Коронавирус переиграл гроссмейстеров
Партия, в которой сошлись Максим Вашье-Лаграв и Ян Непомнящий, оказалась самой важной на турнире. Фото с сайта www.fide.com
Турнир претендентов в Екатеринбурге в связи отсутствием гарантий безопасности и оперативного возвращения домой его участников приостановлен по решению ФИДЕ. Результаты первого круга этого соревнования сохраняются, и борьба за право бросить вызов Магнусу Карлсену возобновится после того, как будет решено, что проблема коронавируса неактуальна. Соревнование продолжится, начиная со второго круга, что вызвано форс-мажорными обстоятельствами, возможность наступления которых была учтена в специальном соглашении, подписанном всеми участниками турнира перед его началом. При этом Ван Хяо и Александр Грищук, вступив в борьбу, высказывались за то, что более логично было бы, не дожидаясь наступления форс-мажора, перенести турнир на более поздние сроки. А Теймур Раджабов отказался и вовсе подтвердить свое участие в марте – в установленные сроки.
Когда именно турнир возобновится и что все это будет означать на практике, сейчас сказать невозможно. Но что делать теперь? Ведь, похоже, Теймур Раджабов оказался в известном смысле прав, а значит, его исключение из борьбы за шахматную корону было не вполне логичным и справедливым… В связи с этим мы позвонили вице-президенту ФИДЕ Маиру Мамедову и обратились с просьбой внести ясность в возникшую ситуацию. Маир подчеркнул, что обстановка чрезвычайно сложная, а на вопрос, будет ли Шахматная федерация Азербайджана подавать протест, ответил, что Теймур Раджабов завоевал право выступить на претендентском форуме, победив на Кубке мира – в одной из самых престижных номинаций. Поэтому решение, нужно ли подавать протест, должен принимать он сам. Шахматная федерация Азербайджана после консультаций с юристами примет решение, но Раджабова не планируют оставить одного с этой проблемой.
При этом Маир Мамедов подчеркнул, что ситуация с коронавирусом развивалась настолько стремительно, что, принимая решение, подтверждавшее проведение турнира претендентов в установленные ранее сроки, ФИДЕ просто не имела возможности предвидеть весь драматизм мировой эпидемиологической проблемы.
Что и говорить, все это очень досадно! Ведь накануне в Екатеринбурге завершился первый круг турнира претендентов – и шахматный мир был вправе испытывать за него законную гордость. На фоне буквально выжженного коронавирусом мирового спортивного ландшафта этот шахматный форум стал смотреться несколько экзотично. Чем дальше, тем более логичным казалось принятое решение, тем более что для элитного турнира, на котором выступают всего восемь выдающихся гроссмейстеров, не так уж трудно обеспечить режим самоизоляции, при котором как сами участники, так и судьи и все официальные лица оказываются надежно отгороженными от внешнего мира. Достаточно очевидно, что для всего этого необходимо было принять ряд не слишком сложных мер, которые перевели это соревнование в особый разряд, выведя его из-под действия общих для всех санитарных норм. Но, как принято говорить, «овчинка стоила выделки».
Казалось, что в результате (если, конечно, «эпоха коронавируса» не затянется слишком надолго) ФИДЕ удастся сохранить стройную схему розыгрыша чемпионского звания – древнейшего во всем мировом спорте и по-своему уникального титула. И хотя судьба другого важнейшего соревнования – по-настоящему массовой Всемирной шахматной олимпиады, основную часть которой планировалось провести в этом году в Москве, – повисла на волоске, однако в нем разыгрывается «всего лишь» титул олимпийских чемпионов, который – при всем уважении к нему – весит в шахматах несравнимо меньше, чем корона шахматного короля. И действительно, вчера утром – в минувший четверг – было опубликовано давно ожидаемое официальное сообщение, согласно которому как 44-я Шахматная олимпиада, так и 90-й конгресс ФИДЕ переносятся на год. При этом пройдут они в ранее утвержденных местах, то есть в Москве и Ханты-Мансийске летом 2021 года.
Отметим, что, выйдя на старт в Екатеринбурге, участники турнира претендентов сразу же прониклись чувством своего особого положения и стали демонстрировать очень яркую игру. После двух стартовых туров лидерство захватили признанные фавориты – вице-чемпион мира Фабиано Каруана (США), Ян Непомнящий (Россия) и включенный буквально в последний момент Максим Вашье-Лаграв (Франция), а также китайский гроссмейстер Ван Хяо. Казалось, что первые трое наверняка войдут в число кандидатов на победу в соревновании. Однако третий тур внес в картину происходящего новые яркие и неожиданные краски. Было похоже, что американский гроссмейстер решил развить стартовый успех, в связи с чем позволил себе (даже черными!) невероятно рискованную игру в поединке со вторым, согласно рейтингу, участником турнира – Дином Лиженем (Китай). По окончании партии китайский гроссмейстер, потерпевший на старте два поражения, признался, что не мог поверить своим глазам и утрачивал порой ясное представление о творящейся на доске фантасмогории, однако (добавим от себя!) делал при этом очень сильные ходы, которые принесли ему заслуженную победу. В результате Дину удалось уйти со столь непривычного ему чистого последнего места, а Фабиано заметно ухудшил свое турнирное положение.
Следующий, четвертый тур, несмотря на исключительное напряжение борьбы, выдался мирным, а еще день спустя в отрыв устремился Ян Непомнящий. По удивительному стечению обстоятельств Яну – в пятом и шестом турах – предстояло сыграть (причем оба раза белыми!) с двумя китайскими шахматистами. И Непомнящий, действуя во вроде бы не слишком свойственной ему чисто технической манере, смог одержать победу в обеих этих партиях! Можно, конечно, говорить о том, что и Ван и Дин могли защищаться, точнее, что они были совершенно не обязаны проигрывать, а в ключевые моменты (особенно это касается Ван Хяо) у них имелись возможности спастись. Однако главное впечатление от этих партий формирует та чарующая, истинно капабланковская вкрадчивость игры победителя, при которой совершенно незаметно для глаза внешне безопасная позиция соперника потихоньку ухудшается и наконец становится абсолютно безнадежной.
Нет, конечно, при всем своем внешнем сходстве эти партии заметно отличаются одна от другой. Так, в первой из них Непомнящему нужно было, предварительно зажав соперника на королевском фланге, осуществить неочевидную, а оттого особенно элегантную жертву пешки на противоположном краю доски, что поставило Ван Хяо в очень трудное, хотя и не безнадежное положение. Неудивительно, что найти после этого на 32-м ходу невероятный спасительный маневр китайский гроссмейстер так и не смог.
Весьма значительной оказалась и роль тактики в поединке лидера с Дином Лиженем. После не слишком амбициозно, но весьма коварно разыгранного дебюта Ян смог соблазнить грозного соперника миражом стремительной контратаки. Однако, как выяснилось в ходе начавшихся осложнений, это был именно мираж. А добившись значительного преимущества, Непомнящий безупречно довел его до победы.
После этих побед отрыв российского гроссмейстера от шедшего на чистом втором месте Вашье-Лаграва достиг целого очка. Было понятно, что даже ничья в стыковом поединке лидеров, который венчал сражения первого круга, превращала Непомнящего в без пяти минут победителя турнира. И дело тут не только в сухих цифрах, но и в качестве игры, которая в исполнении Яна выглядела куда ярче и убедительнее, чем у любого иного участника турнира. Было очевидно, что, как принято говорить, лидер находится в прекрасной спортивной форме. Однако очевидно было и то, что вторым по совокупности этих неформальных параметров является его соперник по партии седьмого тура. При этом французский гроссмейстер был невероятно мотивирован, а в предшествовавший поединку выходной день смог великолепно подготовиться к стыковой встрече. Кроме того, в пользу МВЛ (такова принятая в шахматах аббревиатура для сокращения длинного имени и фамилии француза) говорило и чисто мистическое обстоятельство. Ведь хорошо известно, что шахматист, включенный в турнир последним, очень часто выходит его победителем.
И действительно, МВЛ провел эту партию поистине вдохновенно. Особо впечатляли действия Вашье-Лаграва в дебюте. Однако Непомнящий защищался прекрасно и сохранял неплохие шансы в чуть худшей для себя позиции. Рискнем предположить, что не совсем удачным оказалось решение Яна запереть позицию на 18-м ходу. Так или иначе, но в конечном счете белым удалось безупречно провести концовку партии и одержать победу. В результате первое и второе места по итогам первого круга разделили Вашье-Лаграв и Непомнящий, на очко меньше имеют Ван Хяо, Александр Грищук (Россия), Фабиано Каруана (США) и Аниш Гири (Нидерланды).
Всем казалось, что эти результаты носят чисто символический промежуточный характер. Однако все сложилось иначе…
Источник: