Коронавирус стукнул по бюджетам регионов
Подавляющее большая часть русских регионов столкнулось с томными экономными последствиями коронакризиса. Их доходы в апреле и мае резко сократились, а расходы из-за мер борьбы с последствиями эпидемии выросли, из-за чего же 40% регионов столкнулись с необходимостью покрытия значимого экономного недостатка, докладывают ученые из Института Гайдара и Центра макроэкономического анализа и короткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Феноминальным образом регионы со слабенькой экономикой меньше пострадали, потому что федеральный Центр активнее накачивал их трансфертами. «Этот кризис – не про слабенькие регионы», – пояснили «НГ» специалисты. При всем этом они отмечают, что выделяемых Центром средств пока очевидно недостаточно, чтоб покрыть утраты регионов.
Подавляющее большая часть русских регионов столкнулось с томными экономными последствиями коронакризиса. В 80% наблюдается сокращение собственных доходов, 40% регионов столкнулись с необходимостью покрытия значимого экономного недостатка (на общую сумму 245 миллиардов руб.), при всем этом в наиблежайшие месяцы число дефицитных регионов и их суммарный недостаток продолжат расти, написали специалисты ЦМАКП в обзоре состояния бюджетов субъектов РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина), который они отметили как «1-ые итоги карантина».
В обзоре отмечается, что за апрель-май 2020 года из-за ограничений экономической активности, отсрочек и льгот по уплате налогов, сборов и арендных платежей, также резкого понижения нефтяных цен, очень ударившего по доходам регионов с высочайшей толикой нефтегазового сектора, собственные доходы регионов просели в среднем на 26,4% в настоящем выражении. При всем этом даже совокупные доходы их бюджетов сократились на 10,8% в настоящем выражении к аналогичному периоду 2019 года.
Суммарный недостаток(-) дефицитных субъектов РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) и суммарный профицит(+)
профицитных субъектов РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина). Примечание: май 2020 г. – оперативные данные на базе
подневной статистики (по состоянию на 03.06.2020 г.). Источник: ЦМАКП
Посильнее всех за два месяца карантина просели поступления по налогу на прибыль – на 33,7%, налоги на имущество за апрель-май свалились на 31,6% в настоящем выражении к апрелю-маю предшествующего года. В то же время меры поддержки бизнеса и населения привели к росту расходов регионов: из 1 трлн руб. прироста за 5 месяцев 700 миллиардов руб. пришлись на карантинные месяцы.
Что броско, пока главный недостаток сконцентрирован в бюджетах богатых регионов, которые могут для себя дозволить «роскошь» быть дефицитными. Но в наиблежайшие месяцы число дефицитных регионов и их суммарный недостаток продолжат расти, предупреждают в ЦМАКП.
За два карантинных месяца муниципальный долг субъектов вырос на 45 миллиардов руб. за счет вербования облигационных займов и экономных кредитов, но этот рост был слабо связан с текущими показателями недостатка: пока основное покрытие происходило за счет остатков на экономных счетах. В наиблежайшие месяцы в критериях скопления дисбалансов в региональных бюджетах можно ждать резвого наращивания муниципального долга субъектов, предупреждает ЦМАКП.
В отличие от резко просевших собственных доходов межбюджетные трансферты, зачисляемые в бюджеты субъектов РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина), напротив, выросли за апрель-май практически вдвое – на 301 миллиардов руб.
О мерах поддержки региональных бюджетов гласил в собственном телеобращении к россиянам 23 июня президент Владимир Путин. Он поручил правительству оказать доп финансовую помощь регионам, выделив еще 100 миллиардов руб. «плюсом» к тем 200 миллиардов, о которых объявлялось ранее.
Рост трансфертов региональным бюджетам был объявлен в рамках мер правительства и дозволил поддержать сбалансированность бюджетов субъектов, компенсировав около 2-ух третей выпадающих доходов за два карантинных месяца, отмечает ЦМАКП.
Как пояснили специалисты «НГ», трансфертная политика Минфина дозволила в этот кризис серьезно поддержать регионы со слабенькой экономикой. В июльском мониторинге экономической ситуации в Рф Института Гайдара отмечают, что по итогам первых 4 месяцев 2020 года темпы роста налоговых и неналоговых доходов низкообеспеченных субъектов оказались выше темпов роста групп наиболее обеспеченных субъектов. Это соединено с тем, что бюджеты регионов со слабенькой экономикой посильнее зависят от межбюджетных трансфертов, а они в мае выросли фактически в три раза по сопоставлению с маем 2019 года, что обеспечило их общий прирост по итогам 5 месяцев на 54,2%.
Доборная финансовая поддержка малообеспеченных регионов сказалась на темпах роста их долговой перегрузки, но не смогла этот рост приостановить, говорится в мониторинге, уровень муниципального долга, превосходящий 100% размера налоговых и неналоговых доходов региона, сохраняется у Мордовии (214,1%) и Хакасии (125,9%). Близко к данному уровню находятся Костромская (91,7%), Орловская (90,4%) области и Удмуртия (92,5%).
«При распределении средств и субсидий нужно сначала направлять средства субъектам, которые нуждаются в господдержке. 10 регионов мы таковых обусловили, и считаю, что у нас есть ресурсы, необходимо просто их сконцентрировать», – заявлял глава Минфина Антон Силуанов в прошедшем году.
«Сегодняшний кризис не про бедные регионы, слабообеспеченным трудности запираются трансфертами. Этот кризис сначала про обеспеченные и среднеобеспеченные регионы, которые очень пострадали от недобора доходов в связи с падением сбора налогов на прибыль, – произнесла «НГ» директор региональной программки Независящего института социальной политики Наталья Зубаревич. – Хотя размер трансфертов был увеличен в апреле на 36%, налоговые сборы сократились значительнее. Средств регионам необходимо больше, ведь лишь в апреле собственные доходы регионов свалились на 350 миллиардов руб., а это сокращение на 3%, если ассоциировать с консолидированным бюджетом регионов в 13 трлн руб. в 2019 году. И еще на 300 миллиардов они сократились в мае. Счетная палата и Высшая школа экономики предупреждали, что регионы могут утратить в этом году до 10% собственных доходов. Но они могут прибегнуть к займам, потому что долговая перегрузка у их относительно маленькая».
По словам Зубаревич, банкротства регионов не бывает. «У малообеспеченных регионов основная часть доходов – это трансферты, ранее Минфин воспрещал им брать кредиты, может быть, в этих критериях подход смягчится», – подразумевает эксперт.
«Мы пока не смотрим мощных конфигураций в трансфертной политике, – произнес «НГ» депутат Госдумы Миша Щапов. – Федерация только прирастила дотацию на сбалансированность, и быстрее всего это будет длиться и далее, но при всем этом необходимо осознавать, что обычная политика федерального Центра – недодавать. Выделяется меньше, чем реально нужно. Регионы доказывают одну сумму, а по факту могут получить только 50 либо 70% от требуемой. Регионы обязаны недостающее добирать за счет кредитов, и сейчас это приметно по резкому росту заимствований. На фоне в том числе и этого мы неизбежно увидим рост долговой перегрузки по итогам этого года».
По словам Щапова, падение доходов и рост долговой перегрузки задели фактически всех регионов – и мощных, и слабеньких. «Прогнозируемое падение доходов у почти всех субъектов уже на данный момент составляет 20–30%. «В особенности тяжело пришлось тем регионам, в каких большая толика малого и среднего бизнеса и не достаточно больших промышленных компаний. Мощный удар получили и местности, где развита добыча нефти. Стоимость на нефть до сего времени находится на весьма низких уровнях – как следствие, в таковых регионах резко сократились поступления на прибыль».
Источник: