Москвичи интенсивно голосуют онлайн и офлайн
Участки для голосования в столице находятся под круглосуточным видеонаблюдением.
Фото агентства «Москва»
1-ый денек общероссийского голосования по поправкам к Конституции в Москве в целом прошел в штатном режиме: все участки раскрылись впору, наблюдение производилось без сбоев, волеизъявление прошло в размеренной обстановке. Отличительной чертой этого денька стала весьма высочайшая активность голосующих электрическим методом. В столичном Публичном штабе по контролю и наблюдению за голосованием стремительно реагировали на неоднозначные моменты.
Видеонаблюдение скооперировано на всех участках, где это разрешено по закону, – а это фактически все участки, кроме расположенных в учреждениях пенитенциарной системы. Картина с камер выводится на экраны операторов штабного видеоцентра. «Спорные случаи будут изучаться группой разбора – определенный участок, конкретное время, можно отмотать, разглядеть в деталях, все как в видеоповторах в футболе», – сказал глава штаба Илья Массух. Видеонаблюдение ведется круглые сутки, в том числе ночкой: участки закроются с включенным светом, а камеры, направленные на урны, столы и сейфы с бюллетенями, продолжат вести запись, которую с утра проверит группа разбора.
Штаб организовал работу 21,5 тыс. наблюдателей – по 4–7 человек на любой участок, в главном это представители НКО, политических партий, также независящие наблюдатели. Никому из желающих принять роль в публичном контроле отказано не было, выделили в штабе. Все наблюдатели прошли соответственное обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками), также сдали испытания на коронавирус и были обеспечены средствами персональной защиты. «Сохранности не бывает очень много», – увидел 1-ый заместитель управляющего штаба, куратор корпуса наблюдателей Вадим Ковалев. Санитарные правила соблюдаются на всех участках: всюду действует масочно-перчаточный режим, установлены санитайзеры, проводится температурный мониторинг.
Публичных наблюдателей нет лишь на 2-ух категориях участков – в мед учреждениях и СИЗО. При этом они были готовы смотреть за ходом голосования в поликлиниках, но в итоге было принято решение, что сиим займутся докторы – чтоб посторонние лица никого не заразили и не захворали сами, объяснил заместитель председателя Публичной палаты Москвы Алексей Венедиктов. А в следственных изоляторах за чистотой волеизъявления проследят члены Публичных наблюдательных комиссий по защите прав человека в местах принудительного содержания, которые имеют туда доступ.
Самое пристальное внимание уделяется процедуре электрического волеизъявления, контролирует которое Электрический штаб по наблюдению за онлайн-голосованием. На вариант технических сбоев тут установлено несколько 10-ов принтеров, которые распечатывают листы с кодами 2-ух типов: один – при получении избирателем электрического бюллетеня, 2-ой – когда он проголосовал.
Для Москвы электрический формат не в новинку. Но в первый раз он продлится целых 6 дней, до 30 июня включительно, при этом в круглосуточном режиме. И в первый раз он организуется по правилам, которые устанавливает не Москва, а ЦИК.
Всего для роли в электрическом голосовании зарегались 1 млн 51 тыс. обитателей Москвы. Для проверки чистоты регистраций, как сказал Алексей Венедиктов, из этого количества в штабе случайным образом отобрали 5 тыс. и позвонили по обозначенным в профилях телефонным номерам с вопросцем – вправду ли подавались заявления? Из 3968 человек, кому вышло дозвониться и кто согласился ответить, все заявили, что сделали это без помощи других.
Как показал 1-ый денек дистанционного волеизъявления, не все москвичи знали, что оно начинается чуток позднее, чем открываются классические избирательные участки, – не в 8.00, а в 10.00. В итоге были зафиксированы сотки попыток проголосовать заблаговременно. Но в штабе это предусмотрели: в таковых вариантах на дисплее телефона юзер лицезрел всплывающее напоминание о том, с какого времени можно дать глас. Еще одним конфузом стала плохая попытка проголосовать человека, который ошибся при регистрации, не прошел ее и не увидел письма о отказе, но сделал вывод, что его глас украли. Штаб оперативно разобрался в данной для нас ситуации.
За 1-ый час дистанционно проголосовали сходу 5% зарегистрированных людей, к середине денька – уже выше 12%. Если граждане по каким-то причинам не смогли принять роль в электрическом голосовании, они могут пользоваться обычным «картонным» методом волеизъявления 1 июля: на избирательном участке сверятся с электрическим реестром, увидят, что человек не проголосовал, и лишь тогда выдадут бюллетень.
Компанию голосования оценили международные специалисты. Председатель попечительского совета благотворительного фонда «Живая» Жанин Арнольди-Зих отметила высочайший уровень санитарной сохранности: «Нас тепло повстречали и предоставили вольный доступ к участку. Можно констатировать, что на участке соблюдены все нужные санитарные нормы: мы получили санитарный набор с маской, перчатками и санитайзером. На входе нам измерили температуру. Не считая того, недозволено не отметить, что все участники процесса, в том числе наблюдатели, соблюдают социальную дистанцию».
А генеральный секретарь Ассоциации французских экспатриантов (АФЭР) Алексис Таррад направил внимание на то, что на участке соблюдаются меры по обеспечению сохранности и конфиденциальности людей. «На участке находятся наблюдатели от разных политических партий, также те, кто проявил желание находиться на голосовании в качестве наблюдателей», – увидел он.
Источник: