оппозиционеров и правозащитников поднимается возмущение законотворчеством Клишаса и Крашенинникова, то им следует лучше осознавать, в какую сторону направлять стрелы собственной критики. Напомним, что общественность, интересующаяся действием законодательной реализации поправок к Конституции, пришла в кошмар, к примеру, от предложения запретить открытую публикацию особенных воззрений арбитров КС. Эти личные позиции будут прилагаться к протоколу заседания КС, но их запрещено распространять – в том числе и создателям этих особенных воззрений.
Но данный запрет – это всего только одно из звеньев цепи общего понижения публичности конституционного правосудия. 1-ое звено – это углубление прежнего ограничения на обсуждение арбитрами тех заморочек, которые не то чтоб стали либо вот-вот станут предметом их проф рассмотрения, а совершенно чисто на теоретическом уровне могут оказаться в КС. Ограничение становится глобальным – это не только лишь СМИ, да и личные соцсети арбитров и даже полностью официальная переписка с хоть какими инстанциями и гражданами, если существует хотя бы мельчайшая возможность даже не полной публикации некий инфы, а совершенно ее упоминания. Арбитрам, понятное дело, будет недозволено и критиковать то решение КС, с которым они, быть может, совсем несогласны.
Также арбитрам и иным лицам, «присутствовавшим на заседании, на котором решался вопросец о принятии воззвания к рассмотрению», предписывается не разглашать ни подробностей обсуждений, ни хода принятия решения «в которой бы то ни было форме». Этот термин, естественно, весьма ценная правовая новация, отвечающая всем тем аспектам определенности и понятности, за которые ранее постоянно ратовал этот же КС. Для его арбитров еще вводится и запрет разглашать информацию с закрытых совещаний, который смотрится как бы естественным, но добавляет градус секретности. И лишь позже законодатели уже вставляют в закон о КС норму о закрытии от публики особенных воззрений арбитров. Конкретно эти особенные представления для юридической общественности, ну и для самого КС, постоянно были источником развития русского права. Бывало и так, что потом оказывались правы конкретно те, кто выступил поперек общего решения. И хотя это формально не признавалось, но учитывалось в предстоящей работе.
Но сейчас, судя по тексту законопроекта, похоже, специально запутанного поправками к поправкам, следует осознавать, что принцип «жив Конституции», за который выступал, а именно, председатель КС Валерий Зорькин, отменяется.
Гражданам затрудняется доступ к конституционному правосудию через формализацию процедур и ужесточение сроков. Зато КС, как надо из Конституции 4 июля и соответственных норм закона, сумеет в ускоренном порядке удовлетворять все пожелания президента. Напомним, что тот получил право останавливать хоть какой федеральный либо региональный закон на стадии его обсуждения и принятия. Конкретно через воззвание в КС с предложением оценить конституционность некий противной законодательной инициативы.
Опосля чтения всех предлагаемых конфигураций – в том числе и такового, которое на вид дозволяет назначить председателя и зампреда КС совсем не из состава сегодняшних арбитров, становится ясно, почему численность этих арбитров была сокращена. Специалисты сначала удивлялись, как 11 человек управятся с валом исков. Сейчас ясно, что вала не будет, а источником развития Основного закона КС быть перестает. Но зато конкретно в таком сплоченном коллективе комфортно нести вахту на охране президентских возможностей. Отметим, что КС, по плану модификаторов Конституции, должен стать собственного рода резервом. Он выступит вперед в случае совсем гипотетичной ситуации, когда взбунтуется Госдума, приняв вредный для фаворита цивилизации закон, потом к этому мятежу присоединится и Совет Федерации. Если все это когда-то все-же случится, то КС и тогда окажется на подходящей охранительной позиции. Снова повторим, что все это походит на подготовку к подмене сегодняшнего управляющего на наименее знатного у элит преемника.
Доктор кафедры конституционного и городского права НИУ ВШЭ Илья Шаблинский произнес «НГ», что у него воспоминание и от законопроекта, и от поправок к нему весьма тяжелое. «Для что все это делается, было ясно с самого начала, когда вносились поправки к Конституции. Президент сейчас может снимать арбитров 2-ух высших судов, а для этого необходимы поводы. Но это разрушает принцип разделения властей, ведь выходит, что глава страны сконцентрировал всю власть в собственных руках», – выделил эксперт. При всем этом он добавил, что необходимости в таковых поправках и не было. Уже издавна были оформлены и негласно существовали правила поведения для арбитров КС. Потому, считает Шаблинский, «наверняка, это желание самого президента». Что касается запрета на публикацию особенных воззрений, то эксперт считает, что это «нарушает и нормы закона о КС, и принцип свободы слова». По поводу людей он подтвердил, что из нрава вносимых поправок следует в целом затруднение их способности обратиться в КС.
Источник: