На чьей стороне Рф нужно вмешаться в конфликт в Карабахе
Коллаж НГ-Online
Жестокие боевые столкновения длятся в Нагорном Карабахе уже недельку. Обе стороны несут утраты. Вырастают жертвы посреди мирного населения. Конфликт рискует затянуться и расшириться за счет третьих государств: о решительной поддержке Баку заявили в Анкаре. Меж тем Турция – член НАТО. Какую позицию заняла Наша родина?
С самого начала боевых действий зазвучали догадки, что Москва обязана вмешаться, занять чью-либо сторону. Молвят о поддержке РФ собственного закавказского союзника по ОДКБ – Армении, направленной на то, чтоб по последней мере не допустить его военного разгрома. Случай белли при всем этом отсутствует: формально Азербайджан действует в рамках собственных международно общепризнанных границ.
К премьер-министру Армении Николу Пашиняну, пришедшему к власти в итоге цветной революции и равномерно сближавшемуся с Западом, в Москве симпатий, по-видимому, не испытывают – зато дела с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым числятся теплыми. Прямым интересам Рф на Кавказе – к примеру, военной базе в Армении – пока ничего не грозит. Стоит в ситуации чужого конфликта жертвовать отношениями с Азербайджаном, рискуя вослед за Грузией настроить против себя очередное закавказское правительство и сделаться заложником единственного союзника в регионе? Да и вставать на сторону Баку тоже нет обстоятельств.
Наша родина, что изредка бывает в истории постсоветских конфликтов, не стала втягиваться в противоборство. Смотрится это или как замешательство и слабость, или как сознательная позиция «над схваткой» и осознание, что время от времени невмешательство, дипломатичные усилия при сохранении нейтралитета могут быть прибыльнее. Хотелось бы веровать, что 2-ое.
Здоровым фактором стали незамедлительные консультации по дилемме с Францией и США – странами – сопредседателями Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху. Президенты Владимир Путин, Дональд Трамп и Эмманюэль Макрон сделали совместное заявление о том, что «самым решительным образом осуждают эскалацию насилия, имеющую пространство на полосы соприкосновения в зоне нагорнокарабахского конфликта». «Мы призываем к незамедлительному прекращению боевых действий меж вооруженными силами участвующих сторон, – говорится в заявлении. – Мы также призываем управляющих Армении и Азербайджана немедленно взять на себя обязательства радиво и без выдвижения подготовительных критерий возобновить переговоры по существу урегулирования при содействии сопредседателей Минской группы ОБСЕ».
Путин с самого начала брал ситуацию под личный контроль и уже три раза проводил телефонные переговоры с Пашиняном, в каких «акцентировал необходимость незамедлительного прекращения боестолкновений и возобновления политико-дипломатических усилий по урегулированию конфликта». Такую же равновесную позицию занял министр зарубежных дел Сергей Лавров опосля переговоров с армянским и азербайджанским сотрудниками. Это сделалось сигналом иным русским спикерам – не вмешиваться и не наломать дров глуповатыми заявлениями: необмысленные формулировки, беря во внимание накал противоборства и кавказский характер, могли нанести значимый вред.
Отсюда – уравновешенность русской позиции: Москва не успела качнуться ни в одну сторону и поддержала многосторонний дипломатичный формат обсуждения трудности. Это дает основания для оптимизма. Конкретно дипломатия, а не геополитика либо применение силы – ключ к решению таковых сложных конфликтов, как нагорнокарабахский.
Источник: