Лукашенко обещает поделиться возможностями
Протесты в Белоруссии могут стать наиболее конструктивными. Фото с веб-сайта www.tut.by
Александр Лукашенко заявил, что готов поделиться возможностями и предложил протестной части общества начать обсуждение поправок к Конституции. Несколько покладистых политзаключенных вышли на свободу и тоже призвали к диалогу с властью. Но к компромиссам не готов даже некогда обычный электорат президента – пожилые люди.
«В крайнее время много молвят о перераспределении возможностей… в главном это верно: правительство и остальные органы власти нужно догружать, снимать с президента нехарактерные вопросцы, – заявил Лукашенко 12 октября на совещании о развитии налоговой системы. – Предлагается 71 полномочие перенести от президента на все уровни власти».
Тема перераспределения возможностей является частью кампании по внесению поправок к Конституции, которую пробует вести удерживающий власть Лукашенко. Как писала «НГ» (см. номер от 08.10.20), парламент интенсивно собирает предложения людей на этот счет. Лукашенко распорядился начать подготовку к проведению Всебелорусского народного собрания, посвященного вопросцу конституционных поправок.
По воззрению профессионалов, его задачка на этом шаге – имитировать диалог с обществом и перевести внимание на Конституцию. «Власти делают жесты, смысл которых заключается в том, чтоб отдать сигнал о готовности к диалогу – сигнал Западу, сигнал Рф, ну и отчасти белорусскому обществу, но настоящего диалога власти производить не собираются», – заявил «НГ» политолог Валерий Карбалевич. Ссылаясь на источники в госорганах, некие СМИ написали, что происходит это под твердым давлением Москвы, которая просит прекращения акций и перехода к диалогу. Что касается Всебелорусского народного собрания, то такового органа нет в законодательстве. Самый близкий его аналог – съезд КПСС. В русских традициях «делегаты» назначаются из числа приклнных людей с заблаговременно заготовленными речами.
Основная неувязка на пути имитации диалога – протестующая улица. «Фавориты улицы» в кутузке либо за рубежом, а протесты ширятся. Сначала октября в их возникла новенькая движущая сила – пожилые люди. Впервой «Марш пожилых людей» прошел лишь в Минске. На него вышло несколько 10-ов человек и растерявшиеся силовики их даже не трогали. 2-ой марш, 12 октября, собрал несколько тыщ, подобные акции прошли в остальных городках.
Сбить уличный протест и придать дискуссии Конституции вид общенационального диалога власть пробует через находящихся в кутузке фаворитов. Напомним, что в субботу Лукашенко впечатлил общественность тем, что отправился для налаживания диалога в СИЗО КГБ, где повстречался с 12 политзаключенными. А в воскресенье вечерком двое из тех, с кем он встречался, оказались на свободе. Им изменили меру пресечения на домашний арест. Ранее уже интенсивно сотрудничавший со следствием Юрий Воскресенский в эфире местного госканала заявил, что встреча с президентом была продуктивной и ему доверено приступить к подготовке других предложений по изменению Конституции, также приготовить предложения по поводу освобождения лиц, которые «оказались не так общественно небезопасны для страны, как чудилось на первом шаге». Вторым освобожденным стал директор ИТ-компании PandaDoc Дмитрий Рабцевич. «Диалог, по моему воззрению, состоялся. Точки соприкосновения есть», – поведал он в эфире госканала.
Местные специалисты считают, что встреча Лукашенко с политзаключенными не воздействует на поведение улицы. Люди, с которыми он встречался, не имеют к протестам дела. Что касается освобожденных, то Рабцевич там совершенно человек случайный, а Воскресенский только собирал подписи в поддержку Бабарико.
«Аналитики Лукашенко не сообразили, что на улицы выходит люд, который стал главным игроком в политике, и приостановить манифестации может лишь он сам, при условии что Лукашенко уходит, а в стране проводятся новейшие выборы», – считает правозащитник Олег Волчек.
Не исключено, что Белоруссию ожидает радикализация протеста. В пн в МВД заявили о готовности использовать боевое орудие, так как «протесты, сместившиеся в большей степени в Минск, стали организованными и очень конструктивными». Специалисты считают, что к радикализации протестующих толкают сами власти. Ко времени подписания номера в печать против демонстрантов в Минске стали использовать слезоточивый газ, слышны были выстрелы.
Минск
Источник: