«Не обижать – это большое действие»
Сцена из балета «Кот в сапогах». Фото Дарьян Волкова / «Урал Опера Балет»
Екатеринбургский театр «Урал Опера Балет» представил премьеру спектакля «Сказки Перро», созданного, что называется, с чистого листа. Не перенос, не возобновление, а самая настоящая мировая премьера. Это первый проект Максима Петрова на посту художественного руководителя балетной труппы.
Худрук и его ассистент Богдан Королёк выбрали четыре сюжета французского сказочника: «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Синяя борода» и «Мальчик-с-пальчик». Вместе с прологом и эпилогом сказки образуют единый спектакль со сквозными персонажами. Новый балет продолжает три важные для театра линии: создание оригинального семейного репертуара, работа с современными российскими композиторами, поддержка начинающих хореографов.
Партитуру для нового спектакля заказали трем композиторам – Настасье Хрущёвой (в театральной и балетной музыке она не новичок) и дебютантам в балетном театре Алексею Боловлёнкову и Дмитрию Мазурову.
Хореографию вместе с Максимом Петровым сочинили артисты театра Александр Меркушев и Константин Хлебников.
Требованиям семейного репертуара «Сказки Перро» отвечают без сомнения. Причем и дети, и родители могут иметь разную степень подготовленности. А могут не иметь никакой. Считывать спектакль можно, так сказать, послойно. Красочно, живо, весело и грустно, местами жутковато – первые впечатления, которых зачастую и вполне достаточно. Смотри, не задумываясь, и получишь свою долю удовольствия. Особенно если не слишком придираться к незамысловатой хореографии. Она здесь – лишь один из равноправных (но не равноценных) элементов, среди которых – музыка, сценография, мимика, рождающее новые смыслы сочетание мизансцен (своего рода «монтаж аттракционов»), цвет, свет и даже вокал. Важнее собственно хореографии интонация, настроение, которыми в том или ином эпизоде окрашивают свою пластику исполнители.
Число «подкожных» слоев для каждого зрителя свое. В зависимости от насмотренности, наслушанности, не только культурного, но и исторического бэкграунда. Это не утяжеляет восприятие. Скорее наоборот, превращает просмотр в занимательный квест – и развлекательный, и заставляющий поразмышлять. В музыке услышишь множество не для красного словца, не без смысла соединенных мотивов – от барокко до неаполитанской «Вернись в Соренто», от Чайковского до Пьяццоллы.
Пролог представляет нам пространство, в котором будут происходить события. Волшебный лес. Художник-постановщик Юлиана Лайкова этот лес связала из множества волокон и цветов, как все действо – из множества смыслов, воспоминаний, аллюзий, настроений, ассоциаций. От античных до современных, от символистских до антиутопических (в какой-то момент, например, с колосников опускаются огромные глаза «Большого брата», от которых, конечно, ничто не ускользнет). Основной мотив причудливых костюмов тоже рукодельный, напоминающий узелковую технику макраме.
Хозяйка леса Грибная фея – сквозной персонаж спектакля. В руках у феи спицы, она носит с собой южно-солнечного цвета клубок, который из маленького вначале вырастает по мере продвижения к финалу до громадного, вплетая каждую историю, сказку, судьбу в единую ткань жизни. С феей через весь спектакль проходят ее помощники – охотники.
Каждая из четырех сказок рассказана по-своему: с преобладанием иронии – «Кот в сапогах» и «Красная шапочка», с ведьминской жутью (иногда без всякой иронии) – «Синяя борода». А воплощая на сцене сказку «Мальчик-с-пальчик», сценаристы и постановщики обратились к японской вариации сюжета, истории про Иссумбоси, применив сценографические приемы традиционного японского театра.
«Сказки Перро» – не столько балет, сколько коллективное высказывание. Не подсобной, а равноправной составляющей действа в данном случае является и буклет. Напоминая о том, что в «Сказки моей матушки Гусыни» Шарль Перро включил некогда восемь историй, составители буклета Богдан Королёк и Александр Рябин впервые опубликовали восемь новых сказок. Авторы – студенты петербургского фонда «Антон тут рядом», взрослые люди с аутизмом. Это потрясающие тексты. Прочитав их, становишься чуть-чуть другим. Составители буклета уверены: «Положения Этического кодекса фонда могли бы войти в синопсис нового балета: каждый имеет право быть счастливым; не обижать – это большое действие; чувства сложны и не всегда имеют смысл; тот, кто любит блины, не опасен».
Жизнь, казалось бы, учит – никакой кодекс не указ Волку или Синей бороде. Что уж говорить о Людоеде. Герои спектакля, в том числе и каждый из злодеев, получают изрядную порцию тумаков и унижений. И не за злодейства вовсе, а за то, что они – другие и при этом осмеливаются любить, как и все, мечтают о счастье.
Об этом захотели поговорить с нами создатели «Сказок Перро». Хоть и страшноватые, со зловещинкой, они все-таки – сказки. Мудрая Грибная фея всех униженных и оскорбленных спасает. Для нее всякий достоин сочувствия, каждого нужно пожалеть и утешить, если ему худо. Тогда, глядишь, он и другим худа лишний раз не сделает. Сказки, одним словом.
Екатеринбург–Москва
Источник: