«МиГ» приступил к созданию новейшего высокоскоростного высотного истребителя
Преемник МиГ-31 сумеет работать и против воздушных, и галлактических целей. Фото с веб-сайта www.mil.ru
Высочайшая кинетика перехватчиков марки «МиГ» дозволяет кроме основного предназначения – ликвидирования неприятельских бомбардировщиков и остальных средств воздушного нападения – применять их в качестве платформы для воздушного пуска гиперзвуковых ударных ракет (к примеру, «Кинжал»), также противоспутниковых (типа ASAТ, «Контакт» и др.). Речь о серийных МиГ-31Б/БМ, опытнейших МиГ-31М и самолете последующего поколения МиГ-41, о начале разработке которого было объявлено на прошлой недельке.
МиГ-41 вышел на шаг ОКР
От фронтовых истребителей, таковых как МиГ-29/35, они различаются конструкцией, заместо обычного «крылатого сплава» – дюраля – использующей наиболее термостойкие, способные совладать с завышенным аэродинамическим нагревом. Так, к примеру, планер МиГ-31 наполовину изготовлен из стали и на 16% – титана. Благодаря этому самолет способен разгоняться до значимых скоростей: ограничение для МиГ-31 составляет 2,83 Маха (краткосрочно самолет может выйти на три) против 2–2,5 у алюминиевых. А многообещающий МиГ-41 будет способен развивать скорость в 4–4,3 раза выше звуковой. Для заслуги таковых значений нужна принципно новенькая силовая установка, а планер самолета должен быть изготовлен из еще наиболее теплостойких материалов, чем его предшественник. Разумеется, МиГ-41 станет не глубочайшей модернизацией предшественника, а полностью новеньким самолетом с наиболее высочайшими высотно-скоростными чертами.
В первый раз о разработке МиГ-41 сделалось понятно 5 годов назад от Сергея Короткова, в то время занимавшего должность генерального директора – генерального конструктора РСК «МиГ». Сейчас он служит генеральным конструктором – вице-президентом по инновациям Объединенной авиастроительной компании (ОАК), которая не так давно перебежала под управление госкорпорации «Ростех».
Потом данной темы в разговоре с журналистами пару раз касался последующий глава МиГа – Илья Тарасенко. В интервью Russia Today на Международном военно-техническом форуме «АРМИЯ-2017» он, а именно, именовал вышеприведенные мотивированные характеристики скорости. Общаясь с представителями прессы, Тарасенко доказал необходимость разработки перехватчика последующего поколения: «Мы убеждены в том, что таковой самолет нужен нашей стране. Это последующий, весьма большенный шаг на пути укрепления обороноспособности страны, защиты рубежей нашей Родины. И речь тут идет не только лишь о Арктике и Востоке, как это принято считать. Мы работаем над всеохватывающей системой глобальной обороны рубежей Рф. Рассчитываем, что ПАК ДП поменяет МиГ-31, когда его ресурс подойдет к собственному логическому окончанию. Многообещающий самолет будет использовать новейшие виды авиационных средств поражения, он будет сотворен с применением новейших технологий малозаметности, сумеет перевозить нужное количество вооружений, будет действовать на весьма большенном радиусе перехвата».
Словом, перед конструкторами инженерного центра РСК «МиГ» стоит сложная задачка, решение которой востребует огромных умственных усилий и вещественных издержек. Может быть, превосходящих начальные ожидания. О этом можно судить по сообщению РИА Анонсы от 25 января с.г. со ссылкой на источник в «Ростехе»: «Проект многообещающего авиационного комплекса далекого перехвата под условным обозначением «МиГ-41» находится на стадии опытно-конструкторских работ». За прошедшие 5 лет тема прошла путь от научных изысканий и формирования концепции до ОКР, тогда как сначало предполагалось преодолеть его за два-три года.
По стопам МиГ-31
МиГ-31 – 1-ый российский истребитель 4-ого поколения выпускался в Нижнем Новгороде. Самолет сделал 1-ый полет в 1975 году, поступил на вооружение в 1981-м. Разведывательный вариант созодать не стали, сосредоточив усилия на перехвате воздушных целей – стратегических бомбардировщиков и крылатых ракет противника, парящих как на большенный высоте, так и у самой земли.
Для приверженцев воздушно-космических систем наиболее необходимыми были способности самолета как носителя. Для новейшего самолета разработали двухконтурные движки Д-30Ф6 со существенно наилучшими показателями тяги и расхода горючего. Наибольшая скорость сохранилась порядка 3000 км/ч (определялась конструкционными материалами), но большая тяга дозволила прирастить предельный взлетный вес с 41 до 47, у отдельных вариантов – до 50 т. Словом, кинетические способности самолета как платформы воздушного пуска несколько возросли.
Серийный перехватчик отдал базу для разработки МиГ-31Д с центральным выдвижным пилоном для крупногабаритной противоспутниковой ракеты разработки конструкторского бюро «Вымпел». Тема была засекречена, потому инфы по ней не много. Что все-таки касается главных принципов, быстрее всего она не много различалась от южноамериканского аналога, в качестве частей которого использовались доработанный истребитель F-15A и двухступенчатая противоспутниковая ракета ASAT Missile.
Для наилучшей боковой стойкости в полете с таковой полезной перегрузкой законцовки крыльев МиГ-31Д были выполнены в виде «ластов» (по типу подобных на опытнейших макетах МиГ-25). К проведению летных тестов завлекли несколько опытнейших самолетов, включая таковые с бортовыми номерами 071 и 072. Они делали полеты в конце 1980-х – начале 1990-х как с русских, так и с казахстанских аэродромов. В рамках переговорного процесса меж Россией и США стороны условились свернуть некие программки «звездных войн». Потому МиГ-31Д, равно как и его южноамериканский аналог F-15A-ASAТ, на вооружение не поступил.
Малыши конверсии
Перестройка и гласность привели к системному кризису в авиапроме, побуждая оборонные компании вести конверсионные программки и поиск клиентов за рубежом. На интернациональных выставках экспонировались разные масштабные модели воздушно-космической системы, в каких МиГ-31 выступал в качестве платформы воздушного пуска.
Аэрокосмический салон в Сингапуре 2006 года запомнился показом схожей системы муниципальными структурами Республики Казахстан. Эта страна – единственный оператор МиГ-31 за пределами Рф. Добавочно к самолетам, доставшимся при распаде СССР, в новеньком веке им были приобретены еще несколько машин, в итоге что общая численность парка превысила 30 единиц.
Более увлекательным элементом казахской системы была ракета-носитель «Ишим». Наружные очертания и массово-габаритные характеристики наводили на идея, что она представляет собой конверсионный вариант противоспутниковой ракеты «Контакт». Согласно описанию системы, в качестве самолета-носителя выступал доработанный истребитель МиГ-31 с индексом «И». Обеспечивался вывод маленьких галлактических аппаратов массой 120–160 кг на орбиту высотой 300–600 км.
Близкие по чертам воздушно-космические комплексы представлял на выставках и РСК «МиГ». Он предлагал возможным забугорным партнерам соединить усилия в деле сотворения коммерческой системы для вывода на орбиту сверхлегких спутников. В качестве вклада в совместную работу компания предлагала имевшиеся в распоряжении ее летной службы бывалые макеты МиГ-31.
Согласно цифрам маркетингового буклета, всераспространенного РСК «МиГ» на авиасалоне в Берлине, одна из схожих систем была рассчитана на вывод спутника весом 50 кг на радиальную полярную орбиту высотой 700–1000 км. При удвоении массы мотивированной перегрузки высота орбиты миниатюризируется до 200 км. В случае вывода спутника массой 100 кг на экваториальную орбиту высота ее составит 700–1000 км.
Судя по схематичным рисункам, экипаж самолета делает взлет с набором высоты 16–17 км и следующим разгоном в горизонтальном полете до скорости 750 м/с (M=2,54). Потом летчики делают маневр «горка» так, чтоб отсоединение ракеты-носителя вышло, когда наклон линии движения составляет 20–30 градусов к горизонту. При всем этом настоящая скорость падает до 630–650 м/с (М=2,13–2,2).
Посреди обилия вероятных практических применений воздушно-космической системы выделялся вариант с мотивированной перегрузкой в виде многоразового возвращаемого аппарата с интригующим заглавием «Аэрокосмическое ралли», которое расчудесным образом сокращали до аббревиатуры АРС. МиГ-31 поднимался на высоту 20 км и набирал скорость 2500 км/ч (694 м/с, М=2,35). Отстрел ракетоплана летчики делали в процессе выполнения маневра «горка». Шестиметровый галлактический аппарат мог брать в полет полезную нагрузку до 350 кг.
Расчетный вес АРС составлял 1,7 т, поперечник корпуса – 1 м. Заместо АРС могла употребляться разовая ракета-носитель «Микрон» длиной 7,25 м и весом 7 т.
Воздушный «Кинжал»
Конверсионные авиационно-космические системы не состоялись, но проработки, изготовленные в рамках соответственных исследовательских работ, оказались нужными, когда высшее политическое управление Рф вновь озаботилось укреплением обороноспособности страны.
Что касается МиГ-31, то сейчас он на мировом рынке коммерческих услуг наиболее не предлагается. Из 500 самолетов, собранных в Нижнем Новгороде по 1994 год, в строю сохраняется половина. Сейчас МиГ-31 – единственный тип самолета разработки прославленного конструкторского бюро, сохранившийся в строевых полках ВКС Рф.
Ранее выпущенные экземпляры поддерживаются в исправном состоянии и проходят глубокую модернизацию в вариант «БМ» – многоцелевой самолет, способный наносить высокоточные удары по наземным целям с применением управляемых средств поражения. Приведение строевых машин к уровню МиГ-31БМ началось в 2008 году. Говорилось о договорах на модернизацию 114 самолетов. Ведутся работы по продлению ресурса МиГ-31БМ на несколько тыщ летных часов, что дозволит перехватчикам оставаться в строю еще около 10 лет. По словам главы ОАК Юрия Слюсаря, весь парк МиГ-31 модернизируют к 2023 году.
Кроме основного варианта «БМ» маленькая часть самолетов прошла доработку в вариант «К». В ней отыскали применение отдельные моменты, обмысленные в процессе галлактических и конверсионных проектов, а именно – локальное укрепление фюзеляжа для размещения под ним массивного центрального узла подвески (у серийных перехватчиков его нет).
МиГ-31К представляет носитель гиперзвуковых противокорабельных ракет комплекса «Кинжал». Тут самолет выступает в качестве некоторой «первой ступени», разгоняющей ракету до высочайшей скорости перед запуском. Таковым образом, удается повысить дальность, на которой может быть поражение цели. Высочайшие высотно-скоростные свойства, также способность МиГ-31 опосля некой переделки нести мощный, крупногабаритный снаряд под фюзеляжем, стали определяющим при выбирании самолета-носителя в составе вышеупомянутого ударного комплекса.
Расширение функционала МиГ-31 при модернизации – мера принужденная. Содержать узкоспециализированные самолеты тактического предназначения становится экономически нерентабельно. Все современные истребители – многоцелевые, способные биться как с воздушными, так и наземными и морскими целями.
Возникновение варианта «К» разъясняется желанием управления Рф побыстрее сформировать авиационную группировку, способную отлично противостоять опасности с морского направления. Она исходит от авианосных соединений США и их ближайших союзников по блоку НАТО. Также Стране восходящего солнца, военно-морские силы которой пополняются все наиболее продвинутыми моделями так именуемых авианесущих эсминцев, способными стать носителями самолетов семейства F-35 в модификации с укороченным взлетом и высадкой.
Что все-таки касается задачки ликвидирования целей в мироздании, то МиГ-31 полностью может отыскать применение и на этом поприще. Правда, дело тут не в самолете как носителе, а в противоспутниковой ракете. Ее создание – самая непростая задачка. Согласно источникам в «Ростехе» и ОАК, МиГ-41 будет владеть наиболее высочайшими летными данными, а означает, представляет неплохую платформу воздушного пуска для авиационно-космических комплексов грядущего.
Источник: