На фестивале Башмета вспоминали защитников родины
Сергей Гармаш и Кузьма Бодров (за роялем) во время выполнения «Реквиема». Фото со странички Ярославской филармонии в «ВКонтакте»
Интернациональный музыкальный фестиваль Юрия Башмета, прошедший в Ярославле и в городках Ярославской области в период длинноватых майских праздничков, по традиции соединил концерты традиционной и барочной музыки, театральные спектакли и сольные выступления неакадемических исполнителей, предоставив публике программки на хоть какой вкус. К счастью, не приостановила уверенное течение фестиваля даже принужденная отмена 1-го концерта (не сумел приехать турецкий ансамбль). В заключительные деньки состоялись премьеры неизменных «хедлайнеров» фестивалей маэстро Башмета – композиторов Александра Чайковского и Кузьмы Бодрова. 1-ый по заказу маэстро написал оперу-кантату «Хроники Александра Невского», 2-ой – вторую редакцию «Реквиема» на стихи Роберта Рождественского. Оба вокально-симфонических сочинения оказались созвучны друг дружке до этого всего тематически, воспевали защитников россии – величавого князя Александра Ярославича и героев Величавой Российскей войны.
У Александра Чайковского это уже третье воззвание к истории Руси, два прошлых масштабных опуса данной нам складывающейся трилогии – «Слово о полку Игореве» и «Сказ о Борисе и Глебе» также были представлены на фестивалях Башмета. Чайковский, который, кажется, потихонечку преобразуется в Бородина либо Римского-Корсакова, как никто иной из его коллег может по праву называться мастером в изображении ярких исторических картин, будто бы оживающих перед очами – так буквально он употребляет выразительные средства музыкального языка. Новейший объект внимания композитора – личность не попросту знаменитая, да и особо пользующаяся популярностью: например, не так издавна Александр Невский стал победителем голосования в проекте «Имя Рф», став государственным эмблемой страны.
Естественно, задачка у Чайковского стояла тяжелая – избежать простого, однолинейного портрета Александра Невского и, пожалуй, самое основное – уйти от сопоставления с величавой кантатой Прокофьева и с ее не наименее величавой экранизацией Эйзенштейна. Это вышло – никаких цитат и отсылок, и даже сцену ледового побоища он преобразовал в речитацию хора, напоминающую рэп. Хоровые коллективы – Камерный хор Столичной консерватории, филармоническая капелла «Ярославия» и хор Центрального пограничного ансамбля ФСБ Рф (дирижер Александр Соловьев) – игрались чуть ли не ведомую роль в сочинении, отчего чаша весов от оперы склонилась к кантате либо даже оратории: исполнители вокализировали, скандировали текст по слогам, комментировали диалоги и монологи героев – Александра Невского (баритон Игорь Головатенко), его супруги (меццо-сопрано Мария Лобанова), его отца (бас Николай Диденко). Спорным показалось присутствие чтецов, чьи длинноватые речи усиливали и без того мощный нарратив опуса: и если актер Игорь Золотовицкий старался говорить о том, кто таковой Александр Невский, очень естественно, то Владимир Кошевой в роли князя для чего-то преобразовал его в агрессивного парня с уверенностью бравого офицера. Ну и само либретто Дмитрия Макарова, к огорчению, не различалось оригинальностью. Факты о том, как Александр выиграл битву на Неве, а позже на Чудском озере, мы и так помним со школы, а хотелось бы узреть такового новейшего, неведомого нам Александра Невского с различных ракурсов (и пусть художественная трактовка перевесила бы историческую хронику).
«Реквием» Кузьмы Бодрова прозвучал 9 Мая – и это, непременно, присваивало ему особенный градус чувств. В новейшей редакции сочинения, глобальная премьера которого прошла данной нам в зимнюю пору в Москве, возник хор: светлый и грустный вокализ капеллы «Ярославия», сопровождавший оркестр, – это голоса павших в бою, мертвых, «стучащих в наши сердца». Грозные строчки поэмы Роберта Рождественского читал Сергей Гармаш – точнее, пропускал через себя боль, запечатленную поэтом в любом слове. Почти во всем благодаря чтецу это сочинение вышло настолько массивным и чувственным, пробирающим до мурашек. Музыка Бодрова, в какой тонко сплелись широкие прекрасные мелодии, отсылки к стилистике барокко и минимализму, фольклорные интонации, цитата из песни Френкеля «Журавли» и собственные цитаты из музыки к кинофильму «Собибор» Константина Хабенского, была сразу и о горе, и о радости победы – воспринималась практически со слезами на очах у слушателей Ярославской филармонии. Автор (к слову, исполнивший партию фортепиано) показал, как можно сейчас небанально, непафосно и с глубочайшим почтением не только лишь гласить о величавом праздничке, да и сохранять его настоящее значение.
Ярославль–Москва
Источник: