Неумолимость фатума
Тема трагизма жизни и жестокости
судьбы, пришедшая из древнегреческих
трагедий, пронизывает почти все рассказы.
Жан-Огюст-Доминик Энгр. Эдип и Сфинкс.
1864. Лувр
Аркадий Ровнер (1940–2019) сформировался в литературно-духовном андеграунде 1960-х годов в Москве, на него оказали воздействия авангардные течения в литературе, также возрождение энтузиазма к мировым духовным традициям, историческим и современным. Он дружил с таковыми выдающимися личностями, как поэты Дмитрий Авалиани, Валентин Никитин, Леонид Иоффе, Леонид Чертков, писатели Юрий Мамлеев и Николай Боков, философ Евгений Головин. На писателя оказало воздействие магическое возрождение 1960-х годов с его энтузиазмом к таковым религиозно-мистическим течениям, как суфизм, буддизм, христианский мистицизм, учения Гурджиева, Блаватской, Штайнера, также романы Андрея Белоснежного, поэзия Блока, Хлебникова, Александра Введенского, а из 2-ой половины ХХ века – поэзия Леонида Аронзона, ранешнего Станислава Красовицкого. В течение 20 лет (1974–1994) Ровнер жил в США, в Нью-Йорке, где основал издательство «Гнозис» и выпускал двуязычный религиозно-философский и литературный журнальчик «Гнозис». Возвратившись в Москву в 1994 году, он преподавал мировые религии в нескольких столичных институтах, также сделал «Институт культуры состояний», посвященный исследованию глобальных духовных традиций. Ровнер показал себя как поэт, писатель и философ, став создателем 3-х романов, 3-х книжек стихов и 6 книжек рассказов.
«Город {живых} отцов» – шестая и крайняя книжка рассказов создателя. Из 30 рассказов и повестей, размещенных в данном сборнике, 27 были написаны в период крайних 6 лет жизни создателя (2013–2019), отмеченных массивным творческим подъемом. Как и в большей части его прозы, в этих рассказах находятся философское осмысление загадок мироздания, насыщенная чувственная экспрессия, отталкивающаяся от экспрессионизма и сюрреализма, броской описательности, преломленной авангардной стилистикой. Модернистские стилистические черты, выраженные в преломлении линейного смысла, причинно-следственной связи и привнесения частей бреда и словесной фактуры ради самой себя, проявленные в наиболее ранешних рассказах создателя, находятся и в творениях этого сборника, хотя и в наименьшей мере.
Бессрочное глубинное вживание создателя в мировые религиозные и эзотерические традиции выражается в размышлении о смысле жизни и погибели, о способности и вероятности духовного просветления у отдельных индивидуумов (как описано в рассказе «Альфа-пилюля») и духовного возрождения у всего населения земли либо обитателей отдельных государств (как показано в повести «Доктор» и в рассказе «Конец истории», главными героями которых являются композиторы Скрябин и Стравинский). Тема трагизма жизни и жестокости судьбы, пришедшая из древнегреческих трагедий, пронизывает почти все рассказы и выражается в ощущении безысходности участи персонажей, невозможности выразить полностью собственный творческий потенциал. Это и поэт Эрнест из рассказа «Оракул», и основной герой рассказа «Островок леса меж стройками» Герман, который не может вписаться в установившиеся религиозные и духовные течения, закостеневшие в социальные структуры. Герои рассказов «Свист иволги» и «Похитительница браузеров» понимают неумолимость фатума и рока, а головного протагониста рассказа «Город {живых} отцов» преследует чувство невыполненного долга перед погибшим папой. В рассказах «Большая уборка» и «Девченка с косичкой» передано чувство катастрофы мирового уровня и плачевного состояния современности.
Аркадий Ровнер. Город {живых}
отцов: шестая книжка рассказов.–
М.: Традиция 2020. – 402 с.
Но умопомрачительное мышление создателя проявляется не только лишь в мучительных раздумьях героев и в катастрофических финалах их судеб, да и в видах радостных ярких гостей из других государств и метафизических реалий («Эфемериды»), в смешных прозаических квазибытовых ситуациях («Сага о Анжеле»), в рассмотрении эффективной сакральной сущности языка, представленном в квазинаучной статье на лингвистические темы («Камаратуйя»), также в выражении состояния возвышенного блаженства и радости, испытанного главными героями при столкновении с инобытием и высшей реальностью («Наилучший мир»). Книжке предпослан текст, написанный много годов назад в виде рецензии на прозу Аркадия Ровнера поэтом Алексеем Парщиковым, в какой создатель охарактеризовывает творчество создателя таковым образом: «Мягенький вариант славянского сюрреализма в отличие от западного, периодического, употребляет бесформенные абстракции, кукольные и рисованные образы, знаковую эстетику художественного плаката, нефункциональный дизайн, когда повседневность необязательно без остатка идет в жертву лишь синтезированному сюрреалистическому виду, а документирует невероятную действительность и считается параллельно». Сборник «Город {живых} отцов» – броский художественный парадокс в области современной литературы, отвечающий духовным и культурным запросам нашего времени широтой затронутых им тем и глубиной их переживания.
Репортаж о вечере памяти Аркадия Ровнера, прошедшем в рамках проекта «Вселенная», читайте в последующем выпуске «НГ-EL».
Источник: