Лукашенко будет биться за свою Конституцию
Виктор Бабарико дает возвратиться к основному закону 1994 года. Фото Reuters
Президент Белоруссии Александр Лукашенко включился в дискуссию по поводу конфигураций в Главный закон со своим основным политическим оппонентом Виктором Бабарико, который находится в СИЗО КГБ (Комитет государственной безопасности CCCP — центральный союзно-республиканский орган государственного управления Союза Советских Социалистических Республик в сфере обеспечения государственной безопасности, действовавший с 1954 по 1991 год). Работающий президент утверждает, что возврат к Конституции 1994 года – это шаг вспять, и заявляет, что готовит собственный вариант этого документа. Специалисты не исключают, что он задумался над транзитом власти.
«Конституция – Главный закон. Мы ее создадим за два года. Несколько вариантов мне уже предложено – они не годятся», – заявил Александр Лукашенко в конце прошлой недельки в процессе поездки в Солигорск. Из его слов следовало, что предлагаемые конфигурации недостаточно конструктивные, в то время как он желал бы «наиболее решительных».
«До принятия Конституции мы совершенно много создадим в плане передачи возможностей вниз – до председателей райисполкомов, губернатора», – обозначил он направление будущих конфигураций.
Напомним, что дискуссии о изменении Основного закона начались в Белоруссии еще в 2018 году. В марте 2019-го во время пресс-конференции Александр Лукашенко заявил, что они могут коснуться перераспределения возможностей меж ветвями власти, и не исключил перехода к голосованию по партийным перечням на парламентских выборах. Спустя некое время в пресс-службе уточнили, что быть может усилена роль исполнительной власти, но выяснить наиболее тщательно, что все-таки готовит власть и с какой целью, общественности так и не удалось. То и дело появлялись сообщения, что судьи Конституционного суда что-то готовят и что-то дают, но президенту пока ничего не нравится.
Специалисты строили различные догадки о будущих конфигурациях. К примеру, не исключалось, что на фоне возобновления диалога с Западом быть может отменена в конце концов смертная казнь. Это было главным камнем преткновения в тот период. Очередной мотив, на который направляли внимание аналитики, – беспокойство о путях транзита власти 65-летнего бессменного президента Белоруссии. Они исходили из выражений Лукашенко о том, что он не желал бы последующему президенту таковой тяжеленной судьбы, как у него, и столько много возможностей. Также специалисты не исключали, что Александр Лукашенко захотит предугадать себе в законодательстве некоторое положение, аналогичное елбасы (фаворит цивилизации) в Казахстане.
Команда находящегося в СИЗО КГБ (Комитет государственной безопасности CCCP — центральный союзно-республиканский орган государственного управления Союза Советских Социалистических Республик в сфере обеспечения государственной безопасности, действовавший с 1954 по 1991 год) Виктора Бабарико обнародовала видеозапись, сделанную заблаговременно, в какой он дает провести референдум по вопросцу возврата к Конституции 1994 года, которую работающий президент равномерно изменил под себя.
В которой-то мере Главный закон эталона 1994 года отвечает на те запросы, которые формулировал и Лукашенко, так как верно разграничивал возможности меж 3-мя ветвями власти и их баланс. Но основное, чем хороша та Конституция, – ограничение количества президентских сроков – максимум два раза.
Белорусы, которые сейчас озабочены тем, как избавиться от власти Лукашенко, с готовностью затеяли обсуждения. Согласно действующему законодательству, для того чтоб инициировать референдум, поначалу нужно зарегистрировать группу из 100 людей, пропорционально представляющих интересы всех регионов страны. Потом они должны собрать 450 тыс. подписей, по 30 тыс. которых должны приходиться на каждую из областей и город Минск. По крайним данным из штаба Бабарико, в деятельную группу уже записались 12 тыс. человек. Это даже больше, чем было в деятельной группе самого Бабарико, собиравшей подписи в его поддержку (8,5 тыс.).
Столкнувшись с таковой поддержкой идеи конкурента, Александр Лукашенко обязан был продолжить дискуссию. Возвращение к Конституции эталона 1994 года – это «движение вспять», заявил он в пятницу 26 июня в Солигорске, встречаясь с трудовым коллективом компании «Белкалий-Мигао». При всем этом он почему-либо связал Конституцию с томным экономическим положением 90-х годов. «Я не желаю возврата к сиим временам, не желаю, чтоб вы туда ворачивались, вроде бы здесь некие «другие» ни давали… Может, кому-то охото возвратить – пусть возвратят, лишь не нужно гласить о реформе и движении вперед, если мы люд ведем вспять», – произнес он.
«Понятно, что это ответ на инициативу основного политического противника Виктора Бабарико, – пишет политический обозреватель Александр Класковский. – Дискуссиями же о необходимости обновить Конституцию Лукашенко старается сделать воспоминание, что он не совершенно уж законсервировался и сам задумывается о переменах. Хотя быстрее задумывается о том, как накрепко обеспечить транзит власти».
Бабарико своим проектом желает обеспечить мобилизацию актива, остаться игроком на политическом поле, даже если не будет зарегистрирован кандидатом в президенты, считает эксперт. При всем этом он не колеблется, что сторонникам Бабарико по силам собрать необходимое количество подписей, но это совсем не значит, что ЦИК зарегистрирует эту инициативу. «Лукашенко исповедует теорию, гласящую, что в стране должен быть лишь один политик. Потому у Бабарико будут поочередно выбивать почву из-под ног», – предсказывает Класковский. Он убежден, что сторонникам Бабарико «придется помозговать над иными ходами в данной для нас партии», хоть это и сложная задачка. «Какая здесь партия, когда просто лупят доской по голове», – резюмирует обозреватель.
Минск
Источник: