Моня Одессит
Фото из архива автора
Пусть время проходит, пусть годы летят,
Друзей боевых не забудет солдат.
В первый месяц обороны Одессы композитор Модест Табачников создал песню, нужную как воздух. Ее он написал вместе с поэтом Яковом Зискиндом – другом еще по совместной работе на одесской киностудии, где Табачников заведовал музыкальной частью. Песню назвали очень просто: «Я на фронт ухожу добровольцем». Композитор и сам в первые дни войны ушёл на фронт добровольцем. Песню напечатали в газете «Чорноморська Комуна» 9 июня 1941 года. Проникновенные строки «Мне, товарищи, хочется жить, и творить, / И работать под солнцем. / Чтоб свободно дышать и любить, / Я на фронт ухожу добровольцем» — в те дни были понятны каждому.
Композитор был направлен в действующую армию, где в октябре 1941 года попал в станицу Каменскую Ростовской области, в штаб политуправления Южного фронта и редакцию газеты
«Во славу Родины». Здесь были написаны одни из лучших песен Табачникова – «Давай, закурим» (стихи И. Френкеля) и «Одессит Мишка» (стихи В. Дыховичного).
Майор Илья Френкель служил в редакции фронтовой газеты “Во славу Родины”, а 28-летний майор Модест Табачников, руководил музыкальным ансамблем песни и пляски 2-й гвардейской армии. На репетиции концерта для руководства штаба Южного фронта ответственный за литературно-постановочную часть Френкель предложил своё стихотворение и спросил, возможно ли положить его на музыку. «У меня всегда в запасе было несколько мелодий, и я ответил, что уже есть несколько написанных музыкальных миниатюр, и что можно попробовать соединить со стихами одну из них. Проиграв на аккордеоне несколько со- чиненных мелодий, нашел вариант, в котором музыка легко соединилась с текстом. При этом попросил поэта непременно упомянуть родную Одессу. Так появилась строчка: “Снова нас Одесса встретит как хозяев, / Звезды Черноморья будут нам сиять… ” А на следующий день родилась одна из самых популярных фронтовых песен», — вспоминал композитор, рассказывая про «Давай, закурим». Впервые эту песню исполнили в новогоднюю ночь с 31 декабря 1941 года на 1 января 1942-го.
Фото из архива автора
А стихотворение «Одессит Мишка» сначала появилось в журнале. Его автор Владимир Абрамович Дыховичный в 41-м оказался среди моряков на Северном флоте, где писал и исполнял стихи и прозу, входя в различные фронтовые бригады.
«Стихи мне попали, – рассказывал Табачников, – совершенно случайно. Кто-то из корреспондентов дал почитать свежий номер журнала, и в нем я увидел строки: “Ты одессит, Мишка, а это значит…”, а мелодия уже была написана, и появилась песня, сразу ставшая популярной на Южном фронте. Она была о том, что Одесса снова станет нашей и в нее войдет “усталый
батальон…” – это в 41-м году, в 42-м и даже в 43-м году трудно было даже представить… а песня заставляла поверить и сражаться за победу, за Родину.»
Эти две песни отца стали быстро набирать популярность не только на Южном фронте, а также во всех сражающихся частях. Их пели на передовой и в тылу.
В трудном для нашей армии 1942 году после отступления Советских войск под Харьковом и сдачи Ростова, Южный фронт подвергся расформированию. Сохранился документ, где на бланке Главного политуправления Красной армии приказано работнику ПУ фронта интенданту 2-го ранга, композитору Табачникову направится в резерв командования. И вскоре по предложению писателя Владимира Полякова, уже в июне, Модест получил новое назначение – в «Веселый десант», бродячий фронтовой театр. Он начал сочинять музыку для спектаклей «Веселого десанта». Коллектив этого фронтового театра состоял сначала всего из девяти актеров.
Фото из архива автора
Деятельное участие в его организации приняли журналисты фронтовой газеты «Во славу Родины». Отец стал концертмейстером и заведующим музыкальной частью «Веселого десанта». Он написал песни, которые тут же подхватывались, передавались на слух и быстро распространялись по стране. Это новые «Песня о Москве», «Песня о Севастополе», «Казачья Кириченковская», «Песня о разведчике Балиеве», «Я верю, я жду, я тоскую» и другие. Пока это было возможно, на машине-полуторке, которая имелась в распоряжении «Веселого десанта», возили пианино, и Табачников сам аккомпанировал артистам. Когда в одной из очередных переправ с громоздким инструментом пришлось расстаться, отец вооружился гитарой и трофейным аккордеоном. Позднее музыкальная часть была усилена профессиональным баянистом и двумя бойцами, игравшими на балалайках и гитарах.
Эмблемой театра сделали раскрытые парашюты, которые «приземлялись» в самых разных местах: сегодня – у кавалеристов, завтра – у летчиков или в госпиталях. Театр завоевал популярность, бойц на передовой с восторгом встречали концерты с пародиями, песенками, анекдотами и смешными лекциями.
Фото из архива автора
Модест написал в своих воспоминаниях: «Я еще много дорог прошел с армией и много увидел, многое запомнил. Но одним из ярких воспоминаний у меня о тех военных днях остался наш маленький театрик “Веселый десант”, созданный молодыми московскими артистами, ленинградским писателем и композитором одесситом».
Интересно сложилась дальнейшая судьба самых удачных и любимых песен Табачникова. 21 февраля 1943 года песня «Давай закурим!» впервые прозвучала в исполнени Клавдии Шульженко в её театрализованной программе «Города-герои» на сцене московского Театра сатиры, и в вскоре она стала всенародно любимой.
А «Ты, Одессит Мишка» исполнил Леонид Утёсов в ноябре 1942 года в киноальманахе «Концерт фронту» к 25 летию Великой Октябрьской Революции. (Режиссёр М.Слуцкий, сценарный план А.Каплера). Леонид Утёсов был среди самых известных артистов страны. Его исполнение Мишки в образе матроса Лени в финале концерта стало «ударным номером». Успех превзошёл все ожидания, хотя нужно отметить, что в титрах не указывались авторы произведений. А через полгода, в 1943 году джаз-оркестр, под управлением Л.Утёсова выпустил пластинку «Одессит Мишка», где на этикетке значилось: музыка — М. Воловац.
Фото из архива автора
Таким образом, в то время когда отец находился в действующей армии, оркестровку и аранжировку его песни для джаз-оркестра сделал дирижёр Михаил Воловац, работавший с Утесовым, фактически присвоив себе авторство песни. Вскоре после того, как тираж грампластинки появился, Воловац покинул оркестр, получив в 1943 году место дирижёра в театре Музыкальной комедии, где он дальше и работал. Сейчас в интернете можно встретить два варианта авторства музыки «Мишки», чаще указывают Табачникова, но иногда и Воловаца. На самом деле в “Музыкальной энциклопедии” том 6, ( “Советская энциклопедия”, 1982 год), стоит фамилия отца. Авторское право Табачникова подтверждено и в ВААП/РАО и в Первом Муз. Издательстве. Современные исполнители А.Скляр, Хор Турецкого и другие придерживаются Закона по охране авторских прав, указывают Табачникова.
Михаил Воловац был, безусловно, талантливым дирижером и джазовым аранжировщиком, но создание мелодии – заслуга композитора, и авторство Табачникова в случае с «Одесситом Мишкой» неоднократно подтверждалось музыковедами. Память о создании этой песни особенно дорога нашей семье. «Мишка» — произведение об обороне Одессы, в которой ни Воловац, ни Утесов не принимали участия, а отец там сражался, пройдя весь путь отступления 1941-1942 годов.
Хочу процитировать запись конферансье, режиссёра и администратора театра «Веселый десант» Л. Гарфельда «Из фронтового дневника»: «21 сен.1942 года. К морякам-пехотинцам. Забираемся в горное ущелье. Дороги нет. Село Большое Псеушхо. Матросы держат оборону в горах. Прикрывают с севера Сухуми и Сочи… Это они, эти моряки, последними уходили из Севастополя. Табачников поёт своего «Одессита Мишку». Повально плачут.»
В той же книге «Подвиг актера», ВТО, М.,1970 г., В. Поляков пишет об отце: «Этот рыжий Моня, беззаветно влюблённый в свою родную Одессу, за которую мы сражались на Южном фронте, человек огромнейшей смелости и большого таланта, создал с нашими поэтами немало песен…. «Одессит Мишка», «Давай закурим», «Песня о Севастополе», «Ястребки», «Дон мой, Кубань ты моя»…. Он сам замечательно исполнял свои песни, восполняя отсутствие вокальных данных глубиной чувств, волнением, вкладывая в исполнение своё трепетное сердце, всю свою душу.»
Справедливость в уточнении авторства была восстановлена только спустя годы. Когда после войны велась борьба с «безродными космополитами» Лёдик просил Модика не привлекать к истории излишнего шума. Утёсов с Табачниковым написали письмо об авторстве лишь в семидесятых годах в тогдашний ВААП.
Дружба отца с Утесовым была тёплой и настоящей. Дома в кабинете висели фотографии друзей, среди которых почетное место занимал Леонид Осипович. Можно прочитать посвящение: «Моему Модику от его Лёдика». Утесов за весь период их творческого содружества исполнил 21 песню, написанную специально для него композитором! «Одессит Мишка», “Нет, не забудет солдат”, “Одесский порт” и «У Черного моря», стали визитной карточкой певца. Утёсов так любил эти песни, что часто пел их просто так, без концерта.
Я помню, что приходя к нам домой, он первым делом шел к роялю. Модест садился за инструмент, и начинался импровизированный концерт. И только потом садились за накрытый стол, мама всегда подавала рыбу по-еврейски и фаршированные яйца.
В дни празднования Победы фронтовые песни будут звучать повсюду. И хочется, чтобы люди помнили авторов, и легендарных исполнителей. Помнили Утёсова и моего отца, композитора Модеста Табачникова.
Источник: