Лукашенко продолжил диалог с оппозицией с помощью дубинок
Обитатели Минска с августа часто выходят на массовые акции протеста. Фото Reuters
Александр Лукашенко хочет хоть какой ценой приостановить протесты в Белоруссии либо хотя бы создать их наименее видными для наружного мира. Продемонстрировав в субботу слабость и готовность к диалогу, в воскресенье он «отыгрался» на собственных оппонентах. В Минске опять твердые задержания, избиения людей на улицах, взрывы гранат, выстрелы и водометы.
В воскресенье 11 октября по всей Белоруссии опять прошли акции протеста. В Минске протестующим в первый раз не дали собраться в одну колонну – людей разгоняли, избивая дубинками, забрасывая светошумовыми гранатами, поливая из водометов. Оценить количество протестующих, которые вышли на улицы, в таковой ситуации достаточно трудно. По городку в различных направлениях двигалось не наименее 3-х огромных колонн, в каждой из которых насчитывалось по несколько 10-ов тыщ человек. Наблюдатели не исключают, что их полное количество могло составить 100 тыс. человек.
Первыми под удар силовиков попали журналисты – задерживали всех. К концу денька были известны фамилии наиболее 30 задержанных журналистов и фотокорреспондентов. В числе их фотограф муниципального информационного агентства Белта, русских ТАСС и «Спутника», практически всех белорусских негосударственных медиа.
Как отмечают наблюдатели, силовики в минувшее воскресенье вели себя так, как в 1-ые деньки протеста, – в режиме «зачистки», что смотрится в особенности удивительно опосля субботней пробы Александра Лукашенко пойти на диалог с протестующими. Как говорилось, 10 октября Александр Лукашенко сделал нежданный поступок – отправился в СИЗО КГБ и там наиболее 4 часов общался с 12 заключенными, которые имеют статус политических.
Посреди участников встречи, которую проявили в эфире местных госканалов, экс-глава «Белгазпромбанка» Виктор Бабарико, который находится в заключении уже практически четыре месяца, его бывшие заместители Сергей Добролет, Кирилл Бадей, отпрыск Эдуард, юристы, защищавшие Бабарико и его соратников, – Максим Символ, Илья Салей, бизнесмены – сторонники Бабарико – Юрий Воскресенский, Александр Василевич, директор компании PandaDoc Дмитрий Рабцевич, политтехнолог, уроженец Гомеля, гражданин США Виталий Шкляров и юрист-медиатор, член Координационного совета (орган, сделанный протестующими для переговоров) Лилия Власова. За столом был очередной участник, но его лицо никогда не проявили. Местные наблюдатели не исключают, что это мог быть Сергей Тихановский – супруг главной соперницы Лукашенко Светланы Тихановской, которая пошла в политику заместо арестованного супруга.
Содержание беседы общественности непонятно. Согласно инфы пресс-службы Лукашенко, его целью было «услышать мировоззрение всех». Telegram-канал пресс-службы Лукашенко сказал, что все участники беседы решили бросить содержание разговора в тайне. В эфир вышла только одна не весьма понятная цитата Лукашенко. Из нее можно прийти к выводу, что происходящее в СИЗО Лукашенко именует диалогом («Страна живет под девизом «даешь диалог»), что ему бы хотелось прекращения протестов («Конституцию на улице не напишешь») и что у него есть какие-то аргументы и предложения в пользу диалога с его ролью («Пробую уверить не только лишь ваших приверженцев, да и все общество в том, что на делему необходимо глядеть обширнее»). Можно представить, что под неувязкой Лукашенко осознает требование «перемен» и проведение конституционной реформы. Голосов политзаключенных в эфире слышно не было.
Специалисты и местные наблюдатели были единодушны в том, что визит Лукашенко в СИЗО – это его согласие на диалог. Но принято такое решение под воздействием событий. «Вождь, привыкший козырять собственной несгибаемостью… оказался в очень отчаянной ситуации, – пишет по этому поводу в собственном Telegram-канале политический обозреватель Александр Класковский. – Что бы ни желал Лукашенко показать сиим походом в СИЗО – до этого всего показал, что как никогда слаб».
Александр Класковский именует несколько вероятных обстоятельств такового нетипичного для Лукашенко поведения: непрекращающиеся протесты, твердая позиция Запада и непризнание легитимности того, кто именовал себя президентом на потаенной инаугурации, плачевные экономические перспективы и, в конце концов, давление Москвы. «Кремль хоть и подставил плечо в критичный момент опосля выборов, но, преследуя собственный энтузиазм, тоже начинает поджимать союзника, оказавшегося в как никогда уязвимой позиции», – считает эксперт.
В то же время аналитики убеждены, что ни на какой настоящий диалог Лукашенко не способен, и свидетельство этому – «круглый стол» с заключенными. «Быстрее всего он попробует реализовать и Западу, и Кремлю чисто имитационные жесты типа этого визита в «американку». Вот видите, процесс начал двигаться, диалог начат. На наиболее позднем шаге может начаться обычный для Минска торг политзаключенными: мы вот этих и этих выпускаем, а вы снимаете санкции, опять начинаете давать деньги и прочее», – подразумевал Александр Класковский.
Не веровать Лукашенко призвали и фавориты белорусских протестов. «Если он желал показать готовность к диалогу, то должен высвободить политзаключенных немедля. Диалог в тюремной камере не ведется», – заявила Светлана Тихановская.
«Я думаю, что связь меж нынешней беспощадностью и вчерашним посещением СИЗО КГБ есть, – заявил «НГ» в воскресенье политолог Валерий Карбалевич. – Сам факт, что Лукашенко вступил в диалог с представителями обратной стороны, сделал воспоминание его беспомощности, поражения, и сейчас он был должен показать сторонникам свою силу и тем восполнить воспоминание собственной беспомощности, воспоминание того, что он сдался и готов идти на переговоры. Во-1-х, смотреться слабеньким – это противоречит его своим представлениям о силе политика, во-2-х, это может отдать плохой символ».
Эксперт также не исключает, что Александр Лукашенко мог рассчитывать, что его визит в СИЗО КГБ сам по для себя собьет протест, что люди поверят в начало диалога и не выйдут на улицы. Этого не вышло – в воскресенье люди снова вышли на улицу. В итоге стычек с правоохранителями задержано около 200 человек.
Минск
Источник: