Новейшие отверженные: французский контекст
Удел этих юных людей – неустроенность и отсутствие соц перспектив.
Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru
Во Франции основным фильмом прошлого синематографического сезона года стали «Отверженные». Для начинающего режиссера Ладжа Ли получение премии жюри Каннского фестиваля (2019), а позднее премии «Сезар» сделалось полной нежданностью.
«Отверженные» – это добросовестный рассказ о жизни малеханького города, размещенного в предместье Парижа. Когда-то поблизости Монфермея на лесной дороге повстречались герои романа «Отверженные» – прошлый каторжник Жан Вальжан и Козетта. Сейчас в центре Монфермея находится школа, носящая имя Виктора Гюго, а в самом городке живут «новейшие отверженные». Это французы, деды и отцы которых в 1960-е годы приехали во Францию из Темной и Северной Африки. Удел этих людей – бедность, неустроенность, отсутствие соц перспектив.
В прошедшем мужчины работали на производстве, но в 1980–1990-е годы почти все компании закрылись. Сейчас значимая часть населения «сложных» кварталов, которые во французском языке политкорректно именуют «кварталами, требующими особенного внимания» (quartiers sensibles), не имеет работы и живет на социальные пособия. Доход наиболее половины семей ниже официального уровня бедности. Социальные гетто есть не только лишь в депрессивных регионах, пострадавших от кризиса и глобализации. Есть они и в процветающих городках, таковых как Тулуза и Гренобль.
В неблагополучных городках и кварталах возникает особенный «закрытый мир», действуют криминальные банды, процветают проституция и наркоторговля. Политики и журналисты – нечастые гости. В тех местах, где официальная власть слаба, образуются социальные сети, действуют кланы со собственной иерархией и фаворитами. В Монфермее и остальных городках еще полтора-два десятилетия тому вспять бал правила наркомафия. Она и сейчас сильна, ведь в наркобизнесе во Франции, по оценкам профессионалов, занято около 200 тыс. человек.
Но в крайние годы ситуация поменялась, в городе возникли «Братья-мусульмане» (организация запрещена в РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина)). Они оказывают вещественную помощь более нуждающимся семьям, воспитывают молодежь. «Нужно уважать соседей, не нужно им грубиянить», – увещевают они подростков, не запамятывая напомнить, что ожидают их к пятничной молитве, опосля которой будет чай с конфетами. Можно представить, что идет речь не только лишь о чаепитии. Отлично понятно, что в армии «Исламского страны» (запрещено в РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина)) много подростков.
«Мой кинофильм, – гласит режиссер, – ведает о детях». Конкретно они – главные герои разворачивающейся драмы. Дети решительны и агрессивны, в всякую минутку готовы ввязаться в стычку.
«В прошедшем, когда я рос, – вспоминает Ладж Ли, родившийся и до сего времени живущий в Монфермее, – малыши проводили лето в летних лагерях, в городке работали ассоциации, развивались культура и спорт». Сейчас соц бюджет сократился, занятия в спортивных клубах стоят недешево и для большинства недосягаемы. Часть социальной инфраструктуры в Монфермее, как и в остальных неблагополучных городках и кварталах, не была восстановлена опосля погромов 2005 года. Кто был тогда заинтересован в разрушении библиотек, спортивных залов, кинозалов, можно лишь догадываться. Недозволено исключить, что за спиной вандалов стояли мафиозные кланы.
В базе сюжета кинофильма – конфликт (наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия) меж правоохранительными органами и местным обществом. При этом самой брутальной и непримиримой частью этого общества являются дети, с орудием в руках противостоящие силам порядка. Создатели ленты не занимают чью-либо сторону. Они честны со своими героями и демонстрируют, что они все по-своему злосчастны: и мальчишки, обязанные проводить летние каникулы в пыльном городке, и полицейские, которые поддерживают порядок в накаленной до максимума атмосфере. Конкретно беспристрастностью «Отверженные» различаются от культового кинофильма «Ненависть» Матьë Кассовица (1995), в каком создатели очевидно были на стороне молодежи из предместий.
Пользующийся популярностью рэпер Кэрри Джэймс – участник
акций против полицейского насилия. Фото
со странички Кэрри Джеймса в Instagram
Обитатели Монфермея живут в замкнутом пространстве, они изолированы, не доверяют друг дружке. Опросы, проведенные Центром исследования французской политической жизни (CEVIPOF), свидетельствуют о том, что недоверие к другому перевоплотился в норму современной жизни: сначала этого года только 33% французов считали, что можно довериться остальным людям. По уровню недоверия Франция – один из фаворитов в Западной Европе.
Социолог Жером Фурке ассоциирует Францию с архипелагом, острова и островки которого утратили связь вместе. В крайние годы, в особенности опосля терактов 2014–2015 годов, нарастал раскол меж мусульманской общиной и остальной частью французского общества. Мусульманское население сделалось больше замыкаться на для себя. Снизилось число смешанных браков, возрос контроль над жизнью мусульманских дам в семье, все пореже семьи соглашаются на брак девушки-мусульманки с «галлом». Отлично узнаваемый факт: почти все девицы из мусульманских семей отлично обучаются и стремятся получить высшее образование, чтоб с течением времени вырваться из-под гнета семьи. К слову, в кинофильме конкретно юные француженки магрибинского происхождения олицетворяют собой положительный образ Монфермея. Они подтянуты, ведут обычный стиль жизни, занимаются спортом.
Иная изюминка публичных настроений в современной Франции – низкий уровень доверия к власти и, а именно, силам правопорядка. С декабря 2018-го по февраль 2020-го уровень доверия к правоохранительных органов в стране снизился с 72 до 66%. Это происходило на фоне твердого угнетения выступлений «желтоватых жилетов». У обитателей Монфермея эти настроения выражены еще посильнее.
Вопросец о отношениях общества с правоохранительными органами – острая тема для современной Франции. Сиим в летнюю пору ситуация обострилась. В июне, еще до окончания карантина, тыщи французов вышли на улицы, чтоб почтить память афроамериканца Джорджа Флойда, погибшего от рук полицейского. Событие, произошедшее в США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке), напомнило французам о погибели темнокожего Адама Траоре, погибшего в полицейском участке опосля задержания в 2016 году в Бомон-сюр-Уаз. Акции проходили под девизами «Нет полицейскому произволу» и «Нет расизму».
Во французских политических кругах уже не одно десятилетие ведутся споры о том, как решить делему «сложных» кварталов и городов. Рецепты дают различные. Левые политические силы выступают за повышение финансирования неблагополучных территорий. Очень правые и часть правоцентристов – за укрепление сил правопорядка, чтоб вести борьбу со «сволочью». В первый раз оскорбительное слово «racaille» было произнесено Николя Саркози в 2005 году, в бытность его министром внутренних дел.
Местные власти и урбанисты настаивают на том, что только развитие транспортной инфраструктуры выведет неблагополучные местности из изоляции. К слову, в прошлом декабре в Монфермее открылась новенькая трамвайная линия, которая соединила город с метро. Обитатели ожидали этого действия 20 лет.
В свою очередь, люди, выросшие в неблагополучных кварталах, но преуспевшие в жизни, такие как режиссер Ладж Ли, рэпер Кэрри Джеймс, актер Саид Тагмауи, убеждены, что лишь культурное развитие может спасти мальчишек и девченок из «сложных» кварталов. «Человек по рождению не приговорен к беде. Культура делает его вольным», – убежден Джеймс. Певец сделал ассоциацию, которая оказывает помощь в обучении детям из неблагополучных семей. Раз в год организация проводит конкурс, фавориты которого получают стипендию, позволяющую им продолжить учебу в институте. Есть и остальные проекты, которые разрешают профессиональным детям из неблагополучных семей получить высшее образование.
И очередной нерешенный вопросец: как сблизить две Франции – Францию соц гетто и благополучную Францию, удачно врастающую в новейший глобальный мир? То, что не удается создать политикам и публичным деятелям, пробуют выполнить люди искусства. Рассказывая о том, что по сути происходит в «кварталах», они снимают табу со почти всех сюжетов, которые до недавнешних пор были закрытыми в политкорректной Франции. Подтверждая тем, что тот, кто владеет культурой, воистину волен.
Источник: