Новый век Санкт-Петербургской филармонии начался с отставки Темирканова
В лихие 90-е лишь авторитет Юрия Хатуевича Темирканова помог сохранить оркестр и организовать его международные гастроли.Фото РИА Новости
Санкт-Петербургская филармония продолжает отмечать свое столетие. Празднование растянулось на два сезона, из которых нынешний особенно богат на концерты выдающихся исполнителей. 30 января состоялось исполнение Третьей симфонии Малера, где Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии продирижировал Зубин Мета – живая легенда музыкального мира.
Концерт этот в полной мере стал историческим, вошел в летопись филармонии. Особенно радует то, что выдающийся дирижер, которому идет уже 86-й год, продирижировал именно нашим оркестром (Зубин Мета лишь в 1964 году до этого дирижировал симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, позже приезжая уже со «своими» Нью-Йоркскими и Израильскими филармониками, оркестром MaggioMusicaleFiorentino (Италия).
Маэстро провел все четыре оркестровые репетиции и получал видимое удовольствие от совместного музицирования, от вовлеченности музыкантов, особого звучания Петербургского филармонического оркестра. После окончания концерта публика поднялась в едином порыве благодарности не только к легендарному маэстро, но и к оркестру. Показалось, что вернулись старые времена, когда оркестром часто дирижировали именитые гастролеры.
Одновременно с этим триумфальным концертом в прессу просочилась информация, вызвавшая по меньшей мере недоумение, о том, что главный дирижер Заслуженного коллектива Юрий Темирканов покидает свой пост и передает его дирижеру оркестра – Николаю Алексееву. При этом Темирканов остается на других своих постах – художественного руководителя филармонии и оркестра. Оркестру это было кулуарно объявлено 29 января, но никакой информации ни общественности, ни журналистам, которые стали обрывать по этому поводу филармонические телефоны, предоставлено не было.
Лишь в первых числах февраля на сайте филармонии появилась скупая информация: «21 января 2022 года решением художественного руководителя Санкт-Петербургской академической филармонии маэстро Юрия Темирканова дирижер Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра филармонии Николай Алексеев назначен главным дирижером оркестра». И все. Ни объяснений, ни обоснований, что выглядит то ли странно, то ли цинично, особенно если оглянуться назад на историю старейшего симфонического коллектива страны.
Само существование оркестра, который в этом году отмечает 140-летие (основан по повелению Александра III 16 июля 1882 года), послужило причиной для образования филармонии в 1921 году, сначала Петроградской, потом – Ленинградской и ныне Санкт-Петербургской. В 20–30-е годы с оркестром выступали лучшие дирижеры мира: Бруно Вальтер, Феликс Вейнгартнер, Герман Абендрот, Оскар Фрид, Эрих Клайбер, Пьер Монтё и Отто Клемперер, в 1934 году оркестр получил звание «Заслуженный коллектив республики» (вот откуда идет это шутливое прозвание «Заслуга» или сокращенное ЗКР).
Потом наступила полувековая эпоха Евгения Мравинского, который руководил оркестром до самой смерти: в последние свои годы он выступал дважды в сезон, дирижировал сидя, но магию этих концертов и звучание оркестра невозможно забыть. Редкие появления Мравинского за пультом компенсировались работой других дирижеров: прежде всего Арвида и Мариса Янсонсов, а также именитых гастролеров, например, Игоря Маркевича или особенно любимого ленинградской публикой Эмила Чакырова.
После смерти Мравинского встал вопрос о новом главном дирижере, впервые в истории были проведены выборы, и сам оркестр (подобно недавним выборам Генеральмузикдиректора в Берлинской филармонии) избрал себе нового руководителя. По решению музыкантов им становится Юрий Темирканов, что было тогда не так однозначно, потому что Темирканов оркестром в те годы не дирижировал совсем (у него были сложные отношения с Мравинским) и выступал в филармонии лишь с оркестром Кировского театра, которым руководил. Но музыканты выбрали новый, творческий путь развития и не прогадали, потому что в лихие 90-е лишь авторитет Темирканова помог сохранить оркестр, организовать его международные гастроли, записи, привлечь спонсоров. Таким образом, Темирканов руководит заслуженным коллективом с 1988 года уже более трех десятилетий, и за эти годы прошло огромное количество статусных концертов в Петербурге и за рубежом, состоялись фестивали, восторженные отзывы прессы… Неужели «эпоха Темирканова» в оркестре должна закончиться вот так… глухо и молчаливо?
Известно, что Юрий Темирканов по разным причинам не встает за пульт заслуженного коллектива уже два года, и, наверное, есть логика в том, что Николай Алексеев, который проводит все главные концерты – открытие сезона, открытие и закрытие фестиваля «Площадь искусств» и пр., – фактически выполняющий функции главного дирижера, был им и назначен официально, он достойный музыкант и дирижер. Но почему так неуважительно к легендарному коллективу и его публике, да еще и в юбилейный сезон… Впрочем, может, у филармонии вообще сейчас проблема с «главными»? Ведь второй оркестр филармонии – Академический симфонический, как лишился своего главного дирижера (Александр Дмитриев стал дирижером-лауреатом по решению художественного руководителя), так больше его и не обрел, и было это еще до пандемии.
Так что пока юбилейные филармонические программы продолжают радовать – вот легендарный Элиаху Инбал исполнит вместе с ЗКР все симфонии Брамса в феврале, а административные вопросы продолжают беспокоить.
Как и с кем будет развиваться Санкт-Петербургская филармония в свое второе столетие?
Санкт-Петербург
Источник: