Как высокопрочны южноамериканские скрепы
«Культурная революция» обширно шагает по Соединенным Штатам. Фото Reuters
10-ки памятников знаковым деятелям прошлых эпох были сброшены либо осквернены в крайние недельки в США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке), Британии, Франции, остальных государствах под флагом борьбы против расизма. Что сделалось настоящей предпосылкой этого нежданно массивного движения? Лишь ли убийство афроамериканца Джорджа Флойда? Как происходящее смешивается с классическими южноамериканскими ценностями?
Не тайна, что в западных странах в крайние десятилетия копился протестный потенциал. Появился нежданный парадокс: в первый раз опосля 2-ой мировой войны новое поколение на Западе живет ужаснее, чем предшествующее. Выяснилось, что от прогресса глобализации выгоду в главном получили богатые, а средний класс остался на обочине. Во время пандемии в США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) работы лишились 10-ки миллионов, а состояние создателя Facebook Марка Цукерберга возросло на 25 миллиардов долл. Нарастающее неравенство, чувство несправедливости и отсутствие перспективы сделали обстановку, когда хоть какой предлог способен вытолкнуть на улицу тыщи недовольных. Убийство Флойда сделалось еще одним таковым предлогом. И наличие антирасистских девизов и требований не меняет глубинной базы протеста – люди недовольны собственной жизнью. Акты полицейского насилия случались и до этого, и жертвы имели пространство, не говоря уже о том, что чернокожие сами убивают друг дружку куда почаще, чем стают жертвой насилия полицейских.
Уместно в связи с сиим задаться вопросцем: каково совершенно состояние трудности расизма в сегодняшней Америке? В 1963 году Мартин Лютер Кинг произнес известную речь, начинавшуюся словами «У меня есть мечта». Спустя полста лет на пост президента США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) был избран афроамериканец Барак Обама. Мечта Кинга сбылась. Во 2-ой половине ХХ века Америка вправду прошла впечатляющий путь в преодолении расовой дискриминации. Но исторические родимые пятна не стираются до конца. Как у нас не стерлось наследство крепостничества (ряд знаковых фигур, как понятно, давали его возродить в современной Рф); как пронацистские движения, возникающие то тут, то там в Европе и мире. В Соединенных Штатах родимое пятно расизма вновь проступило при Дональде Трампе. С начала его президентства количество так именуемых групп ненависти, в которые соединяются воединыжды белоснежные расисты в США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке), подросло на 55%. Некие выражения Трампа дали повод его противникам также обвинить его в антисемитизме.
Как считают почти все забугорные политологи-американисты, США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) переживают сегодня, может быть, самый тяжкий кризис со времен 2-ой мировой войны. Главный фактор – устойчивая ненависть к Трампу со стороны элиты, которая принимает его как выскочку, как человека, исказившего стиль Америки, натравливающего одних янки на остальных. Интеллектуалы, либеральная профессура делают все вероятное, чтоб он ушел под хоть каким предлогом. Трампом недовольны и почти все высшие бюрократы – лишь за первую половину собственного мандата он четыре раза на сто процентов сменил свою администрацию. Трамп не соединяет воединыжды, а раскалывает страну, лжет и апеллирует к самым низким инстинктам, считает германский американист Кристиан Хакке. Убийство и кавардаки еще более убыстрили переход от американской мечты к южноамериканскому ужасу. «Америка разрывается на кусочки», – уверен Хакке.
Почти все в Америке считают Трампа первым президентом, который не является президентом всех янки, а опирается только на свою группу. Импичмент не удался, но врагов Трампа это не приостановило. И сейчас развернувшиеся в стране протесты даже близкий к управлению Республиканской партии телеканал Fox News разъясняет не столько антирасовыми настроениями, сколько попыткой хоть каким методом не допустить еще 4 лет пребывания Трампа в Белоснежном доме.
Расизм и работорговля, непременно, не красят историю населения земли. Но разве осуждение того и другого сейчас обязано обязательно проходить через предъявление счетов Томасу Джефферсону, Уинстону Черчиллю, Сесилу Родсу и остальным? Основоположник компании De Beers Сесил Родс, естественно, знаковая фигура английского колониализма, покорившего чуток ли не весь Юг Африки. Но перед гибелью в 1902 году он оставил импозантную сумму для студентов из развивающихся государств Африки и остальных колоний, чтоб они могли обучаться, получая стипендию Родса.
Сейчас его монумент в Оксфорде быть может удален со собственного места, при этом за это выступают в том числе студенты – стипендиаты Родса. Но 1-ый чернокожий президент ЮАР (Южно-Африканская Республика — государство в южной части Африканского континента) по другому оценил его личность, учредив фонд «Мандела–Родс» для содействия развитию Африки. Потому что в итоге следует судить Родса – как расиста либо как деятеля, способствовавшего прогрессу Африки?
Есть много остальных примеров, оспаривающих обычный одномерный взор на историю рабства. Гаити – самая бедная, самая неученая и ужаснее всего управляемая страна в западном полушарии. Господствующее в стране верование вуду – это волшебная религия, в какой судьбу человека контролируют сотки весьма капризных духов. Эта религия лишена этического содержания и, как следствие, является основным фактором той высочайшей степени недоверия, паранойи, чувства слабости и отчаяния, которые свойственны для ее поклонников. Корешки вуду всходят к бывшей Дагомее, сейчас Бенину, – государству в Западной Африке. Характеристики доходов, детской смертности, ожидаемой длительности жизни для Гаити и Бенина фактически схожи.
Бoльшая часть обитателей Барбадоса также ведет свое происхождение из Дагомеи. Но в отличие от Гаити, которая захватила свою независимость от Франции в 1804 году в итоге восстания рабов, Барбадос получил независимость от Англии в 1966-м, когда потомки рабов, в первый раз привезенных на полуостров в первой половине XVII века, уже доминировали в политике и большей части экономики. За три столетия они так усвоили английские ценности и университеты, что их стали именовать афросаксами (Afro-Saxons). Господствующая религия в данной для нас стране – англиканство. Сейчас Барбадос – процветающая демократия, занявшая в 2010 году 42-е пространство по Индексу развития людского потенциала ООН. У Гаити 145-е пространство (из 169 государств). Истории выхода из рабства одной и иной страны оказались весьма различными и по-своему важными.
Африканцы, похоже, часто адекватнее, чем белоснежные европейцы, относятся к спорным фигурам прошедшего. Во Франции залили краской монумент генералу Шарлю де Голлю, причислив его по неизвестным причинам к «сторонникам рабства». А в столице Конго Браззавиле мемориал де Голля остается в целости и сохранности. Прессу всего мира обошел снимок монумента Черчиллю перед Вестминстером с надписью «был расистом». А вот согласно опросу, проведенному Би-би-си в 2002 году, Черчилль был признан самым пользующимся популярностью англичанином всех времен и народов. В заслугу ему ставят до этого всего его борьбу против фашизма. В обоих вариантах безбашенные осквернители монументов наверное не достаточно что знали о этих величавых деятелях ХХ века.
В Орегоне (США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке)) снесли с постамента скульптуру третьего президента США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) Томаса Джефферсона: как выяснилось, у него было около 600 рабов, что непременно, исходя из убеждений нынешней улицы, довольно для получения ярлычка расиста. А то, что он был одним из отцов-основателей и главной фигурой в разработке Декларации независимости Соединенных Штатов, 1-го из главных документов в истории страны, это вроде бы уже отодвигается на 2-ой план либо о этом большая часть толпы совершенно не понимает.
Один француз, разместивший в Facebook фото разрисованной красками скульптуры Вольтера, не прячет собственного негодования: эта банда невежд наверное не понимает, кто таковой Вольтер и что он боролся за терпимость и равенство, пишет он.
Приведенные примеры можно считать аберрацией памяти, а поточнее – невежеством. Расизм сам по для себя зло. Невежество дозволяет расизму выплеснуться наружу, тогда и зло множится.
В конце концов, самый феноминальный, если не сказать абсурдный, пример реакции на сегодняшние антирасистские протесты в США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке). Под огнь критики попал шедевр Голливуда – кинофильм «Унесенные ветром», его изъяли из вольного доступа. Спустя 80 лет опосля его выхода выяснилось, что он «очень терпимо» изображает расизм.
Дело не только лишь в том, что кинофильм захватил восемь «Оскаров». Конкретно в данной для нас ленте основная героиня Скарлет О’Хара произнесла слова, которые обрели в Америке экзистенциальный смысл и стали главным лозунгом современной американской цивилизации: «Завтра наступит новейший денек» (Tomorrow will be another day). Это значит, что ни в которой ситуации недозволено отчаиваться, все появляется, нужно лишь веровать в завтрашний денек. Янки впитывает эту актуальную установку с молоком мамы от рождения, и в предстоящем оптимизм становится неотъемлемой чертой его натуры. Эту черту метко определил Джон Стейнбек: для бедняка в Америке, писал он, соответствующим является разглядывать себя «как миллионера, временно находящегося в затруднении». К слову, это считается самым коротким разъяснением невозможности социализма в США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке).
Если эту идею, искрометно выраженную в «Унесенных ветром», изъять «из вольного доступа», то Америка закончит быть Америкой. Ибо это часть «американской мечты», контуры которой обозначили отцы-основатели и которая прошла через томные годы Величавой депрессии и дожила до наших дней.
Главные элементы «американской мечты», еще пока незыблемы. Их можно именовать «южноамериканскими скрепами», либо ценностями. Утрата ценностей – трагедия для хоть какой цивилизации. Наша родина в ХХ веке получила в этом смысле суровый урок. Америкосы в собственной массе далеки от исследования чужих уроков, но то, что Трамп успел основательно извратить южноамериканскую мечту и опрокинуть почти все ценности, становится для почти всех из их все наиболее естественным.
Источник: